Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внимание – важный познавательный процесс, поскольку уровень его развития влияет на такие процессы, как восприятие, память и мышление, а также является ключом к успешной учебной деятельности в целом. Кроме того, развитие внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений человека, связанных с формированием у него волевых качеств.
Актуальность изучения темы «Исследование произвольного внимания студентов» заключается в том, что внимание у них характеризуется высокой степенью неустойчивости и утомляемости, а также низкими показателями по концентрации, сосредоточенности и избирательности.
В современных отечественных исследованиях особенностей внимания студентов выделяется взаимосвязь низкой продуктивности внимания с неустойчивостью психоэмоционального состояния молодых людей в период студенческой адаптации: студентам-первокурсникам требуется больше волевых усилий для выполнения работы, требующей концентрации внимания. Процесс адаптации и стресса, вызванные началом обучения, высокая многозадачность влияют на психоэмоциональное состояние молодых людей, которое в свою очередь влияет на рассеянность и неустойчивость произвольного внимания.
Еще одной характерной особенностью внимания студентов является высокая степень его утомляемости и долгой врабатываемости в задачу. Молодые люди либо быстро включаются в работу, но через некоторое время начинают допускать ошибки вследствие утомления. Либо же происходит долгая врабатываемость в задачу с ошибками, а затем повышение продуктивности внимания через адаптацию к задаче. Так или иначе, внимание студентов характеризуется колебаниями концентрации.
Исходя из выше изложенного цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить особенности развития произвольного внимания у студентов.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности произвольного внимания у студентов.
3. Охарактеризовать этапы, методы и методики исследования.
4. Провести анализ экспериментального исследования.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование
Методики исследования:
Методика «Корректурная проба» Б. Бурдон.
Методике Пьерона-Рузера
Методика «Запомни и расставь точки»
Выборка: в исследовании принимали участие 12 обучающихся 124 группы педагогического колледжа, средний возраст 16-17 лет.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ
1.1. Понятия «внимание» в психолого-педагогической литературе
Внимание – это психологический феномен, в отношении которого до сих пор нет консенсуса среди психологов. С одной стороны, вопрос о наличии внимания рассматривается как самостоятельное психическое явление в психологической литературе. Некоторые авторы утверждают, что внимание нельзя рассматривать как отдельное явление, потому что оно, так или иначе, присутствует в другом психическом процессе. Другие же защищают независимость внимания как умственный процесс. Впервые проблема внимания была выделена в работах В.Б. Блока, В.М. Вундта, Т. Рибо, Э.Б. Титченера и других авторов.
По мнению Т. Рибо, внимание, будь то ослабленное или усиленное, всегда связано с эмоциями и вызвано ими. Существует особенная тесная связь между эмоциями и добровольным вниманием [цит. по 17].
По мнению В. Вундта, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения [цит. по 17]. Его последователь, Э.Б. Титченер, полагал, что внимание является свойством ощущения. Определение, выдвинутое Э.Б. Титченер, является на полной противоположностью теории В. Вундта, но в них есть общие черты. Э.Б. Титченер подчеркивает биологическую природу внимания. В. Вундт пишет о внимании как о простом свойстве ощущений. Но это свойство выражает преобладание ощущения в сознании, то есть не внешнего, а его внутреннего качества, в зависимости от субъекта, от «предрасположенности» его нервной системы. Но Э.Б. Титченер не дает объяснения этому «предположению». Скорее это описывает, чем объясняет явление. Кроме того, личность и ее деятельность, кажется, полностью исчезают. Поэтому описание Э.Б. Титченера носит в основном механический характер.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. М.: Смысл; ИЦ Академия, 2012. - 414 с.
2. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
3. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с. 112
5. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов – М.: РОСМЕН, 1999. – 312 с.
6. Волков, Ю.Г. Социология молодежи [Текст] / Ю.Г. Волков, В.И. Добренько, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. –576 с.
7. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии: Уч. Пособие [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2012. – 694 с.
8. Давыдов, В. П. Методология и методика психологопедагогического исследования [Текст]: учебное пособие / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И, Уман. - М.: Логос, 2016. - 128 с
9. Едронова, В. Н. Система методов в научных исследованиях [Текст] / В. Н. Едронова, А. О. Овчаров // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 10 (313). – С. 33-47.
10. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев– СПб.: «Питер», 2-е издание, 2017. - 512с
11. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 576 с.
12. Калина, Н.Ф. Психология личности / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
13. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С. 13-23.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. –252 с.
15. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним [Текст] : Учебно-методическое пособие / В. Г. Крысько. – Москва : Флинта, 2005 г. - 418 с.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 462 с.
17. Лысенко, Е. М. Возрастная психология [Текст] : краткий курс лекций для вузов / Е. М. Лысенко. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 173 с.
18. Матюшкина, М. Д. Методы педагогического исследования [Текст] : Учебное пособие / М. Д. Марцинковская. – СПб.: Питер, - 2012. - 178 с.
19. Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: МПСИ, 2011. – 242 с.
20. Немов Р.С. Психология. Учебник для ВУЗов / Р.С. Немов - М.: ВЛАДОС, 2005 - 294 с.
21. Немов, Р. С. Психология. Учеб.для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. / Р. С. Немов – М.: ВЛАДОС, 1995. – 413 с.
22. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет [Текст] / А. А. Осипова, Л. И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 104 с
23. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс; пер. с английского. – СПб.: Питер, 2010. – 624с.
24. Рубинштейн С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2009. - 679 с.
25. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону : Феникс, 2016. - 575 c.
26. Циулина, М. В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / М. В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.