Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение……………………………………………………………....3
Глава 1: Теоретические основы формирования
представлений о явлениях неживой природы
в начальной школе…………………………………………………5
1.1. Понятия неживая природа и её явления.…………….………..5
1.2. Понятия, виды и направления внеурочной деятельности
в рамках федерального государственного
образовательного стандарта……………………………………….10
Глава 2. Организационно-педагогические условия
формирования представлений о явлениях неживой
природы в начальной школе…………………………………….18
2.1.Диагностика сформированности представлений
о явлениях неживой природы во внеурочной деятельности…….18
2.2. Организационно-педагогические условия формирования
у младших школьников представлений о явлениях неживой
природы во внеурочной деятельности……………………………..22
Заключение………...……………………………………………….…24
Список использованных источников………………………………..25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По мере развития общества, формирование понятий о неживой природе становилось всё более разносторонним и многогранным. Прежде всего – это связано с проблемами экологического образования субъектов. Научно-технический прогресс, несомненно, улучшает состояние и жизнь человека. Он повышает его материальный уровень и благосостояние, но при этом с окружающей средой происходят глобальные изменения. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым последствиям в экологии. В современном технологическом мире невозможно оценить значение экологического образования для детей. Потребность в поиске и исследовании окружающего мира – это одно из главных проявлений деятельности детей. Дети по своей природе любознательны и заинтересованы в познавательно - исследовательской деятельности. Проявляя свою любознательность, расширяется их представление о мире. Дети овладевают причинно-следственными связями при изучении предметов, пространственными и временными отношениями. У них формируется видение целостной картины мира. Использование элементарных опытов в учебно-воспитательном процессе, дает детям возможность устанавливать взаимосвязи в природе, объяснять наблюдаемые явления.
Экологическая культура - это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. В свою очередь, наука педагогика уделяет много внимания формированию ценностного отношения к природе и развитию экологической культуры населения. И чем раньше этими проблемами занимаются в школе, тем более заметны эффекты в области экологического воспитания детей. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: изучение процесса формирования понятий о неживой природе младшими школьниками, в ходе внеурочной деятельности.
Объект исследования: экологическое образование младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования понятий о неживой природе у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о неживой природе у младших школьников при проведении элементарных опытов во внеурочной деятельности будет оптимальным и целостным, если будут определены наиболее эффективные формы, методы и приемы внеурочной деятельности в процессе экологического образования младших школьников.
Задачи:
1.Определить смысл понятий неживой природы и её явлений.
2.Рассмотреть эффективные формы и методы формирования у младших школьников представлений о явлениях неживой природы во внеурочной деятельности.
3.Провести диагностику сформированности представлений о явлениях неживой природы во внеурочной деятельности младших школьников.
4.определить организационно-педагогические условия формирования у младших школьников представлений о явлениях неживой природы во внеурочной деятельности на основе анализа диагностики.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа. Заключение, список использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы формирования представлений о явлениях неживой природы в начальной школе
1.1. Понятие неживая природа и её явления
Духовная жизнь человека самым неразрывным образом связана с природой. Основы философского осмысления взаимодействия человека с
природой отражены в трудах известных ученых В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, В.А. Сухомлинского и др. Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности школьника можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной и внеурочной работой. Урочная и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, в том числе,
дополнять и совершенствовать друг друга. Рамки урока и насыщенность программы не всегда дают возможность ответить на многие природоведческие вопросы, которые интересны детям [9].
Проведение внеурочной работы, направленной на всестороннее становление личности школьника, способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает внимание к предмету и формирует умение самостоятельно приобретать знания. Формировать экологическую культуру школьника необходимо с детства. Человек познает законы природы и уже способен оценить некоторые экологические проблемы. Младший школьник способен понять природу как духовный элемент сознания, в котором человек существует одновременно как объект, так и субъект. Наилучшим периодом в познании природы и формировании экологической культуры субъекта, является младший школьный возраст. Для детей в этом возрасте характерно формирование ценностей и взглядов на мир. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России уделяется особое внимание вопросам экологического образования и воспитания школьников. Младший школьник начинает выделять себя из окружающей среды. Постепенно у него развивается эмоционально-ценностное отношение ко всему, что находится вокруг него [13].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеев, С.В., Экологический практикум школьника: Методическое
пособие для учителя / С.В. Алексеев. – Самара.: Учебная литература,
2006. – 117 с.
2. Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности [Текст] /О.И. Баранцева.- Начальная школа. - 2013. - № 6. - с.82–112.
3. Вернадский, В.И. Автотрофность человечества [Электронный
ресурс] / В.И. Вернадский. - 1993. – URL: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/ (дата обращения: 24.04.2022).
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС [Текст] / Д.В.
Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 228 с.
5. Демьяненко, О. В. Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2015/02/15/vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 24.04.2022).
6. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания:
Учебное пособие [Текст] / Л.И. Егоренков. - М.: Прометей, 1996, С. 35-41.
7. Ердаков, Е. Н. Особенности непрерывного экологического образования: [Текст] под ред. Ердакова Е. Н. - М.: Начальная школа, 2012. - № 7. - с. 61–96.
8. Зверев, И. Д. Отношение школьников к природе [Текст] / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. - М.: Педагогика,2010. - 128 с.
9. Зебзеева, А.В. Теория и методика экологического образования детей.
Учебное пособие [Текст] / А.В. Забзеева. - М.: ТЦ СФЕРА, 2009. - 288 с.
10. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 496 с.
11. Климентьева, О.В. Дидактическое обеспечение экологического
образования младших школьников: учеб. - метод. пособ. [Текст] / О.В.
Климентьева, Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2004. – 174 с.
12. Макарова, Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное
пособие [Текст] / Л.М. Макарова. - Самара: Самарский государственный
университет, - 2014. - 123 с.
13. Маслова, И. В. Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности / И. В. Маслова, И. П. Андрусякова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2018. - № 1 (187). - С. 132-136. - URL: https://moluch.ru/archive/187/47639/
(дата обращения: 24.04.2022).
14. Моисеева, Л.В. Экологическая картина мира младших школьников:
образ и познавательная модель [Текст] / Л.В. Моисеева. – Екатеринбург:
Монография УрГПУ, 2005. – 168с.
15. Минаева, В. М. Внеурочная работа по природоведению в начальных классах [Текст]/ В.М. Минаева. – М.: Нар.свет, 2011. - 180 с.
16. Наша окружающая среда: пособие для учителей [Текст] / под. ред.
С.М. Юшкова. – Екатеринбург: Корус, 2002. – 171 с.
17. Образовательная программа начального общего образования (ФГОС) [Электронный ресурс]: (в новой ред. 2013 г.). – URL:
https://docviewer.yandex.ru/view/0lang=ru (дата обращения: 24.04.2022).
18. Пашкова, А. М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе [Текст] / А.М. Пашкова.- Начальная школа.- 2015. -№ 11.- с. 87- 96.
19. Салеева, Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе. Ролевые игры по охране природы в средней школе [Текст] / под ред. Л. П. Салеева - М.: 20010. -152 с.
20. Селиванова, О. Г. Младший школьник как субъект и объект внеурочной деятельности [Текст] / под. ред. О. Г. Селиванова // Начальная школа. - 2014. - № 8.- с. 78–96.
21. Таршис, Л.Г. Основы исследовательской деятельности в области
естественнонаучного образования [Текст] / Л.Г. Таршис. - Екатеринбург.:
Банк культурной информации, 2007. - 160 с.
22. Торохова Е. П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся [Текст] / Е.П. Торохова .- Начальная школа. - 2014. - № 12.- 104–128 с.
23. Чередов И. М. Формы учебной работы в школе. Книга для учителя [Текст] / под ред. И. М. Чередов -М.: 2010. 254 с.
24. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин.
-М.: Изд-во Смысл, 2000. – 456 с.