Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные информационные коммуникации стали неотъемлемой частью общественной и государственной жизни. Процесс передачи информации является естественной закономерностью. Учитывая стадию развития современных технологий, всё больше повышается роль информационных систем. Средства массовой информации являются одной из основных площадок по распространению информационных потоков. Однако, не стоит забывать тот факт, что Российская Федерация в первую очередь регламентирует принципы права, как определяющие, и по действующей Конституции является правовым государством. Отсюда следует вывод, что деятельность средств массовой информации (далее – СМИ), как субъекта правовых отношений, так же должна регулироваться юридическими инструментами, а именно механизмами законотворчества. Таким образом, простой процесс обмена информацией трансформируется в сложный алгоритм с применением соответствующих технических средств, а так же необходимым набором законодательных инструментов. Одним из самых распространённых субъектов, осуществляющих ретрансляцию той или иной информации, являются средства массовой информации.
Фундаментальная норма, предписывающая принцип деятельности субъектов, связанных с распространением информации изложена в основном законе Российской Федерации, а именно в статье 29 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Свобода слова в Российской Федерации провозглашается, как конституционное право и ценность. Это свидетельствует о важности защиты данной нормы на законодательном уровне. Актуальность темы исследования диктуется в основном последними тенденциями в области расширения информационного поля в Российской Федерации, а так же развитием технических средств для распространения информации.
Объектом исследования в данной работе является деятельность средств массовой информации.
Предмет исследования - проблемы правовой регламентации средств массовой информации в современном обществе.
Целью работы - изучить проблемы правовой регламентации средств массовой информации в современном обществе.
Для достижения цели необходимо поставить ряд задач:
изучить понятие и правовой статус средств массовой информации;
рассмотреть систему законодательных актов регулирующих деятельность средств массовой информации;
раскрыть нормативно-правовое регулирование в процессе регистрации СМИ;
выявить актуальные проблемы применения законодательства о деятельности СМИ.
Методологическую основу исследования в данной работе определяет логический метод, выражающийся в применение индукции, дедукции, анализа и синтеза. Применяя технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм права. Теоретическая и практическая значимость выражается в изучении основных проблем, связанных с исследуемой теме с дальнейшим предложением решений коллизий и проблем в области юридической техники оформления нормативных актов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Средства массовой информации и их нормативно-правовое регулирование
1.1. Понятие и правовой статус средств массовой информации
Статус средств массовой информации закреплён на законодательном уровне сразу в нескольких источниках, имеющих разную юридическую силу. Возьмём за основу содержание статьи 29 Конституции Российской Федерации. Закон устанавливает всеобщее право на распространение и пользование информацией и информационными материалами. Наравне с этим каждый имеет право на взаимодействие с массовой информацией. Законодателем закреплена возможность без специального права заниматься распространением информационного потока и использование существующих источников.
Стоит учесть, что основное внимание в рамках данной работы уделяется не просто информации, а именно категории «массовой» информации. Обратимся к легислативному обоснованию данного термина. Как уже было указано ранее статья 2 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» : «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материал». Обратимся к сравнительному анализу определений «информация» и «массовая информация». Если в первом случае предполагается просто какое-то свидетельствование факта или закономерностей, то во втором случае законодатель устанавливает выражение в форме печати, аудиовизуальной формы и так далее. Поскольку в данной главе пойдёт речь о именно средствах массовой информации, то стоит признавать под этой категорией. Статья 2 рассматриваемого нормативно-правового акта устанавливает: «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)». Исходя из данного положения содержания закона следует, что средствами массовой информации являются коммуникационные каналы, представленные в определённой форме, например, книгопечатные издания, сетевые источники, радио и теле каналы. Очевидно, что для распространения данных материалов или оборота информационного пространства необходимо не только наличие контента, но и субъекта, который отвечает за создание и ретрансляцию во вне.
Законодатель так же приводит конкретные примеры субъектов, которые ответственны за данные операции. В законодательном акте данные субъекты представлены в форме юридических и физических лиц, а именно: специализированного средства массовой информации, редакции средства массовой информации, журналиста, издателя, распространителя, телеканала, радиоканала, сетевого издания. Ведя речь о специфики деятельности СМИ, законодателем установлен ряд задач, которые базируются на законодательном закреплении:
1. поиск, получение, производство и распространение массовой информации,
2. учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,
3. изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
Вся деятельность средств массовой информации базируется на законодательных принципах. Первый и определяющий – это принцип свободы массовой информации. Данные положение устанавливает, что процесс поиска, получения, производства и распространения массовой информации, учреждения средств массовой информация, владения, пользования и распоряжения ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации не допускается к ограничению, если того не требуется законом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - №53. - 2018. - ст. 8460.
3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юрайт, 2021. - 367 с.
4. Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 – 640с.
5. Корнев, В. Н. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Н. Корнева. – М.: РАП, 2021. – 560 с.
6. Кудинов, О. А. Комментарии к источникам римского права / О. А. Кудинов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 344 с.
7. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. – 384 с
8. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 208 с.
9. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев – 3-е изд. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 526 с.
10. Малько, А. В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. – 2-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 213 с.
11. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 816 с.
12. Матузов, Н. И. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 640 с.
13. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 464 с.
14. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 560 с.
15. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 496 с.
16. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 6-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 475 с.
17. Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: закон и право, 2021. – 447 с.
18. Сафронова, Е. В. Теория государства и права. Практикум / Е.В. Сафронова, А.Ю. Кузубова, Л.Л. Соловьева – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 195 с.
19. Смоленский, М. Б. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 272 с.
20. Старков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. – 4-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 372 с.
21. Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 512 с.