Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В настоящее время информационные технологии развиваются очень динамично, и их применение в маркетинговой деятельности предприятия имеет первостепенное значение. Для успешной продажи товаров и услуг современному потребителю предприятие должно уметь эффективно использовать информационные технологии в маркетинговой деятельности, это определяется условиями постоянно растущей конкуренции, в частности ее неценовыми факторами. Компания должна продавать свои товары и услуги, сопровождая их оригинальным, содержательным и заманчивым призывом, который мог бы убедить такие товары и услуги удовлетворять потребности и желания потребителей.
Компания также нуждается в надежной и эффективной информационной поддержке своей деятельности. Объем накопленных данных постоянно растет, а их обработка становится все более сложной. Скорость сбора и анализа информации для принятия эффективных управленческих решений становится решающим фактором для ведения бизнеса. В этих условиях даже небольшие предприятия не могут обойтись без его использования.
Маркетинг - одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей, в которой используются информационные технологии. В условиях постоянного развития рыночных отношений и усиления конкуренции использование ИТ является стратегическим фактором повышения экономического благосостояния предприятия.
Таким образом, в современных конкурентных условиях проблемы анализа и оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия приобретают особое значение.
Объектом исследования данной работы являются информационные технологии в маркетинговой деятельности.
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты анализа и оценки информационных технологий в маркетинговой деятельности.
Целью исследования является исследование роли информационных технологий в маркетинговых исследованиях.
В процессе исследования ставятся следующие задачи:
-рассмотреть понятие, задачи и виды маркетинговых исследований;
-изучить процесс маркетинговых исследований;
-исследовать виды информационных технологий маркетинговых исследований;
-проанализировать стратегию проведения маркетинговых исследований в сети Интернет;
-описать сетевые информационных ресурсы, используемых при проведении маркетинговых исследований;
выявить использование автономного программного продукта Marketing Expert.
При написании работы были использованы следующие методы исследований: метод анализа документов, метод сравнений, метод факторного анализа, экономико-математический метод, PЕST анализ, ЕFAS-анализ, модель пяти конкурентных сил М. Портера, горизонтальный и вертикальный финансовый анализ и анализ финансовых коэффициентов.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам теории и практики маркетинга.
Глава 1. Теоретические аспекты роли информационных технологий в маркетинговых исследованиях
1.1 Понятие, задачи и виды маркетинговых исследований
Маркетинг - это рыночная философия, стратегия, тактика мышления и действий субъектов рыночных отношений: не только производителей и посредников в коммерческой деятельности, но и потребителей, а также поставщиков, экономистов-практиков, ученых, целых организаций, вплоть до государственных органов [12].
Основной целью маркетинга является удовлетворение потребностей потребителей. Чтобы определить эти потребности, компании проводят исследования, называемые маркетингом.
Маркетинговые исследования в широком смысле – это форма бизнес-исследований и область прикладной социологии, которая фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в рыночной экономике.
В более узком определении маркетинговые исследования - это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и информации, связанных с конкретной рыночной ситуацией, с которой сталкивается предприятие.
Первой и главной задачей маркетинговых исследований любого плана является получение актуальной информации о рынке, его сегментах и их состоянии, текущей ситуации и положении компании в своей нише и сегменте рынка и, наконец, решение проблемы компании. В свою очередь, трудности могут быть связаны с различными проблемами, начиная от банального падения продаж и заканчивая выводом на рынок нового продукта или услуги.
Маркетологи считают, что правильная постановка цели исследования - самый важный этап. Следует иметь в виду, что цель, как правило, исходит из проблемы, которая, в свою очередь, должна быть правильно понята. Именно поэтому первоначальная цель исследования - выявить проблему, изучить ее, понять все ее процессы, найти все закономерности и, наконец, дать подробный прогноз развития и, в целом, сделать выводы из всего исследования [6].
Цели маркетинговых исследований:
Поисковая система – поиск данных и их систематизация для предварительной оценки проблемы;
Описательный – описание выбранных явлений, объектов исследования и факторов, влияющих на их состояние;
Случайная – проверка гипотезы о наличии каких-либо причинно-следственных связей;
Тест – выбор перспективных вариантов или оценка правильности принятых решений;
Прогностический (predictive) – прогнозирование состояния объекта в будущем.
Главной особенностью маркетинговых исследований, отличающей их от сбора и анализа внутренней и внешней информации, является их направленность и направленность на решение проблемы или набора маркетинговых задач. Для того чтобы должным образом функционировать в маркетинговой среде, необходимо получать адекватную информацию как до, так и после принятия решения.
Хорошая информация позволяет маркетологам: получать конкретные выгоды, снижать финансовые риски и опасности для выборки, определять отношения с потребителем, контролировать окружающую среду, координировать стратегию, оценивать действия, повышать доверие к рекламе, получать поддержку в принятии решений, укреплять интуицию, повышать эффективность.
Каждая компания самостоятельно определяет предмет и объем маркетинговых исследований, исходя из своих возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых разными компаниями, могут быть разными [6].
Виды маркетинговых исследований
1. Исследование рынка
-определение размера и характера рынка, целевой аудитории (характеристики потребителей по возрасту, полу, доходу, профессии и социальному статусу);
-определение географического положения потенциальных потребителей;
-определение доли продукции основных конкурентов в общем объеме продаж на данном рынке. Изучение структуры, состава и организации торговой сети, обслуживающей этот рынок;
-анализ общеэкономических и других внешних тенденций, влияющих на структуру рынка.
2. Исследование продаж: определение различий в объеме продаж по отдельным регионам; установление и пересмотр границ маркетинговых зон. Планирование посещений клиентов продавцами. Изменение производительности маркетологов; оценка методов торговли и стимулирования продаж. Анализ эффективности торговой сети с точки зрения "затраты – прибыль", инвентаризация розничной сети.
3. Изучение потребительских свойств товаров: анализ сильных и слабых сторон конкурирующих продуктов (т.е. продуктов не только их компании, но и ее конкурентов); поиск новых способов использования производимой продукции; анализ дизайна новых продуктов; тестирование новых продуктов с участием клиентов; исследование в области упаковки; изучение возможностей упрощения ассортимента.
4. Рекламные исследования: анализ эффективности рекламы; анализ эффективности рекламы в СМИ; анализ эффективности рекламной работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреев, М. В. Цифровые технологии в маркетинге // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 204-207.
2. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2018.- 298 с
3.Большунова А. В. Роль информационных технологий в маркетинговых исследованиях // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов III Международной научной конференции, 23-26 мая 2016 г., Томск : в 2 ч. — Томск : Изд-во ТПУ, 2016. — Ч. 2. — С. 394-396.
4.Воронюк А. Полищук А. Актуальный интернет-маркетинг — К.: «Агентство «IPIO», 2018. — 160 с.
5. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА ― М.: Эксмо, 2019. ― 346 с.
6. Голубков Е.М. Маркетинговые исследования: теория и практика - М.: Финпресс, 2018.- 262 с.
7.Грахова Е.А., Субботина К.Е. Внедрение корпоративных информационных систем // Информационные технологии в науке – 2019. – Ч. 2. – C. 181-184.
8.Демина Ю. Социальные сети как канал коммуникации с брендом. // Маркетинговые коммуникации. – 2021. – № 1. - С. 29.
9.Джейкобс Р., Стоун Б. Директ-маркетинг: эффект. приемы. – М.: Изд. Дом Гребенникова, 2018 – 616 с.
10.Дюкарев Р., Фокс К., Холмз О. и др. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. Практическое пособие. - М.: Центр развития образования, 2018. – 138 с.
11.Ильичева, И. В. Маркетинговые технологии : учебно-методическое пособие. – Ульяновск : УлГТУ, 2019. – 158 с.
12.Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге : учебное пособие. — М.: Юрайт, 2018. — 444 с.
13. Кожушко, О. А. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования: учебное пособие. – Новосибирск: РИЦ НГУ, 2019. – 327 с.
14. Козырев А. Информационные технологии в экономике и управлении. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2021. – 360с.
15. Кретов И.И. Организация маркетинга на предприятии: Практич. пособие. – М.: Юристъ, 2021. – 96 с.
16. Линтон И. Маркетинг по базам данных. – Мн.: Амалфея, 2018. – 272 с.
17. Мхитарян С.В. Маркетинговая информационная система. ―М.: Эксмо, 2020. ―336 с.
18. Наторина А.А. Анализ информационных систем управления маркетинговой деятельностью предприятий // Маркетинг и менеджмент инноваций. – 2020. – №2. – С.107-113.
19. Одден, Л. Продающий контент. Как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 384 с.
20. Ожерельева М.В. Маркетинговая информационная система, как часть информационной системы управления организацией // Бюллетень научных работ Брянского филиала МИИТ. – 2021. - №1. – С.104-106.
21. Перекалина Н.С. Качество в системе маркетинга. - М.: Система, 2020.-154с.
22. Пудовкина О.Е. Роль информационных систем в процессе маркетинга предприятия // Современные технологии управления. - 2020. - №8. – С.32-39.
23. Титоренко Г. А. Информационные технологии в маркетинге. – М.: Крокус, 2018 – 247 с.
24. Успенский И. Интернет-маркетинг. Учебник. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2018. - 197с.