Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы в том, что административное право — это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т. е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций
Значимость административного права в функционировании государственных институтов и жизни его граждан сложно недооценивать. Особенностью административного права является то, что оно позволяет детализировать общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования иных отраслей права. К ним, например, относятся: конституционное, уголовное, таможенное, финансовое, бюджетное, налоговое, земельное, экологическое, строительное право.
Принципиально значимый характер этой отрасли права подчеркивает и главный метод (или, точнее говоря, один из методов) правового регулирования — императивный метод, метод властных предписаний. Поэтому административное право считается одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующий потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой — обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов.
Несмотря на масштабную разработку базовых теоретических понятий в науке административного права, учёные до сих пор не пришли к единому мнению относительно функций этой отрасли. Функции административного права можно определить, как приоритетные направления воздействия норм отрасли на общественные отношения. Понимание этих направлений даст представление о месте административного права в системе общественных отношений в целом.
Цель данной работы – проанализировать предмет административного права как отрасли права и как науки.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
рассмотреть административное право, как отрасль российского права;
раскрыть административное право как науку: основные тенденции развития в научных школах административного права;
определить современные подходы к предмету административного права;
проанализировать некоторые аспекты развития административного права на современном этапе.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в результате исследования административного права.
Предметом исследования выступает административное право как наука и как отрасль права.
Методология исследования. При проведении исследования в курсовой работе используются общенаучные методы познания, методы дедукции, индукции, методы анализа, классификационный метод.
Теоретическая основа исследования. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Агапов А.Ю., Бергманн В.Д., Великанова С.Г., Деменкова И.П., Игнатова ММ., Стариков И.С., Конин Н.Н., Маторина Е.А., Нуфер Г. Ю., Потапова А.С., Стахов А.Б., Кононов П.О. и др, а так же были использованы Конституция Российской Федерации.
Структура данной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
1. Общая характеристика административного права
1.1 Административное право, как отрасль российского права
На современном этапе развития юридической науки произошел процесс утверждения мнения о отличительных особенностях отраслей права друг от друга, наиболее обсуждаемыми вопросами в науке являются прежде всего предмет и метод правового регулирования. В правовой литературе содержания и структуры предмета административного права имеются самые разные суждения.
Для определения административного права мы обратимся к известному специалисту практической и научной школы А. В. Мелехину, который предложил следующую его трактовку: «Понятие административного права представляет собой независимую, самостоятельную отрасль в правовой системе Российской Федерации. Оно относится к публичному праву. Важность этой отрасли права обусловлена ее предметом .
Административное право регулирует наиболее важные, в понимании государства, отношения, которые возникают при взаимодействии, как с самим государством, так и с его различными органами исполнительной власти. Именно в этом обстоятельстве и заключается его публичность» .
Первостепенной особенностью этой правовой отрасли состоит в том, что они появляются, имеют развитие и заканчиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – № 1. – Ст. 1416.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
II. Основная и специальная литература
3. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: курс лекций / А. В. Мелехин. – 2016. – №17. – С. 193-198.
4. Громов Р. М. Понятие административного права // Молодой ученый. – 2019. – №17. – С. 193-196.
5. Попов Л. Л. Административное право России. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2020. – 258с.
6. Кудряков И.В., Кудрякова О.В. Специфика представительного органа местного самоуправления / в сборнике: Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения Материалы международной научно-практической конференции. 2018. – 254с.
7. Кудрякова О.В., Звягинцева Д.В. Проблемы соответствия административно-восстановительных мер Гражданскому кодексу Российской Федерации // Власть закона. – 2018. – № 1. – С.144-150.
8. Официальный сайт Санкт-Петербургского Университета Министерства Внутренних Дел Российской Федерации. Режим доступа: https://университет.мвд.рф (Дата обращения: 08.04.2022).
9. Старилов Ю. Н. О современной теории административного права России, гранях творчества и личности (размышления в преддверии 90- летнего юбилея профессора Василия Михайловича Манохина) // «Административное право и процесс». – 2019. – № 11. – С. 102-108.
10. Манохин В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: учебник. 2-е изд., испр. и доп. Саратов, 2003. – 411с.
11. Общее административное право: в 2 ч. / под ред. Ю. Н. Старилова. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2016. – 258с.
12. Административное право Российской Федерации / под ред. А. Ю. Соколова. – М. : Норма, 2019. – 352с.
13. Административное право / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. – 3-е изд. – М. : Норма, 2020. – 369с.
14. Воронов А.М. К предмету административного права современной России // Административное право и процесс. – 2017. – № 8. – С. 6–12.
15. Галузо В.Н. Правоохранительные органы: учеб. для студ. вузов. М., 2019. – 258с.
16. Воронов А.М. Администрирование в Российской Федерации (философско-правовая основа) // Государство и право. – 2019. – № 12. – С. 39–45.
17. Административное право [учебник] / Б. В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 5-е изд., пересмотр. М.: Норма; Инфра-М, 2017. – 411с.
18. Кононов П. И. Административное право России [научно-практический курс] / П.И. Кононов. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2018. – 258с.
19. Побежимова Н.И. Международное административное право и его место в системе российского права // Теория и практика административного права и процесса: Материалы седьмой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Сорокина (Небугские чтения). Ч. I. - Краснодар: Изд-во ИП Солодовникова А.Н., 2019. – С. 101-109.