Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из важных направлений развития фармацевтической отрасли в современных условиях является рынок биологически активных добавок (БАД), который стремительно набирает популярность, что связано с активной пропагандой здорового образа жизни и роли БАД в его поддержании. Как следствие, это сформировало соответствующую моду среди молодого поколения, что положительно отражается на темпах развития рынка БАД, способствуя его росту, а также расширению ассортимента предлагаемых витаминов и прочих добавок к пище, в том числе спортивных.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как отмечают многие авторы [1-3], биологически активные добавки являются относительно новым направлением на отечественном фармацевтическом рынке, динамичное развитие которого наметилось относительно недавно, в то время как в развитых странах производство налажено, а употребление БАД прочно вошло в жизни практически каждого человека.
Отечественный рынок БАД характеризуется высокой импортозависимостью, что обусловлено отставанием отечественной фармацевтической науки от уровня развитых стран, что, в свою очередь, формирует низкую степень конкурентоспособности отечественной продукции на рынке [4, 5].
К числу основных факторов, ограничивающих активное развития рынка БАД, относят ценовую составляющую. Ситуация складывается таким образом, что отечественные БАД, являющиеся более доступными по цене, имеют ограниченный ассортимент и низкую степень доверия со стороны населения [6-8]. Импортные БАД крупных иностранных производителей с десятилетней историей, зарекомендовавшие себя как эффективные и качественные, имеют высокую стоимость, в связи с чем оказываются недоступными для весомой доли населения [9-11]. Негативные социально-экономические тенденции последних лет, связанные со снижением реальных доходов населения и уровня жизни, а также с падением курса рубля по отношению к иностранной валюте способны оказать негативное влияние на развитие рынка БАД, приводя к снижению спроса на данную продукцию [12, 13].
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является исследование отечественного рынка биологических активных добавок.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть структурные преобразования на рынке биологически активных добавок РФ в период пандемии коронавируса;
охарактеризовать тенденции формирования рынка биологически активных добавок в России.
Объектом исследования является рынок биологически активных добавок в России, предметом – особенности его функционирования и тенденции развития.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В работе использовались данные аналитического отчета DSM Group о развитии рынка БАД как составной части фармацевтического рынка РФ в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года [14]. В качестве базисного периода выбран октябрь 2019 года, отражающий ситуацию на рынке до начала пандемии коро-навируса, в качестве текущего - октябрь 2020 года, что характеризует настоящую ситуацию на рынке. Анализ структурных преобразований на рынке биологически активных добавок РФ в период пандемии коронавируса проводился с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики [15, 16].
1 Структурные преобразования на рынке биологически активных добавок РФ в период пандемии коронавируса
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Общий объем продаж БАД в РФ в исследуемом периоде варьирует волнообразно, имея общую тенденцию к росту к марту 2020 года до 7,41 млрд. руб., что является наибольшим значением за исследуемый период, а затем к июню 2020 года - к снижению до 5 млрд. руб. (-32,5%). Начиная с июля 2020 года, тенденция к росту объема продаж возобновилась, в результате чего уже к сентябрю 2020 года показатель достиг 6,63 млрд. руб., а к октябрю 2020 г. - до 7,29 млрд. руб.
С наибольшей степенью вероятности сложившаяся тенденция к общему росту объемов продаж БАД в осенне-зимний период связана с сезонной заболеваемостью и соответствующим ростом спроса на витамины и минеральные добавки.
В 2020 году отмечается резкое повышение объемов продаж вследствие распространения пандемии коронавируса, что еще в большей степени актуализировало спрос на БАД (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Динамика объемов продаж на рынке БАД в России в период с октября 2019 г. по октябрь 2020 г., млрд. руб.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусова О.В., Белоусов Е.А., Карасёв М.М. Комплексное исследование ассортимента товаров компании "Эвалар"//Медицинское образование сегодня. 2020. № 1 (9). С. 70-80.
2. Белоусова О.В., Белоусов Е.А., Иващенкова А.О. Биологически активные добавки как перспективное направление развития фармацевтического рынка // Научный результат. Медицина и фармация. 2016. Т. 2. № 4. С. 89-94.
3. Бушина Н.С., Зюкин Д.А. Методический подход к оценке конкурентоспособности подразделений аптечной сети //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-6. С. 1091-1095.
4. Гаврилов А.С., Зуева О.Н. Биологически-активные добавки к пище: проблемы и перспективы // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2020. № 2 (61). С. 103-109.
5. Гаммель И.В., Суворова О.В., Запорожская Л.И. Анализ тенденций российского рынка биологически активных добавок к пище // Медицинский альманах. 2017. № 6 (51). С. 154-158.
6. Квачахия Л.Л. Состояние отечественного рынка биологически активных добавок //Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 2 (35). С. 5.
7. Коротаева Т.Н., Купчинская И.Н., Мащенко В.В. Динамика спроса биологически активных добавок в России // Политика, экономика и инновации. 2018. № 1 (18). С. 13.
8. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, А.Ю. Быстрицкая, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», - 2021. - 168 с.
9. Николаева М.А., Клещевский Ю.Н., Рязанова О.А. Состояние рынка биологически активных добавок к пище: проблемы и перспективы // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2017. № 1 (42). С. 97-106.
10. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова, Ал.А. Головин и др. - Курск: «Деловая полиграфия», - 2021. -166 с.
11. Прожерина Ю. Мировой фармацевтический рынок: тренд — COVID //Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. 2020. № 9. С. 23-24.
12. Репринцева Е.В. Динамика изменения цен на фармацевтическую продукцию в России //Наука и практика регионов. 2019. № 2 (15). С. 27-30.
13. Репринцева Е.В. Развитие фармацевтического рынка в условиях структурного экономического кризиса // Наука и практика регионов. 2018. № 4 (13). С. 79-82.
14. Селявина Ю.Н. Специфика продвижения фармацевтических препаратов на российском рынке // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2016. № 2. С. 84-92.
15. Сенина М.В., Москвичева М.А. Основные элементы стратегии позиционирования БАД на фармацевтическом рынке Российской Федерации //Молодой ученый. 2016. № 25 (129). С. 391.
16. Сигова А.С. Анализ рынка БАД и тенденции его развития // Молодой ученый. 2020. № 17 (307). С. 373-375.
17. Сигова А.С. Рынок БАД после пандемии // Молодой ученый. 2020. № 51 (341). С. 108-110.
18. Синяева И.М. Стратегии продвижения на рынке фармацевтических товаров в условиях пандемии COVID-19 //Аудиторские ведомости. 2020. № 3. С. 96-99.
19. Шайхатарова Т.В., Ивакина С.Н. Мониторинг состояния российского рынка биологически активных добавок //Вестник Башкирского государственного медицинского университета. 2018. № 4. С. 66-70.
20. DSM Group. Аналитические обзоры российского фармацевтического рынка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dsm. ru/docs/analytics/october_2020_pharmacy_analysis.pdf (дата обращения 15.04.2022).