Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Заикание – это болезнь, которая может проявляться у людей всех возрастов. Но чаще всего она встречается у детей дошкольного возраста (от 2 до 6 лет), когда у ребенка активно формируются речевые навыки. Речь является наиболее уязвимой частью высшей нервной деятельности человека. В дошкольном детстве у индивида отсутствуют тормозные реакции, умение сдерживать свои порывы появляется лишь под действием воспитания. Вот почему дети легко возбуждаются, а их возбуждение сопровождается сильным эмоциональным и двигательным проявлением. Заикание, как патологическая речь, характеризуется не только повторением или удлинением произносимых звуков, слов, слогов, но и частыми остановками, которые разрывают равномерное течение речи. Заикающемуся человеку очень трудно своими волевыми усилиями контролировать или «сглаживать» судорожно расстроенную речь. А ребенку и подавно. Поэтому мы считаем, что диагностическая и коррекционная работа именно с детьми дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных в современной логопедии и педагогике.
Для того, чтобы подойти к пониманию структуры этого речевого недостатка, необходимо иметь представление о различных подходах к данному явлению в целом. Разные ученые в разное время и различными методами изучали механизмы заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Разное понимание сущности этого явления обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых исследователи подходили и подходят к изучению этого речевого недостатка. Довольно много лет вопросы изучения и воспитания детей с заиканием интегрировались на уровне дефектологии. Заикание в дефектологических исследованиях рассматривалось с клинических, психологических и педагогических позиций. Это направление выбрали Т. Непфнер и Е, Фрешельс, а также А. Либман, Г. Неткачев, Ю. Флоренская и др. [12].
Заикание как заболевание интенсивно изучается и освещается в научной литературе в течение многих лет такими выдающимися учеными как Н. Асатиани, Л. Белякова, С. Дьякова, Р. Левина, С. Ляпидевский, Г. Неткачев, В. Гиляровский, И. Сикорский, Н. Тяпугин и др. [10, 12].
Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров В. Гиляровского, Н. Неткачева, И. Сикорского [12]. Долгое время заикание исследовали такие высококвалифицированные специалисты, как Л. Андронова (Л. Арутюнян), Г. Волкова, Б. Драпкин, Ю. Некрасова, Е. Оганесян, И. Поваров, Е. Рау, В. Селиверстов, В. Шкловский, уникальный творческий коллектив ЦПРи Н Л. Бондарева, В. Исагулиев, П. Исагулиев и многие другие [10, 12]. Актуальность своевременного вмешательства в решение проблемы лечения логоневрозов в детском возрасте постоянно рассматривается на различных семинарах, конференциях, мастер-классах, симпозиумах различного уровня, включая международные, с конца ХХ века.
К сожалению, детей, которые имеют проблемы с речью, с каждым годом меньше не становится, поэтому поиск методов работы по профилактике и коррекции заикания, как наиболее распространенного речевого расстройства, остается актуальным. Учитывая специфику работы с заикающимися детьми, крайне важен комплексный и современный подход к коррекционно-развивающему воздействию, индивидуальный подбор эффективных методов и приемов работы. Использование методик В.И. Селиверстова и Г.А. Волковой в диагностической и логопедической коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, с нашей точки зрения, является эффективным и требует дальнейшего изучения. Исходя из актуальности данной проблемы мы сформулировали тему нашей работы «Использование методик В.И. Селиверстова и Г. А. Волковой в работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».
Цель работы: изучить методики В.И. Селиверстова и Г. А. Волковой и доказать эффективность их применения в диагностической и коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: методики В.И. Селиверстова и Г. А. Волковой.
Предмет исследования: использование методик В.И. Селиверстова и Г.А. Волковой в работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: заикание, как нарушение речевой функции ребенка, может быть скорректировано в ходе занятий с использованием методик В.И. Селиверстова и Г.А. Волковой.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты изучения проблемы заикания в современной науке, основные особенности и механизмы;
рассмотреть особенности детей с заиканием;
изучить различные формы заикания и их влияние на речевые нарушения;
опытно-экспериментальным путем изучить особенности использования методик В.И. Селиверстова и Г.А. Волковой в работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: контент-анализ, обобщение и систематизация информации;
эмпирические: наблюдение, формирующий эксперимент.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «ВОК» СП № 2 в январе-апреле 2022 года.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обозначена актуальность работы, сформулированы цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования, определена теоретическая и методологическая базы исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения проблемы заикания в современной науке. Вторая глава содержит анализ изучения особенностей применения методик В.И. Селиверстова и Г.А. Волковой в работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста. В заключении обобщены основные выводы по теме исследования и даны рекомендации.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы заикания в современной науке
1.1. Основные особенности, клиническая картина и механизмы заикания
Заикание – одно из самых распространенных и сложных форм расстройства речи. В научной литературе можно найти много различных подходов к рассмотрению данной проблемы, к определению причин и механизмов возникновения логоневроза – заикания. Рассмотрим некоторые из них.
Одним из наиболее полных и фундаментальных исследований проблемы заикания является монография И.А. Сикорского «О заикании» (1889), которая не утратила своей актуальности по сегодняшний день. По определению И.А. Сикорского, заикание – это хронический невроз, функциональное расстройство в области речи, одним из существенных признаков которого является наличие у человека судорог в пределах одного или многих речевых механизмов. К возможным причинам предрасположенности к заиканию, как болезни, он относил особенности темперамента и характера человека, выделяя в первую очередь такие черты характера, как робость и смущение, чрезмерную впечатлительность, неустойчивое настроение. Одним из главных критериев успешного лечения данного заболевания, с его точки зрения, является настойчивость, воля и желание самого заикающегося человека [20, 26].
В 1830 году была опубликована работа Р. Коломбо, который считал, что заикание – это приобретенный дефект, что речь человека является результатом воспитания, а не врожденной особенностью человека. Следовательно, корни заикания нужно искать в решении социальных проблем [26].
В 1883 в Петербурге увидела свет монография Х. Лагузена «Способ лечения заикания». Х. Лагузен выделял заикание как самостоятельное расстройство речи, основной причиной которого являются эмоциональные аффекты, такие как испуг, гнев, стыд, страх и др., заметив при этом, что заикание не зависит от анатомических дефектов артикуляционного аппарата человека [26].
Примерно с конца XIX века все определеннее становится мнение, что заикание – это по существу сложное психофизическое расстройство, в основе которого, по мнению одних ученых, лежат, прежде всего, нарушения физиологического характера, тогда как психологические недостатки носят вторичный характер (А. Гуцман, А. Куссмауль, И.А. Сикорский (1889)). В свою очередь другие исследователи, наоборот, указывали, что первичным являются психологические особенности, а физиологические проявления при заикании –это лишь следствие этих психических недостатков (Х. Лагузен (1838), Р. Кож, Г. Каменка (1900).
Таким образом, в конце XIX начале XX века в научных кругах постепенно складывается позиция, в соответствии с которой заикание было признано сложным психофизическим расстройством. Заикание начинает рассматриваться как:
судорожный невроз (Х. Лагузен (1838); Г.Д. Неткачев и др.);
функциональное расстройство в сфере речи (И.А Сикорский (1889); И.К. Хмелевский (1897) и др.);
психическое расстройство, выражающееся судорожными движениями в аппарате или, иными словами, заикание есть проявление психоза (Г. Каменка (1900)) [12].
В контексте современной логопсихологии заикание относят к одной из форм речевой патологии. Так, О.О. Косякова определяет заикание как лингвистическое нарушение, связанное с дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы. Сущность заикания заключается в нарушениях темпо-ритмической стороны речи, при которой имеют место запинки судорожного характера (О.О. Косякова, 2007). При этом, как подчеркивает автор, эту группу нарушений следует отличать от недостатков мелодико-интонационной стороны речи (ринофония, дисфония, афония), фонетико-фонематических нарушений (недостатки звукопроизношения) и общего недоразвития речи (недостатки лексико-грамматической стороны речи, сложные формы дизартрии, алалии, афазии, дислексии и дисграфии).
Темп речи принято определять как скорость ее протекания во времени, и именно он, по словам Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой, играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации, тогда как его нарушения мешают восприятию смысловой стороны высказывания. При этом замечено, что темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи – ритма, который представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как показывают исследования, темп и ритм речи находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 2003) [12].
Темпо-ритмическая организация устной речи объединяет все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикулярно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Соответственно, нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата, по мнению ряда специалистов, и составляет суть феномена заикания (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 2003), который рассматривается как симптом разных в клиническом и этиопатологическом отношении заболеваний, проявляющихся в судорожном нарушении плавности речи (Л.З. Арутюнян, 1993).
С физиологических позиций анализа работы глотки Н.И. Жинкин пришел к заключению о том, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога (цитир. по: Заикание, 1983). Иными словами, по утверждению Н.И. Жинкина (1958), при заикании всегда нарушается саморегулировка системы речи, что впоследствии было
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абелева И.Ю., Синицына Н.Ф. Если ребенок заикается. – М.: Просвещение, 1969.
2. Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
3. Волкова Г. А. Заикание и дизонтогенез //Методы изучения и преодоления речевых расстройств: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Волковой. – СПБ, 1994. – С. 7-12.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. – СЕЮ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
5. Ворошилова Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
6. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993.
7. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре под ред. Н.С. Гавриловой. – Кам’янець-Подільський: ТОВ «Друк-Сервіс», 2014. – 76 с.
8. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1966. – С. 5-25.
9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. и с перед. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского, пер. с чешек. Е. О. Соколовой. – М:. Медгиз, 1962. – 300 с.
10. Кисельников А.А. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. – 29 с.
11. Левина Р. Е. Пути изучения и преодоления заикания у детей // Специальная школа (школы для глухих и слепых детей, вспомогательные школы и логопедические учреждения) / под ред. А. И. Дьячкова. – 1966. №4 (120). – С. 118-124.
12. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
13. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения // Преодоление заикания у детей / Ред. Р.Е. Левина. – М.: Педагогика, 1975. – С. 23-135.
14. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М.: Просвещение, 2002.
15. Поварнин К. И. О логоневрозах и их лечении в свете последних достижений патофизиологии и медицины // Вопросы патологии речи. – Харьков, 1959. – С. 179-182.
16. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. – СПб.: Союз, 1999. – 128 с.
17. Преодоление заикания у дошкольников: Методические рекомендации
для начинающих логопедов / Авт.-сост. А.А. Филин. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 52 с.
18. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М.: Просвещение, 1979.
19. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: / учеб. пособ. – [4-е изд., доп.]. – М.: Владос, 2001. – 208 с.
20. Сикорский И. А. Библиотека логопеда. Заикание. – М: Астрель, 2005. – 192 с.
21. Скобликова С.Б. Заикание: лицом к лицу. – М.: ООО «РусНеруд», 2010. – 212 с.
22. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.
23. Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
24. Тяпугин Н. П. Заикание. – М.: Медицина, 1966. – 156 с.
25. Чевелева Н. А Исправление заикания у школьников в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1978. – 122 с. ил.
26. Шевцова Е.Е. Заикание: учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 242 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс).
27. Шостак Б. И. Особенности состояния моторики у детей, страдающих заиканием: дисс. канд. пед. наук. – М., 1965. – 173 с.
28. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 1999. – 96 с. – (Б-ка практикующего логопеда).