Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время одним из важнейших аспектов развития современного образования является сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи. Здоровье человека – это одна из важнейших ценностей. Именно здоровье является предпосылкой для человеческой активности, наиболее полного самоутверждения и самореализации, а также достижения личного благополучия и счастья.
Проблема здорового образа жизни (далее-ЗОЖ) в современных условиях является особенно актуальным аспектом. Многочисленные исследования показывают, что в годы учебы студенческая молодежь не преумножает, а, наоборот, растрачивает резервную мощность собственного организма, что негативно сказывается на их дееспособности, снижает творческий потенциал и т.д.
Именно поэтому рассмотрение вопросов воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни в современной школе является очень актуальным вопросом на сегодняшний день и требует детального анализа.
Анализ современной педагогической теории и практики свидетельствует о наличии ряда противоречий между:
– потребностью общества в воспитании ценностей здорового образа жизни у подрастающего поколения и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса в теории и практике школьного образования.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования, заключающуюся в теоретическом обосновании воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни в современной школе.
Объект исследования – процесс воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни.
Предмет исследования – педагогическая технология воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни в современной школе.
Цель работы: теоретическое обоснование воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни в современной школе.
Задачи исследования.
1. Раскрыть понятие ЗОЖ.
2. Рассмотреть физическое воспитание в контексте здорового образа школьников: современный взгляд на проблему.
3. Определить роль учебных заведений в воспитании здорового образа жизни у школьников.
Определить пути формирования здорового образа жизни у школьников.
3. Разработать практические рекомендации по ведению здорового образа жизни для школьников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов).
Тема в целом широко представлена в отечественной литературе. Особое значение имеют теории, определяющие роль образа жизни человека для его здоровья, разработанные Зубковой А.К. [11], Войтиком Е.А. [6], Евтушевской М.Е. [8] и др.
Также, велико значение теорий формирования здорового образа жизни, которые были предложены Аршавским И.А. , Амосовым Н.М., Веселовым Н.Г., Виленским М.Я., Дубининым Н.П., Лисициным Ю.П., Петленко В.П.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Понятие ЗОЖ
Современная образовательная практика требует использования инновационных подходов к вопросам сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, формирования здорового образа жизни личности. Связано это прежде всего с динамичностью и многозначностью термина "здоровье", что выступает базовой категорией понятия "здоровый образ жизни".
Проведенный анализ научной литературы [6, 18] дает основание утверждать, что существует более 200 толкований понятия "здоровье человека" как общественного и индивидуального феномена и сейчас дискуссия относительно его определения продолжается. Здоровье рассматривается как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков "[15].
В современной научно-исследовательской литературе в системе различных наук используются следующие определения понятия "здоровье человека":
1) гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленное врожденными и приобретенными биологическими и социальными качествами;
2) процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических свойств, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни;
3) динамическое состояние организма человека, которое характеризуется высоким энергетическим потенциалом, хорошими адаптационными реакциями на изменения условий окружающей среды, обеспечивает гармоничное физическое, духовное и социальное развитие личности, ее хорошее самочувствие, эффективное противодействие заболеванием, полноценную жизнь и активное долголетие;
4) показатель культуры человека в целом, степень гармонии практического и теоретического плана бытия, согласованности в человеке природного и социального начал.
Различные подходы к трактовке понятия «здоровый образ жизни» позволяют сделать вывод о том, что здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья [17,20].
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ауст, А.Ю. Влияние здорового образа жизни на человека / А.Ю. Ауст // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа: ИЦИПТ, 2017. – С. 21.
2. Баль, Л.В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни// Гигиена и санитария, 2014. – №4. С. 70-72.
3. Березанцева-Низяева, Т.В. Физическая культура и формирование психосоматического здоровья детей и подростков (социально-экономический аспект) /Т.В. Березанцева-Низяева// Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, 2013. – №2. С. 659-660.
4. Безбородова, А.С. Здоровый образ жизни как один из приоритетов стиля жизни / А.С. Безбородова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. – Новосибирск: НГПУ, 2018. – С. 8.
5. Бушунова, Ю.Ю. Основы здорового образа жизни молодежи / Ю.Ю. Бушунова // Молодость. Интеллект. Инициатива: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2016. – С. 402.
6. Войтик, Е.А. Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ /Е.А. Войтик // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2013. – №4 (128). С. 169-175.
7. Горфти, Е.А. Спортивная культура как фактор формирования здоровой личности /Е.А. Горфти// Вестник Тамбовского университете та. Серия: Гуманитарные науки, 2014. – №6 (134). С. 118-121.
8. Евтушевская, М.Е. Здоровый образ жизни и его составляющие / М.Е. Евтушевская // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. – 2015. – № 1. С. 380-386.
9. Жесткова, Н.А. Здоровый образ жизни как ценностная ориентация личности и практический принцип жизни человека / Н.А. Жесткова // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. – Воронеж: ВГУ, 2016. С. 143-146.
10. Загидуллина, Л.М. Формирование здорового образа жизни у молодежи / Л.М. Загидуллина // Психология, социология и педагогика. – 2017. – № 1 (64). С. 44-45.
11. Зуйкова, А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы// Здоровье и образование в XXI веке, 2016. – №4. С. 364-365.
12. Ильина, И.А. Понятие и основные составляющие здорового образа жизни / И.А. Ильина, Е.М. Пантилейкина // E-Scio. – 2017. – № 3 (6).– С. 8-14.
13. Истягина-Елисеева, Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту в современной России Е.А. Истягина-Елисеева// Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. – №3. С. 34.
14. Крошилин, С.В. Отношение молодежи к здоровью и здоровому образу жизни / С.В. Крошилин // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: материалы II ежегод. науч.-практ. интернет-конф. – Вологда: ВолНЦ РАН, 2017. – С. 32-38.
15. Кузьмина, А.Ю. Концепция здорового образа жизни современной молодежи / А.Ю. Кузьмина // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 10 (27). С. 484-487.
16. Луданов,, Р.А. Здоровый образ жизни / Р.А. Луданов // Новые технологии в образовании: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. С. 59-64.
17. Матюнина, Н.В., Ахметьянов A.M. Отношение подростков и молодых людей раннего юношеского возраста к физической культуре// Н.В. Матюнина, А.М. Ахметьянов //Омский научный вестник, 2020. – №7 (43). С. 244-246.
18. Миннегалиев, М.М. Использование физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков М.М. Миннегалиев// Ученые записки университета Лесгафта, 2015. – №1 (83). С. 103-107.
19. Пашинцева, А.П. Отношение молодежи к формированию здорового образа жизни / А.П. Пашинцева, К.В. Пикалова, Г.С. Огрызкова // Молодежный инновационный вестник. – 2018. – Т. 7. – № 2. С. 55-56.
20. Петрова, Л.В. Актуальность комплексного подхода к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков младшего и среднего возраста /Л.В. Петрова// Педагогическое образование в России, 2013. – №3. С. 65-69.
21. Поднебесна, Е.В. Эффективность влияния занятий борьбой «Спас» на уровень физического здоровья подростков 12-14 лет /Е.В. Поднебесная// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2013. – №5. С. 211-213.
22. Приходько, В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни /В.Н. Приходько// Ярославский педагогический вестник, 2013. – №2. С. 105.
23. Самыгин, С.И Здоровье в системе ценностных установок современной российской молодежи/С.И. Самыгин// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. – №12-1. С. 199-203.
24. Скворцова, Т.В. Представления подростков о здоровом образе жизни// Концепт, 2015. – №2. С. 41-45.
25. Смычков,, О.А. Основные компоненты здорового образа жизни молодежи / О.А. Смычков // Инновационная наука. – 2019. – № 5. С. 184-186.
26. Соломченко М.А. Средства физической культуры как профилактика асоциальных поведений среди подростков в общеобразовательной школе /М.А. Соломченко// Наука-2020, 2016. – №1 (7). С. 28-32.
27. Софьина, А.А. Здоровый образ жизни / А.А. Софьина // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и экологии: сб. науч. тр. I Междунар. науч.-практ. конф. – Тверь: ТвГТУ, 2015. С. 463-464.
28. Шамаева, Г.И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры /Г.И. Шамаева// Juvenis scientia, 2017. – №2. С. 36-37.
29. Янбухтин, Т.А. К проблеме формирования здорового образа жизни подростков и включенности их в досуговую спортивно-оздоровительную деятельность в условиях мегаполиса /Т.А. Янбухтин// Педагогика и психология образования, 2013. – №2. С. 43-50.
30. Цицвидзе, Н.О. Ценности здорового образа жизни молодежи / Н.О. Цицвидзе, А.П. Кошкин, Н.Н. Денисенкова // Проблемы и приоритетные направления развития современных политических и социальных процессов: сб. материалов науч.-практ. конф. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – С. 202-208.
31. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2; Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. - М.: Педагогика, 2014. - 392 с. – с.315
32. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2 016.- 465 с.
33. Храмов, В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры. Режим доступа: http://www.lib.grsu.by/library/data/resour.