Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития ребенка. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на окружающую среду. Это определило цели и задачи курсовой работы.
Духовное развитие подрастающего поколения является одной из первостепенных задач современной системы образования., так как сформированная в результате духовно-нравственная культура учащегося способствует полноценному развитию и становлению его личности. Духовно-нравственное развитие ребенка – это поэтапный процесс, направленный на формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Уровень духовного развития ребенка является неотъемлемым компонентом его личности, который определяет его индивидуальные характеристики (модель поведения в обществе, взгляды, мировоззрения, поступки), и характеристики страны, в которой он проживает, и нации в целом.
Влияние музыки на духовное развитие человека было подтверждено многочисленными опытами исследователей и учёных различных стран мира.
Музыка способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка – посредством сопереживания музыке у него воспитываются такие качества, как доброта, сочувствие, иными словами, формируется способность к эмоциональному отклику.
Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Для детей любого возраста важна гармоничность музыкально- эстетического воспитания, но дети младшего школьного возраста нуждаются в этом больше всего. Те музыкальные впечатления, которые они получат в детстве, останутся у них надолго, иногда на всю жизнь.
В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях
Объект исследования – процесс духовного развития детей.
Предмет исследования – музыка как средство развития детей.
Цель - определить значение музыки в духовном развитии детей.
Задачи исследования:
- дать определение духовности как лейтмотива музыкально-педагогической деятельности;
- рассмотреть духовную музыку как важный пласт музыкальной культуры;
- рассмотреть интегрированный подход в музыкальном обучении в программе И.В. Кошминой;
- проанализировать взаимосвязь русской духовной музыки с русской классикой и народным творчеством.
Методы исследования данной работы: анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта практической деятельности, обобщение.
Глава I. Проблема духовного развития детей в музыкальной педагогике
I.1. Духовность – лейтмотив музыкально-педагогической деятельности
Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитие личности ребенка.
Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой. Само искусство является наиболее действенным средством эстетического воспитания, а учебные заведения – тем необходимым дополнением к общему образованию, которое способствует гармоничному развитию личности.
Музыку называют зеркалом человеческой души. А.В. Луначарский писал: «Динамика звуков, их сила, рост, скорость и т.д. и есть именно то, что в звуках соответствует интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных аффектов» [21]. Благодаря столь замечательной особенности она становится инструментом эмоционального познания и дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве.
Психологи утверждают, что все способности поддаются развитию, и что именно методике обучения определенному виду деятельности принадлежит решающая роль в проявление человеком способностей в данной области. В процессе обучения музыке ребенок приобретает необходимые навыки, знания, умения, проявляя при этом определенные музыкальные способности, и целесообразно найти такие методы обучения, при которых они выявились бы наилучшим образом.
Одним из главных принципов современной методики преподавания является недопустимость психологического давления на ученика. Психолог в области музыкальной деятельности В.Б.Болдырев говорил: «В педагогике не должно быть насилия».
С точки зрения преподавания – авторитарный подход неприемлем. Это может отбить у детей желание учиться. Важно наладить психологический контакт с учащимися, не делая скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования и т. д. Принципиальное значение имеет «личностное» общение преподавателя с учеником.
Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека, а лейтмотив музыкально – педагогической деятельности – духовность, содержанием которой является то высшее, что характеризуется словами: истина, добро, красота. А.Б. Кабалевский говорил: «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли» [13].
Развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы. Тесная связь с эстетикой, представляющей методическую основу музыкального воспитания, проявляется в определении цели, задач, содержания, которые выдвигают свои принципы.
Принцип единства эмоционального и сознательного обусловлен спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия, развитие которого требует осознания эмоциональных впечатлений, вызываемых музыкой, а так же ее доступных выразительных средств.
Принцип единства художественного и технического основывается на том, что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений, овладение которыми является средством для достижения цели – художественное исполнение музыкального произведения, но при условии развития творческой инициативы учащегося.
Принцип единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы должен лежать в основе различных видов музыкальной деятельности. Благодаря комплексному и последовательному развитию музыкальных способностей у детей формируются представления о принципах развития музыки, выразительности элементов музыкальной речи, выразительности форм.