Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время возрастает актуальность проблемы самореализации личности. Стремление к самореализации является одной из основных потребностей человека, а эта возможность заложена в индивиде с рождения. Она играет одну из основополагающих ролей в жизни личности и способствует успешной жизни. Эта проблема появляется в раннем детстве и сопутствует человека на протяжении дальнейшей жизни. В современном обществе нельзя жить благополучно, если не реализовать себя в какой либо области жизнедеятельности. Условия жизни предъявляют человеку серьезные требования: наличие творческих способностей, умение найти путь решения проблемы и рассмотреть ее «по новому». В обществе постоянно происходит изменение ценностей и норм поведения, в связи с этим требуется изучение феномена самореализации личности.
Актуальность исследования. На данный момент в сфере образования в ее теоретических и практических изысканиях наиболее ярко выделяется позиция субъектной значимости человека - ученика или учителя, уточняются его активные деятельностные начала, индивидуальный внутренний потенциал, личный опыт, резервы развития и т.д. Вследствие этого субъектные возможности и способности человека все более учитываются и используются в осуществлении различных научных исследований: философских, социологических, психологических и многих других.
Цель исследования состоит в выявлении проблемы самореализации учащихся в музыкальной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческого потенциала школьников в музыкальной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия самореализации учащихся в музыкальной деятельности.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
на основе междисциплинарного анализа научных источников уточнить сущность понятия "самореализация учащихся";
сформулировать сущность и структуру процесса самореализации учащихся;
определить особенности самореализации учащихся в контексте музыкальной деятельности;
выделить педагогические условия самореализации школьников в музыкальной деятельности.
Методологической основой работы послужили концептуальные идеи, раскрывающие сущность, содержание и структуру процесса самореализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Коган, Л.А. Коростылева, А. Маслоу, И.И. Резвицкий, К. Роджерс и др.); парадигма гуманного личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); теория свободного воспитания (О.С. Газман, Н.Б. Крылова и др.); положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); исследования педагогических условий самореализации учащихся (С. Сулейманова, Е.А. Никитина, С.В. Кузьмина и др.); научные труды в области педагогики и методики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Е.Д. Критская, Р.А. Тельчарова, Л.В. Школяр и др.).
В исследовании применен комплекс методов исследования: сравнительный анализ философской, социологической, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта; изучение собственного опыта работы; индивидуальные и групповые беседы с учащимися, педагогами; анализ творческих работ учащихся.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Глава I. Теоретические основы самореализации личности
I.1. Понятие «самореализация» в научной литературе
Изучением данной работы занимались такие ученые как А. Адлер, А. Бандура, А. Маслоу, Р. Мэя, Г. Олпорт, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг. Категория «самореализация» впервые появилась в гуманистически ориентированных концепциях развития личности и соответствующих им психотерапевтических практиках. Еще в 1934 году в своем главном труде «Организм.
Холистический подход» К. Гольдштейн, известный немецкий нейрофизиолог, показал недостаточность понятия гомеостаза для живых организмов. В противовес представлениям о множестве инстинктов и потребностей, Г. Гольдштейн первым ввел в научный оборот понятие «самореализация», и определил как «творческую тенденцию человеческой природы, в основе развития и совершенствования организма». К. Левин – гештальт-психолог, автор теории психологического поля – считал, что поведение человека определяется целостным сочетанием жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды [24].
В отличии от «полевого», ситуативного поведения, когда человек подчиняется обстоятельствам, например, социальным стереотипам, самореализация личности является целенаправленным, «личностным» действием, включает способность противостоять «силам поля», действовать под их влиянием, а в соответствии с собственными целями, собственного «личностного плана».
В. Франкл – известный представитель экзистенциального направления в психологии и создатель логотерапии и теории смысла считал, что личностный рост не сводится только к самореализации: «Человек возвращается и занимается собой, только если у него нет смысла жизни. Идеализация самовыражения, если она является самоцелью, делает невозможным существование значимых отношений. Основным в отношениях любви является не свободное самовыражение, а выход за пределы себя и любовь бытия других».
Согласно К.Г. Юнгу, каждый индивид имеет тенденцию к индивидуации – становления себя, процесс развития человека, включая установление связей между Эго – центром сознания и самостью – центром души, сочетает сознательное и бессознательное.
Итог осуществления индивидуации ученый называл самореализацией. К.Г. Юнг считал, что именно это является конечной стадией развития личности, достижимой только для способных и высокообразованных людей, которые, вместе с тем, обладают определенными возможностями для этого. В силу определенных ограничений самореализация недоступна для большинства людей [31].
Некоторые идеи К. Юнга перекликаются со взглядами на становление личности Р. Ассаджоли, высказанными им в теории психосинтеза. Понятие «самореализация» ученый использует для обозначения двух разновидностей расширения сознания. Первый из них представляет собой «самореализацию, то есть психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека – этических, эстетических, религиозных переживаний и форм деятельности» [31, с. 43]. Вторая разновидность – самореализация как самопостижение – «постижение себя, переживание и осознание своей Самости как синтезирующего духовного центра». Представитель неофрейдизма Э. Фромм считает, что «людям присуще глубоко укоренившееся желание ... реализовать свои способности».
Самореализация же является субстанциональной потребностью личности, которая отображается в системе взглядов и действий, которую соблюдает определенная группа людей, и которая служит индивидууму 9 схемой ориентации и объектом поклонения. Истинную самореализацию индивида Э. Фромм связывает с практическим воплощением принципа бытия и адекватной ему формы отношений между людьми – любовью. «Есть только одна страсть,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Газман, О.С. Неоклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.
3. Горюнова, Л.В. О развитии музыкальной культуры подростков [Текст] / Л.В. Горюнова. - Новосибирск, 1969. - 22 с.
4. Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку [Текст] / Н.Л. Гродзенская. - М., Просвещение, 1969. - 77 с.
5. Кабалевский, Д.Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] / Д.Б. Кабалевский // Программно-методические материалы. Начальная школа. - М., Просвещение, 2001. - С.28.
6. Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе [Текст] / М.С. Каган // Музыка в школе. - 1987. - № 4. - С.28-32.
7. Коган, Л.Н. Самореализация личности как социальный процесс [Текст] // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе; АН СССР, Урал. науч. центр; отв. ред.Л.Н. Коган. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983. - С.3-34.
8. Коростылева, Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке [Текст] / Л.А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности; под ред.А. А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПбУ, 1997. - С.3-19.
9. Критская, Е.Д. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика [Текст] / Е.Д. Критская // Искусство в школе. - 1993. - № 1. - с.21-28.
10. Крылова, Н.Б. Социокультурный контекст образования [Текст] // Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. - М.: Инноватор, 1995. - С.67-103.
11. Крылова, Н.Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности учреждений дополнительного образования [Текст]: автореф. … канд. пед. наук / Н.Г. Крылова. - Кострома, 1999. - 23 с.
12. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] // Психология личности; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Апузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.87-94.
13. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.
14. Недашковская, М.А. Самореализация личности как феномен культуры [Текст]: автореф. … канд. филос. наук / М.А. Недашковская. - Киев, 1990. - 24 с.
15. Немыкина, И.Н. Основы музыкальной педагогики [Текст] / И.Н. Немыкина. - Екатеринбург, 1993. - 320 с.
16. Никитина, Е.А. Педагогическая поддержка самореализации школьника в учении [Текст] // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. - Саратов: Изд-во Сар. пед. ин-та, 1999. - С.110-116.
17. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред.Н.Б. Крылова. - М.: Академия, 2006. - 228 с. - (Профессионализм педагога).
18. Педагогические условия музыкально-творческой самореализации учащихся [Текст] / Кузьмина С.В. // Современное музыкальное образование: перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 2006 г. - Пенза: изд-во ПГПУ им.В.Г. Белинского, 2006. - С.263-269.
19. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология [Текст]: учебник для студ. вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000. - 512 с.
20. Пиличяускас, А.А. Познание музыки как педагогическая проблема [Текст] / А.А. Пиличяускас // Музыка в школе. - 1989. - № 1. - С.6-12.
21. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред.Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
22. Поляков, А. В. Педагогические условия развития интереса к музыке уральских композиторов у обучающихся детской музыкальной школы / А. В. Поляков // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 1. – С. 18
23. Резвицкий, И.И. Личность. Индивидуальность. Общество [Текст] / И.И. Резвицкий. - М.: Политиздат, 1984. - 152 с.
24. Селевко, Г.К., Селевко, А.Г., Левина, О.Г. Реализуй себя [Текст] - М.: Народное образование, 2001. - 176 с.
25. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование [Текст] / В.В. Сериков // Педагогика. - 1994. - №5. - С.16-21.
26. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред.В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2004. - 576 с.
27. Сулейманова, С. Самореализация подростка как ключевая категория дополнительного образования [Текст] / С. Сулейманова // Философия образования и реформа современной школы: материалы городской науч.-практ. конф.; Комитет по образованию и науке администрации г. Перми; Центр развития образования им. С.О. Ветлугина. - Пермь, 2002. - 204 с.
28. Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры [Текст]: книга для учителя (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
29. Тухтаманов, Н.Г. Музыка как средство гуманизации педагогической подготовки слушателей [Текст]: автореф. … канд. пед. наук / Н.Г. Тухтаманов. - СПб., 1997. - 24 с.
30. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с. - (Педагогическая мастерская).
31. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. К пониманию психологии архетипа младенца / Самосознание европейской культуры XX в. С. 103-129