Фрагмент для ознакомления
2
Проблема детской тревожности как основы эмоциональных расстройств в настоящее время носит междисциплинарный характер. Это относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической и медицинской психологии. Сам термин «страх» употребляется в различных значениях, что создает неопределенность в его трактовке на семантическом уровне. Тревожность трактуется и как временное психическое состояние, возникающее под влиянием стрессовых факторов, и как явление, сопровождающее фрустрацию социальных потребностей, и как специфическая черта личности.
Различия в определениях не мешают большинству исследователей полагать, что определенные ситуации или события, которые могут привести к фиксации детского страха, оказывают влияние на поведение и личностные реакции человека. Многие авторы убеждены, что эмоциональные нарушения у детей не проходят бесследно, а способствуют последующему возникновению своеобразных личностных особенностей, нервно-психических и психосоматических отклонений. [6].
Конечно, не только страх является причиной нарушений поведения человека, его психического и социального здоровья - существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных колебаний в развитии личности ребенка или подростка. Однако большинство проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу и психотерапевту, большинство явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, по существу связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, т. в конечном счете - к беспокойству. Часто, не зная причин страха, механизмов его развития, трансформации и превращения в другие состояния, просто невозможно выяснить, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его действий, а главное, как чтобы помочь ему.
Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной адаптации ребенка к определенным социальным ситуациям. Данные исследований J. Reich, J. Henser, V. Mayer свидетельствуют о том, что состояние тревожности связано с измененной когнитивной оценкой окружающего и самого себя. [37]. Экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к определенной ситуации, дающее косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе.
В отечественной психологии изучением проблемы тревожности занимались такие ученые как: Е.Ю. Брель, А.К. Дусавицкий[1], А.И.Захаров[14], А.М. Прихожан[32] и др. Исследования этих ученых выявили факт того, что за последние 10 лет количество тревожных детей увеличилось, тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления.
Цель исследования: изучение тревожности в подростковом возрасте и определение психолого-педагогической работы с тревожными подростками. Исходя из выше сказанного, представляется возможным определить объект исследования – тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности тревожности у подростков
Объект исследования – процесс особенностей проявления школьной тревожности у подростков
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическая характеристика детей подросткового возраста
2. Рассмотреть характеристика школьной тревожности и ее проявления у подростков
3. подобрать и провести психологическую методику, позволяющую изучить проявление тревожности у подростков.
3. проанализировать полученные результаты и сформулировать психолого-педагогические рекомендации.
Теоретические и методологические основы исследования составили принцип детерминизма, согласно которому развитие личности обусловлено ситуацией и психологическими закономерностями развития индивида, а также обоснованные в трудах Г.Ш. Габдреевой, А.И. Захарова, А.М.Прихожан, Ю.Л. Ханина подходы к пониманию феномена тревожность.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут служить основанием для использования шкалы тревожности Спилбергера-Ханина в практике исследования подростковой тревожности, с целью дифференцированной оценки ее проявления у мальчиков и девочек и на основании данных организации коррекционно-развивающих мероприятий с детьми окружающими их взрослыми (родителями, специалистами в образовательном учреждении). Разработаны психолого-педагогические рекомендации, направленные на оказание системной помощи высокой тревожности школьникам-подросткам.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Психолого - педагогическая характеристика детей подросткового возраста
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Он знаменуется развитие и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возрасти юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развитии – юность.
Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший (13-15 лет) или 7-8 классы.
Наряду с НИИ выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (1517 лет).
Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, неслучайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими пережившими, трудностями и кризисами. В это время складываются устойчивые формы поведении, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физические и психическое здоровье, общественную и личную зрелость.
Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Но не следует забывать, что это также я возраст потерь детского мироощущения, более беззаботно и безответственного образа жизни, пор мучительно-тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других и т.д.
Современный подросток в поной мере испытывает на себе последствия бурного развития НТР и связанные с ней социальные противоречия: демографические, социально-экономические и психологические. Подросток стал средоточием внимания исследователей и специалистов разных профессий: медиков, психологов, юристов. Сегодняшний подросток – завтрашний полноправный гражданин своей страны, и это вынуждает более пристально и внимательно, без ложных предубеждений и иллюзий вглядываться, изучать, понимать современного подростка.
Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований целью выявления специфических особенностей, присущих этому возрасту.
Ст. Холл в 1904 г. предложил рассматривать этот период как переходный от детства к взрослости; он впервые описал кризисный характер развития ребенка в этом возрасте, сформулировав его негативные аспекты. Характерной чертой подросткового возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизм – альтруизмом, общительность – замкнутостью, любознательность – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т.д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.
1. резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я».
2. плавные, медленные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности.
3. активны и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.
Главными психологическими новообразованиями этого возраста Э. Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком свое индивидуальности.
По мнению Ш. Бюлера специфика психического развития подростка может быть объяснена с позиции пубертата.
Пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания.
Наряду с физическим пубертатом Ш. Бюлер выделял психическую пубертанность, а внутри нее три фазы развития.
1. прелюдия к периоду психической пубертанности, отдельные симптомы которой появляются в 11-2 лет, когда подростки необузданны, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков еще не понятны.
2. негативная фаза, продолжительность которой от 11 до 13 лет у девочек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются « повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние», « физическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.
3. позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» - сознательное переживание прекрасного. К этому присоединяется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напряжению».
Личность подростка развивается в первую очередь в зависимости от того какая ценность переживается им как наивысшая, определяющая его жизнь.
Э. Штерн выделял шесть возможных типов переживаемых ценностей, которым соответствуют шесть типов личности.
• Теоретической личности – стремится на объективное познание действительности;
• Эстетический тип единичные случаи;
• Экономическим типом личности управляет идея пользы, стремление достичь результата с наименьшими затратами;
• Смысл жизни социальной личности составляет «любовь, общение и жизнь для других людей»;
• Смысл жизни политической – стремление к власти, господству и влиянию4
• Религиозная личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни».
Для описания поведения и деятельности подростка Э.Штерн использует понятие «серьезная игра», занимающая, по его мнению, промежуточное положение межу игрой и серьезной и ответственной деятельностью взрослого. действительно, все, за что берется подросток, носит для него серьезный характер, но при этом все, что он делает это только предварительная проба сил. Примерами таких «серьезных игр» являются кокетство, флирт, мечтательное поклонение (игры любовного характера), занятия спортом, участие в подростковых организациях (скауты, пионеры), выбор профессии. В таких играх подросток учится «умерять свои силы, устанавливать отношения к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он ожжен разобраться», отмечает Э. Штерн.
Ключевой проблемой этого периода Выготский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артюхова, Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния
тревожности личности.: Дисс...к.пс.наук /Т.Ю. Артюхова. - Новосибирск, 2010.
2. Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги: статья / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - 2012. - № 5. - С. 111 - 117.
3. Александровская, Э.М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттела. Методические рекомендации / Э.М. Александровская, И.Я. Гильяшева. - М.: Фолиум, 2015. – 76 с.
4. Анастази , А. Психологическое тестирование / А.Анастази, С.Урбина.- СПб.: Питер, 2012. – 240 с.
5. Андреева, А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте / А.Д. Андреева. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик.- М., 2018. – 230 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: «Институт практической психологии». - Воронеж, 2015. – 345 с.
7. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: статья / Л.И. Божович. // Во¬пр. Психол.-2018.- № 4. – С. 57- 65.
8. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологи¬ческой диагностике / Л.И. Бурлачук, С.М. Морозов. 2-е изд.- СПб.: Питер Ком, 2019. – 245 с.
9.Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова. - М.: «Академия», 2014. – 340 с.
10.Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выгодский.- М.: Смысл; Эксмо, 2014.
11. Вассерман, Л.И. Родители глаза¬ми подростка: психологическая диагностика в медико-педагоги¬ческой практике: Учебное пособие / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. - СПб.: Речь, 2014.
12. Вассерман, Л.И. Психологичес¬кая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для врачей и психологов / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова. - СПб. : Речь, 2019.
13. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П.Елисеев - СПб.: Питер, 2011.
14. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров. - М., 2016.
15. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. - М.: Наука, 2010.
16. Колесникова Г.И., Стародубцев С.В. Основы психологического консультирования / Г.И. Колесникова, С.В. Стародубцева. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2016.
17. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / Под. ред. И.Ю. Кулагина, В.Н. Калюцкого. - М.: «Cфера», 2011.
18.Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности/Л.М. Костина.- СПб.: Речь, 2012.
19. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги: статья / Н.Д. Левитов // Вопр.психол. - 1969. - № 1. - С. 130-137.
20. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс / Р. Лазурус. - Л.: Медицина, 2010.
21.Личко,А.Е. Диагностика характера подростков.Патохарактерологический диагностический опросник для подро¬стков –ПДО. Краткое руководство / А.Е. Личко, Я.Я. Иванов. - СПб., 2011.
22. Лютова, Е.К Шпаргалка для родителей / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Изд. «Речь», 2017.
23. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. - М., 2017.
24. Маховер, К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. 2-е изд., испр.- М.: Смысл, 2010.
25. Мельников, В. М. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М.: Просвещение, 2015.
26. Михалычев, Е.А. Дидактическая тестология / Е.А. Михалычев. - М.: Народное обра¬зование, 2011.
27 Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, Румянцева П.В. - СПб.: Речь, 2017.
28. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности.Тревога и тревожность / Р. Мэй. - СПб.: Питер, 2011.
29. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко. - М., 2015.
30. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В.Овчарова. - М.: «Академия», 2013.
31. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О.А. Орехова.- СПб.: Речь, 2012.
32. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт;- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010.
33. Прихожан, А.М. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А.М. Прихожан, Толстых Н.Н. - М.: Педагогика, 2010.
34. Психотерапия детей и подростков. 2-е изд./ Под ред. Ф.Кендалла. - СПБ.: Питер, 2012.
35. Райгородский, Д.Я.. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский ДОМ «БАХРАХ», 2018.
36. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Решмидт. - М., 2014.
37. Ромицына, Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» / Е.Е.Ромицына.-М.: «Речь», 2016.
38. Словарь по социальной педагогике / Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М.: «Академия», 2012.
39. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2013
40. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер. - М., 2013.
41. Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 2015.
42. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы / З.Фрейд - СПб., 2017.
43. Фрейд, З. Страх/ З. Фрейд - М.: «Современные проблемы», 1927.
44. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М., 2013.