Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система музыкального образования, взрастившая плеяду выдающихся деятелей искусства и культуры с мировым именем, складывалась не одно столетие. Она имеет ярко выраженные национальные особенности и традиции, сохранение которых должно быть первоочередной задачей государственной политики в целом и каждого человека в отдельности. Становление системы музыкального образования проходило в условиях постоянно меняющейся политической, экономической и культурной обстановки в стране. На ее формирование в разное время повлияли государственные и идеологические установки, культурные устремления и потребности общества.
Путь становления системы российского музыкального образования рассматривается в работе в историко-теоретическом и педагогическом контекстах.
С одной стороны, это целостная система, отражающая последовательную смену исторических этапов развития отечественного музыкального образования, становления традиций, преодоления проблем в рамках определенного периода.
С другой стороны – в педагогическом контексте – это очень значимая работа педагогов, музыкантов-просветителей, теоретиков, музыковедов, кто своими трудами, исследованиями, педагогической и просветительской работой способствовали развитию отечественной педагогики и формированию классической педагогической системы.
В связи с вышесказанным, на сегодняшний день вопрос изучения системы российского музыкального образования особенно актуален. Богатый историко-педагогический материал в сфере музыкального образования накапливался долгие годы. Необходимо изучать систему российского музыкального образования с момента зарождения первых государственных, общественных и религиозных институтов обучения музыкантов до складывания классической целостной системы музыкального образования и существования данной системы в новых условиях, предложенных современностью. В данном исследовании будет дана объективная и многосторонняя характеристика процесса становления и развития музыкального образования в один из показательных исторических периодов – в пореформенной России.
Объект исследования: система музыкального образования в пореформенной России.
Предмет исследования – формирование системы и структуры музыкального образования в пореформенной России.
Цель исследования – проследить этапы становления системы музыкального образования в России в пореформенный период.
Задачи исследования:
- охарактеризовать предпосылки музыкально-образовательных реформ;
- выявить особенности структуры и образовательных установок Петербургской и Московской консерваторий;
- отметить значимость деятельности бесплатной музыкальной школы в Санкт-Петербурге;
- проанализировать деятельность РМО;
- выявить известных музыкантов, выдающихся композиторов пореформенного периода;
- рассмотреть противостояние музыкальных критиков второй половины XIX века как этап движения к совершенствованию отечественной системы музыкального образования.
В работе использована учебная, энциклопедическая литература (учебник «История русской советской музыки» под ред. Алексеева А. Д. (1956 г.), «Музыкальное воспитание в СССР» под ред. Баренбойма Л. А. (1978 г.), «История русской музыки» Келдыша Ю. В. (1954 г.)), научные труды (статья Н. Мироновой «Музыкальное образование в России: история идей», сборник «Из истории русской музыкальной культуры: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского» (2002 г.)), официальные документы («Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р»).
Для решения поставленных задач был использованы теоретические методы исследования:
анализ и синтез педагогической и музыковедческой литературы, изучение нормативно-правовых документов,
- моделирование,
- сравнение и обобщение исследовательских данных.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что обобщены теоретические представления о проблеме развития музыкального образования в пореформенной России. Материалы исследования могут быть востребованы педагогами основного и дополнительного образования, а также использованы как основа проведения педагогических советов и методических объединений по данной проблеме.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Московские и петербургские музыкальные школы (дисциплины, студенческая жизнь, система образовательного процесса)
1.1 Предпосылки музыкально-образовательных реформ
Нужно отметить, русское искусство эпохи Просвещения отразило всю сложность и неординарность духовного состояния общества, парадоксальным образом совместившего крепостничество с обретенной европейской цивилизованностью.
Политическая ситуация в первой половине XIX века была неустойчивой. Постепенно развивалось освободительное движение против царской власти и крепостничества. Прогрессивные силы боролись за преобразование России, за ликвидацию технико-экономической и государственной отсталости страны. Общеполитические противоречия сказывались и в области воспитания, где официальная педагогика, министром народного просвещения С. С. Уваровым (автором знаменитой формулы «православие, самодержавие, народность») встретила резкого противника в лице гуманистической и демократически-народной педагогики В. Г. Белинского, А. И. Герцена и их единомышленников. Эти противоречия нашли свое отражение в борьбе различных тенденций, направленных не только на содержание и методы обучения, но и саму организацию, постановку образовательного процесса.
В связи с политическими, социальными изменениями необходимо было расширять рамки образовательной системы, как в отношении возможности образования для различных слоев населения, так и в части содержания самого обучения.
Большой вклад в дело музыкального просвещения и образования внес выдающийся русский музыкальный ученый и публицист, общественный деятель, писатель, философ – Владимир Федотович Одоевский (1804 – 1869 гг.). В. Ф. Одоевский по праву считается одним из основоположников отечественного музыкознания. Он первым оценил выдающееся значение творчества М. И. Глинки, который многое сделал для изучения русской народной песни и древнерусской церковной музыки. Велик вклад В. Ф. Одоевского в дело музыкального образования в России (он участвовал в организации Русского музыкального общества), в развитие музыкальной журналистики и публицистики, в изучение и пропаганду наиболее значительных явлений современного ему исполнительского искусства. Важное значение имеют его литературно-художественные произведения на музыкальные темы («Последний квартет Бетховена», «Себастьян Бах»). До наших дней сохранились в репертуаре органные сочинения В. Ф. Одоевского (фуги, каноны, фантазии). В. Ф. Одоевский внес значительный вклад в развитие детского музыкального воспитания, где музыка занимала главенствующее положение. В своих статьях на музыковедческую тему В. Ф. Одоевский выступал активным пропагандистом выдающихся достижений русской музыкальной классики [С. 235 – 239].
1.2 История создания Петербургской консерватории
В 1861 году в либеральной газете «Век» была напечатана статья «О музыке в России» [С. 169]. Автором её был главный инициатор и создатель Русского музыкального общества А. Г. Рубинштейн. В ней он обосновывал необходимость создания консерватории. Характеризуя состояние современной музыкальной культуры, А. Г. Рубинштейн отмечал, что «музыкой в России занимаются только любители». На вопрос, чем помочь такому печальному изложению дела, он отвечал: «Единственно учреждением консерватории. <…> Из консерватории выходят хорошие музыканты. А это именно и необходимо в нашем огромном отечестве. Консерватория каждый год даст русских учителей музыки, русских музыкантов для оркестра, русских певцов и певиц, которые будут трудиться так, как трудится человек, который видит в своем искусстве средство к существованию, право на общественное уважение, средство прославиться, средство совершенно предаться своему божественному призванию, как должен трудиться всякий, уважающий себя и своё искусство» [С. 170].
Осенью 1862 года, после преодоления ряда бюрократических препятствий, была открыта первая в России Петербургская консерватория [С. 169]. В первый год существования Консерватории было принято 179 учеников, в дальнейшем – более 200 человек. Состав профессуры был высококвалифицированным. Большинство получили образование и начинали свою артистическую деятельность в странах Западной Европы.
Сам А. Г. Рубинштейн, являвшийся её директором, вёл классы фортепиано и инструментовки. Профессорами консерватории были выдающиеся музыканты: по классу фортепиано – А. Г. Рубинштейн, Ф. О. Лешетицкий, А. Герке; по классу скрипки – Г. И. Венявский, Л. Ауэр; по классу виолончели – К. Шуберт, К. Ю. Давыдов; по классу флейты – Ц. Чиарди; по классу арфы – А. Цабель; вокальные классы – Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди; теории композиции – Н. Заремба. Гордостью русского исполнительского искусства явились воспитанники консерватории: пианистка А. Есипова, виолончелист А. Вержбилович, певица Е. Лавровская, бас Ф. Стравинский и многие другие. Имена первых выпускников Петербургской консерватории навсегда остались в истории мировой культуры.
Система консерваторского образования воспроизводила методы и художественные установки Лейпцигской консерватории, применяемых и по сей день: базовый набор учебных дисциплин, структуру образовательного процесса, методы преподавания, планы и так далее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3 ч. Ч. 1 и 2. – 2-е изд., доп. – М., 1988. – 414 с.
2. Горлинский, В. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода / В. Горлинский. – Москва, 1999. – 333 с.
3. Идеи совершенствования музыкального образования во взглядах российских музыкальных критиков... © Е.В. Секотова, 2007 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. № 4, 2007
4. Изместьева Г. П. Классическое образование в истории России XIX века. — М.: Пробел-2000,2003. — С. 5- 6.
5. История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. 1. /
Т. Ф. Владышевская, О. Е. Левашова, А. И. Кандинский. – М.: Музыка, 1999. – 560 с.
6. История современной отечественной музыки: Учебник / под ред.
М. Е. Тараканова. – М.: Музыка, 2005. – 480 с.
7. История современной отечественной музыки: Учеб. пособие / ред.-сост.
Е. Б. Долинская. – М.: Музыка, 2001. – 656 с.
8. История русской советской музыки: 1917 – 1934 гг. / под ред.
А. Д. Алексеева. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 328 с. – Т. 1.
9. История русской музыки: от древнейших времен до середины XIX века: Учебник / под ред. А. И. Кандинского. – М.: Музыка, 1980. – 622 с. – Т. 1.
10. История русской советской музыки: 1935 – 1941 гг. / под ред.
А. Д. Алексеева. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. – 356 с. – Т. 2.
11. Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. З., Левашова, О. Е. История русской музыки: 70 – 80-е годы XIX века / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова, О. Е. Левашова, М. П. Рахманова, А. М. Соколова. – М.: Музыка, 1994. – 534 с. – Т.8.
12. Келдыш, Ю. В., Корабельникова, Л. З., Левашов, Е. М. История русской музыки: 1890 – 1917 годы / Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова,
Е. М. Левашов. – М.: Музыка, 2004. – 1071 с. – Т. 10Б.
13. Келдыш, Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. 0/ Ю.В. Келдыш – М.: Музгиз, 1954. – 525 с.
14. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства
в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.muzuch.ru/files/konzepziya.doc – Загл. с экрана.
15. Миронова, Н. Музыкальное образование в России: история идей / Н. Миронова // Из истории русской музыкальной культуры: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 35. – Москва, 2002. – С. 97 – 110.
16. Музыкальное воспитание в СССР / под ред. Л. А. Баренбойма. – М.: Советский композитор, 1978. – 485 с.
17. Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ. Л. О. Акопяна. – М.: Практика, 2001. – 1095 с.
18. Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1973. – 1070 с. – Т. 1.
19. Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – 1106 с. – Т. 3.
20. Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 1002 с. – Т. 6.
21. Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие / В. Ф. Одоевский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1956 – 722 с.
22. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост., ред., вст. ст. В.Я. Струминского. – М.: Гос. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. – 368 с.
23. Орлова, Е. М. Лекции по истории русской музыки / Е. М. Орлова. – М.: Музыка, 1977 – 383с.
24. Провозина, Н. М. Лекции по истории русской музыки (вторая половина XX века) / Н. М. Провозина. – Томск: Графика, 2003. – 218 с.
25. Рапацкая, Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений/
Л. А. Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
26. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с. 1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3 ч. Ч. 1 и 2. – 2-е изд., доп. – М., 1988. – 414 с.
27. Энциклопедический музыкальный словарь / сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский – М.: Советская энциклопедия,1966. – 629 с.