Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ценности и ценностные ориентации - неотъемлемая часть жизни и культуры отдельной личности и всего общества. Из-за происходящих социальных изменений, связанных с развитием общества, наблюдается кризис ценностной системы. Размытое представление о ценностях изменяет отношение к жизни, к семье и труду, ведет к девиантному поведению, социальной пассивности и состоянию аномии.
В данной работе ценности рассматриваются, как нечто особо значимое для отдельной личности и общества, что определяет его убеждения и служит объяснением и мотивацией его поступков.
Важно иметь четкую систему ценностей и ценностных ориентаций, ведь ценности определяют цели и, главное, способы и средства их достижения. Все это будет формировать культуру всего общества. А если четкого представления о ценностях не будет, то и культуру сложно будет назвать культурой.
Проблема ценностей изучается не только социологией но и некоторыми другими науками, такими как, например, культурология и психология. Изучением этого вопроса занимались многие известные ученые, как отечественные, так и зарубежные, от классиков до современников. Среди них Т. Парсонс, А. Маслоу, Т. Гоббс, В. А. Ядов, Г.В. Осипов, Н. И. Лапин, А. Г. Здравомыслов и др.
Объект исследования: ценности и потребности общества.
Предмет исследования: жизненные ценности российского населения.
Цель: изучение трансформации системы ценностей и потребностей общества.
Задачи работы:
изучить понятие и структуру ценностей и потребностей общества;
раскрыть условия развития системы ценностей и потребностей общества;
рассмотреть трансформацию системы ценностей и потребностей общества в России в современных условиях;
выявить проблемы, вызванные трансформацией системы ценностей и потребностей общества, и пути их решения.
Методы исследования: литературный обзор, сравнительный анализ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы системы ценностей и потребностей общества
1.1. Понятие и структура ценностей и потребностей общества
Понятие «ценность» было введено в научный оборот в середине XIX столетия. Оно очень широко используется в философской и другой специальной литературе, оно указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В социологии проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, которые выполняют по отношению к личности нормативные функции. В социологической литературе можно найти большое количество разнообразных дефиниций ценностей. Но чтобы разобраться с этим понятием, необходимо обратиться к его истории его возникновения .
Изначально это относится к работам М. Вебера. Немецкий социолог отмечает, что, будучи «людьми культуры», мы обладаем способностью и волей, которые позволяют нам сознательно занять определенную позицию по отношению к миру и сообщить ему смысл. «Судьба культурной эпохи, «вкусившей» плод от древа познания, состоит в необходимости понимания, что смысл мироздания не раскрывается исследованием, каким бы совершенным оно ни было, что мы сами призваны создать этот смысл, что «мировоззрения» никогда не могут быть продуктом развивающегося опытного знания». Ценности историчны, они выражают «интерес эпохи», который более устойчив, чем субъективные прихоти отдельных лиц.
Теоретическим выражением «интереса эпохи» являются идеальные типы, которые, однако, совершенно лишены, по Веберу, какого бы то ни было момента оценки и не должны рассматриваться как «образцы совершенства». Значение идеальных типов в познании чисто логическое: они выступают как понятийные средства для заключения о причинах явлений и для обобщенного изображения действительности. Таковы понятия «капитализм», «средневековый город», «бюрократия», «целерациональное поведение».
В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентации. Точного различения понятий в литературе не прослеживается. Некоторые ученые употребляют их как равнозначные. Но в основном при изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». А при изучении отдельных индивидов употребляется как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями, согласно Карандашеву, понимается «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров». Ценностные ориентации — это «интериоризированные личностью ценности социальных групп».
Система ценностных ориентации личности образуется на основе господствующих в культуре ценностных представлений. Каждый индивид в силу его врожденных и приобретенных особенностей и под влиянием личных жизненных обстоятельств упорядочивает их по-своему, но социологические исследования показывают, что у социальных групп, живущих в сходных социокультурных условиях, формируются иерархически упорядоченные структуры ценностных ориентации, которые имеют типичный для данной группы характер.
Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.
Однако кризис какого-либо явления не всегда равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления .
Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом — островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности — необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни.
Анализ духовных ценностей и социальных процессов является приоритетной задачей социологии. Ибо по системе ценностей можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются.
Ценности являются важнейшим регулятором социального поведения.
Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале XX в. предложил различать два типа ценностей - жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов — логические, эстетические, этические и метафизические ценности.
Один из видных немецких философов XX в. М. Шелер выстраивал ценности в иерархию: на низшей ее ступени находились ценности чувственные («приятное»), над ними - жизненные, или витальные («благородное»), еще выше - духовные, в том числе эстетические («прекрасное»), морально-правовые («справедливое»), гносеологические («истинное»), а на верхней ступени - религиозные («святое»).
Французский аксиолог И. Гобри выделил в качестве основных четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро.
В современной отечественной литературе по культурологии свой вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов: 1) витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; 2) социальные - семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; 3) политические - гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; 4) моральные - добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п. 5) религиозные - Бог, Священное Писание, вера и пр.; 6) эстетические - красота, стиль, гармония и др.
В книге Г. Выжлецова выделяются четыре класса ценностей: 1) духовные (в религии, нравственности, искусстве), 2) социальные (политические, правовые, моральные), 3) экономические и 4) материальные.
И.С. Кон подразделяет ценностные аспекты на общественные (осознание социальной ценности) и личные (система личных ценностей, то, чего индивид хочет для себя). Психическая жизнь человека крайне подвижна.
Поэтому «ценности непостоянны: они изменяются во времени в результате творческой деятельности людей, как изменяются и сами люди».
В структуре личности Д.А. Леонтьев отводит ценностям следующее место. Он выделяет три иерархических уровня структуры личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 528 с.
2. Богатырева, М. В. Основы экономики: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
3. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
4. Бродский, Б. Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
5. Васильев, В. П. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.
6. Викулина, Т. Д. Экономическая теория: учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 209 с.
7. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 300 с.
8. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 2: учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 255 с.
9. Гребенников, П. И. Экономика: учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 310 с.
10. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 224 с.
11. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 432 с.
12. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 415 с.
13. Дерен, В. И. Экономическая теория и экономическая политика. Практикум: учебное пособие для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 286 с.
14. Днепров, М. Ю. Экономическая теория: учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 216 с.
15. Евстафьев, Д. С. Основы экономических знаний / Д. С. Евстафьев. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 190 с.
16. Иохин, В. Я. Экономическая теория: учебник для вузов / В. Я. Иохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 353 с.
17. История экономики: учебник для среднего профессионального образования / О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин, А. С. Квасов, Л. И. Пермякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
18. Ким, И. А. Микроэкономика: учебник и практикум для вузов / И. А. Ким. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 328 с.
19. Ким, И. А. Основы экономической теории: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. А. Ким. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 328 с.
20. Корниенко, О. В. Все, что вы хотели узнать об экономике, но боялись спросить. Экономическая теория в реальных вопросах и ответах студентов и преподавателя: учебное пособие / О. В. Корниенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 301 с.
21. Коршунов, В. В. Экономическая теория (для не-экономистов): учебник для вузов / В. В. Коршунов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 237 с.
22. Макроэкономика: пособие для семинарских занятий / под ред. Р.М. Нуреева. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 384 с.
23. Макроэкономика: учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 385 с.
24. Макроэкономика: учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.]; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 477 с.
25. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: учебное пособие для вузов / С. Ф. Серегина [и др.]; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 184 с.
26. Маховикова, Г. А. Экономическая теория: учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 443 с.
27. Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Лобачева [и др.]; под редакцией Е. Н. Лобачевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 539 с.
28. Поликарпова, Т. И. Экономическая теория: учебник и практикум для вузов / Т. И. Поликарпова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 254 с.
29. Руднев, В. Д. Политическая экономия (экономическая теория): учебник для бакалавров / В. Д. Руднев. — 2-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 704 с.
30. Сухарев, О. С. Экономическая теория. Современные проблемы: учебник для вузов / О. С. Сухарев. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 215 с.
31. Экономика: учебник и практикум для вузов / В. М. Пищулов [и др.]; под общей редакцией В. М. Пищулова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.
32. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф., засл. деят. науки РФ Г.П. Журавлевой. – 5-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 864 с.
33. Экономическая теория: учебник для бакалавров / под общ. ред. А. А. Кочеткова. – 6-е изд, стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 696 с.
34. Экономическая теория и практика: реальность и потенциал развития: материалы межвузовской научно-методической конференции / под ред. д. э. н., проф. А. Е. Дворецкой. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. – 218 с.
35. Экономическая теория: учебник для вузов / В. Ф. Максимова [и др.]; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 592 с.
36. Экономическая теория: учебник для вузов / Е. Н. Лобачева [и др.]; под редакцией Е. Н. Лобачевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.
37. Экономическая теория: учебник и практикум для вузов / Г. Е. Алпатов [и др.]; под редакцией Г. Е. Алпатова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 299 с.
38. Экономическая теория: учебник и практикум для вузов / С. А. Толкачев [и др.]; под редакцией С. А. Толкачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 410 с.
39. Экономическая теория. Макроэкономика-1,2. Мегаэкономика. Экономика трансформаций: учебник / под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д. э. н. Г. П. Журавлевой. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 920 с.
40. Экономическая теория. Микроэкономика-1,2. Мезоэкономика: учебник / под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г. П. Журавлевой. – 9-е изд., стер. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 934 с.