Фрагмент для ознакомления
2
Кто и как определяет права и свободы личности и определяет их границы? Где заканчивается их законное ограничение и начинается нарушение?
Проблема взаимоотношений государства и личности будоражила умы сотен поколений. Древние философы уже излагали идеи, теории, концепции различных правовых явлений: Аристотель – о силе закона как сочетании силы и закона; Демокрит – о соотношении естественного и волевого установленного права; римские юристы – о равенстве людей по естественному праву; Н. Макиавелли видел в цель государства в обеспечении безопасности для всех; Д. Дидро – обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья; Б. Спиноза связывает государство с законом, чтобы обеспечить реальные права и свободы человека. В государстве господствует закон Дж. Локка, который соответствует естественному праву и признает неотъемлемые естественные права и свободы личности. Публичное право И. Канта — это право народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Согласно Канту, человек - существо не только природное, но и нравственное. Как нравственное существо, человек способен определять себя, следуя закону, данному его собственным разумом. Кант был одним из самых значительных защитников идеи неприкосновенности личного достоинства человека в наше время.
Одним из первых теоретиков естественного права, права в отечественной политико-правовой мысли был А.П. Куницын. Он утверждал обусловленность человеческой свободы в естественных и гражданских государствах рациональным принципом своей природы, подчинением человека законам своего собственного разума.
Юрист, историк, политический и общественный деятель России второй половины XIX века Б.Н. Чичерин считал, что перспективы развития российского общества, связанные с утверждением свободы, должны формироваться под влиянием убежденности, разумного понимания закона, знания границ дозволенного. свобода, дарованная ему. Чичерин поднял вечный вопрос об отношениях между большинством и меньшинством в народном представительстве. Он видел общую свободу, обеспечение всех прав, взаимные уступки и соглашения, уважение к закону, связанные сознанием своих и чужих прав как основы конституционного и общественного порядка. Только независимый суд может служить главной гарантией свободы. Среди приоритетных личных прав и свобод Чичерин назвал: признание неприкосновенности личности в физическом и духовном смыслах; свободу совести как основу человеческого достоинства; право союзов; право на защиту чести; право действовать по своему усмотрению, не нарушая чужих прав и общих правил; право распоряжаться своим имуществом.
Освобождение личности от поглощения обществом было ведущим элементом правового идеала И.А. Покровского. Это освобождение может быть достигнуто путем признания личности независимой силой в обществе и государстве. Прогресс личности как субъекта прав приводит к возникновению новых человеческих потребностей – права на индивидуальность и достойное существование. Покровский также отметил необходимость человека защищать определенные свои права: защищать жизнь, физическую неприкосновенность, свободу и другие естественные права человека; для защиты прав на тайну переписки, собственного имиджа, т.е. права на утверждение индивидуальности; права личности на судебную защиту своих прав и свобод и права на компенсацию ущерба; появляется идея защиты права на достойное существование.
Из вышесказанного можно увидеть историческую преемственность представлений о правах человека. Современная постановка вопроса о правах человека основана на богатом предыдущем опыте человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей. Можно сказать, что степень и характер развития прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе. Право в целом и права человека — это «явления принципиально одного порядка и типа».
История прав человека показывает, что идеи врожденных и неотъемлемых прав человека лежат в основе современных положений о правах человека и гражданина и современных концепций правового статуса личности, верховенства закона и верховенства закона, верховенства закона.
По мнению доктора политических наук С.И. Глушковой, многовековой путь России к праву еще не закончился, что требует постоянного поддержания духа законности, верховенства закона, разработки и реализации правовой политики, способной противостоять атавизму тоталитарного режима. Среди них она называет многогранное насилие против личности, которое находит выражение в государственном и международном терроризме; «домашнее» насилие.
Предметом этой курсовой работы являются права человека.
Целью исследования является раскрытие понятия теории прав человека.
Задачи курсовой работы:
изучит историческое развитие института прав человека;
изучит методологические аспекты развития;
изучит классификацию прав человека:
узнать механизмы защиты прав и свобод.
Глава 1. Становление и развитие теории прав человека.
1.1 Историческое развитие института прав человека.
Права человека и гражданина — это социально-историческое явление. Осознание их социальной ценности прошло долгий путь в истории человечества. Идеи индивидуальных прав, разработанные в рамках естественного права, уходят своими корнями в древность.
В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политико-правовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии были выражены понятия миропорядка, истины и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В то время шел процесс формирования политической и этнической идентичности, который дал человечеству возможность политически организовать общественную жизнь.
Появление идеи индивидуальных прав (свободных граждан) в V–IV веках до н.э. в древних полисах (Афины, Рим), т.е. принцип гражданства, является важным шагом на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полиса имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении общественными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу речь и так далее. Существование этих прав, особенно права на частную собственность, создало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов.
Древнегреческие философы-софисты выдвинули идею равенства всех людей от рождения, обладающих одинаковыми естественными правами, обусловленными природой, которые должны быть гарантированы законом. Гражданин любого города, по мнению софистов, то же самое, что гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, потому что по природе один человек равен другому человеку: у всех у них одинаковые естественные потребности. Основополагающий принцип взглядов софистов был сформулирован Протагором: «Мерой всех вещей является человек, существующий, чтобы они существовали, и несуществующий, чтобы они не существовали». Согласно Протагору, именно человеческий, а не традиционно божественный принцип действовал как масштаб и мера всего существующего. Осью всей вселенной у Протагора является человек.
Таким образом, наряду со стремлением найти универсальные нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются идеи, в которых учитывается природа личности. Эти идеи основаны на идее о том, что государство создано главным образом для защиты и удовлетворения его потребностей. Государство способно выполнить эту задачу только в том случае, если она будет основана на договорных принципах. И такой договор между людьми, который «взаимно гарантирует права», по словам Ликофрону, является законом или обычаем.
Римское право, как самостоятельная светская юридическая наука, возникло в III веке до нашей эры. Римские юристы очень тщательно разрабатывали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место в их наследии принадлежит правовому статусу личности в государстве.
В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, которые не утратили своего значения и по сей день.
В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие человека, который не может всецело принадлежать государству, поскольку он создан «по образу и подобию Божьему», а «Вселенский Божественный Разум–Логос более всего отражается в личном разуме и воле человека».
Христианское учение выражало общечеловеческие ценности, нарушение которых могли наблюдать первые христиане, нормы морали и справедливости: «и так во всем, как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними», - говорится в Новом Завете. Часть знаменитых заповедей Моисея также перешла в Новый Завет из Ветхого, в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и мать, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и так далее. Заповеди христианской религии раскрывали такие естественные права, как право на жизнь, собственность и право на семью.
Наиболее важным вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности проистекает сегодняшняя идея прав человека. Лишь постепенно, на протяжении веков, она утвердилась в сознании людей, но берет свое начало именно из христианского представления о человеке как об уникальной и неповторимой личности.
В Средние века было характерно понимать права как привилегии, предоставляемые господином вассалам. Вопрос о реальных правах широких слоев общества даже не поднимался. В появившихся в то время кодексах прав: права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только за одним слоем общества – дворянством. Самым известным из этих кодексов является Великая хартия вольностей (1215). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог взимать налоги только с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательная реализация которого ведет к организации народного представительства и в то же время к обеспечению политической свободы. Там также впервые был законодательно закреплен принцип гражданской свободы. Таким образом, было признано, что физическое лицо имеет право свободно распоряжаться собой и может быть наказано только по приговору суда.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаркин Н.Н. История политических учений // Н.Н. Азаркин, В.Н. Левченко, О.В. Мартышин – М.: 2007.
2. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов // С.С. Алексеев – М.: 2007.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник // М.В. Баглай — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018, 784 с.
4. Бекяшев К.А. Международное право. Учебник для бакалавров // К.А. Бекяшев – М.: Проспект, 2019, 896 с.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права // А.Б. Венгеров – М.: Юриспруденция, 2006.
6. Власова Г.Б. Цечоев, Г. Х. Значение прав и свобод человека и гражданина для развития гражданского общества // Г.Б. Власов, Г.Х. Цечоев – М.: 2020, 900 – 903 с.
7. Деревцова Л.И. Классификация прав и свобод человека и гражданина, основные институты их защиты в современной России // Л.И. Деревцова – М.: 2019, 446 – 449 с.
8. Егорова О.А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод в судебной практике // О.А. Егорова, Ю.Ф. Беспалов – М.: Проспект, 2020, - 144 c.
9. Зиновьев А.В. Конституционное право: Конспект лекций // А.В. Зиновьев – СПб.: 2006.
10. Ильинская О.И. Право международных договоров // О.И. Ильинская – М.: Статут, 2020, 160 с.
11. Козлова Е.И. Конституционное право Российской Федерации // Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин – М.: 2003.
12. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // В.В. Лазарев – М.: Тнфра, 2019, 368 с.
13. Мамут Л.С. Основания политических прав // Л.С. Мамут – М.: 2005.
14. Мельниченко Р.Г. Международное право. Учебное пособие // Р.Г. Мельниченко – М.: Солон-Пресс, 2020, 112 с.
15. Меньшов В.Л. Конституционное право России: Учебник // В.Л. Меньшов — М.: НИЦ Инфра, 2019, 208 с.
16. Миронов Н.М. Аргентинская Республика. Конституционный строй. Права человека. Выборы // Н.М. Миронов – М.: РГГУ, 2019, 811 c.
17. Наумова Н.В. Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской Федерации // Н.В. Наумова – М.: 2017, 304 – 306 с.
18. Петровский В.Е. Правило «открытого окна»: о правах человека в России и современном мире // В.Е. Петровский – М.: Полис, 2010, 184 – 189 с.
19. Чернявский А.Г. Международное право. Учебник // А.Г. Чернявский, Н.А. Синяева, Д.И. Самодуров – М.: КноРус, 2020, 536 с.