Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что, по статистике, 19% жителей Российской Федерации постоянно играют в компьютерные игры. 33% россиян совсем недавно избавились от данного вида зависимости и перестали играть. При этом 48% населения страны никогда не сталкивались с этим типом аддикции.
При этом среднее время, которое проводят россияне за компьютерными играми, составляет в среднем примерно 5 часов.
Эти данные говорят о том, что проблема игровой зависимости в современном мире является очень актуальной. Различные ученые и практики составляют специальные программы и тренинги для профилактики и коррекции зависимости от компьютерных игр, однако эта проблема так и остается острой и не решается традиционными способами.
Современная молодежь является самым активным слоем населения не только в России, но и во всем мире. Поэтому именно поведение молодежи и ее девиации рассматриваются исследователями особенно. А игровая зависимость является, прежде всего, молодежной проблемой, особенно для подросткового возраста.
В данной курсовой работе проводится сравнительный анализ распространенности игровой зависимости среди молодежи в зависимости от возрастной группы – подростки, студенты и работающая молодежь.
Степень разработанности проблемы. Анализ научных источников показал, что проблема игромании среди молодежи достаточно широко освещена в научной литературе. Однако отсутствуют исследования, которые посвящены возрастной дифференциации зависимости от компьютерных игр у современной молодежи, что делает данную курсовую работу еще более актуальной и практически значимой.
Цель исследования – провести анализ игромании как вид девиантного поведения среди современной российской молодежи.
Объект исследования – девиантное поведение среди современной российской молодежи.
Предмет исследования – игромания как вид девиантного поведения среди современной российской молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть зависимое поведение как вид девиантного поведения: его понятие, характеристику, причины возникновения.
2. Проанализировать специфику и последствия зависимости молодежи от компьютерных игр.
3. Организовать социологическое исследование распространенности игромании у современной молодежи.
4. Провести сравнительный анализ распространенности игромании у молодежи разного возраста (15–18 лет (старшие подростки), 19–22 года (студенты), 23–27 лет (работающая молодежь)).
База исследования: социальная сеть Вконтакте.
Гипотеза исследования: игромания в большей степени распространена среди молодых людей в возрасте 15–18 лет (у старших подростков), а с возрастом ее уровень выраженности снижается.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, хронологический, опрос, корреляционный анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме зависимостей, их формирования и особенностей, а также выделения существенных признаков зависимости от компьютерных игр, которые по-разному выделяются различными авторами. Полученные теоретические данные могут быть полезны для продолжения научной работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой и применением специального опросника для проведения сравнительного анализа распространенности зависимости от компьютерных игр среди молодых людей разного возраста.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников и приложения, в которое помещен текст опросника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОМАНИИ КАК ВИДА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Зависимое поведение как вид девиантного поведения: понятие, характеристика, причины возникновения
Зависимое поведение довольно часто является предметом исследования и подробно описывается в психолого-педагогической литературе, формируя различные подходы к данной проблеме.
Под зависимым поведением Н.В. Середина определяет стереотипные поведенческие паттерны, которые используются человеком для достижения психологического комфорта: снижения уровня стресса, тревожности или фрустрации. Если личность в какой-то момент становится зависимой, то ее жизнь значительно усложняется, ведь те поведенческие паттерны, к которым она привыкла в прошлой жизни, значительно усложняются.
Как утверждает указанный автор, человеку приходится постоянно искать способы реализации новых, более сложных поведенческих моделей, зачастую находясь в противодействии с окружающим миром, поскольку в процессе удовлетворения насущных потребностей зависимых людей часто встречаются различные препятствия и барьеры [29, с. 29].
В момент появления у человека зависимости все его сознательное и подсознательное начинает подчиняться новым моделям поведения. Человек чаще всего меняется, некоторые черты его характера акцентуируются в сторону удовлетворения своей потребности, лежащей в основе зависимости [32, с. 205].
По мнению Н.Н. Метихановой, в основе любой зависимости лежит рефлексивно-обусловленное поведение, которое повышает уровень стресса у человека. Это психологический парадокс, ведь поведение, основанное на рефлексии, не дает человеку необходимости осмысливать происходящие события, использовать сознание и разумные объяснения. Рефлексия возникает на основе эмоций, которые впоследствии и рождают стресс и фрустрации [14, с. 88].
В тот момент, когда у здорового человека возникает стресс, он старается выбрать те формы поведения и типы принятий решений, которые будут эффективны для борьбы со стрессом. Это позволяет человеку адаптироваться в сложной эмоциональной среде [12, с. 68].
Зависимый человек не будет искать сложные способы победить стрессовые ситуации. У него есть «лекарство» – та самая зависимость, с помощью которой он уходит от реальности несмотря на то, что является объектом его зависимости – запрещенные вещества или конкретный человек, или работа.
Особенностью зависимости является то, что она проникает во все сферы не только сознания, но и жизни человека. Именно поэтому зависимость нельзя отнести к категории нормы, она всегда характеризует ряд психических отклонений, которые негативно влияют на личность, разрушают ее, ведут к деформации и деградации, а также к смещению ценностей, нравственных моделей, разрушению нормального представления о поведении и функционировании в обществе [23, с. 155].
Как показывает исследование Н.П. Барковой, зависимость не всегда сопровождается выраженными эмоциональными реакциями и навязчивыми желаниями. Однако в абсолютном большинстве случаев при невозможности контактировать с объектом зависимости у человека формируются неадекватные реакции – агрессия, депрессия, девиантное или делинквентное поведение, суицид и т.д. [3, с. 64].
По мере удовлетворения потребности в контакте с объектом зависимости человек может меняться на глазах – если этот контакт обеспечивается постоянно, то человек выглядит вполне нормальным, он позитивен, имеет нормальные социальные связи, ничем не выдает своих психических отклонений. Но существует ряд зависимостей, которые разрушают его физически (наркотики, алкоголь), а потому постоянный контакт с объектом в данном случае может привести к тяжелой болезни и даже смерти [21, с. 89].
С точки зрения О.В. Кузиной, зависимость, в первую очередь, имеет эмоциональную природу. Люди пытаются бороться со своими зависимостями – по собственной воле или по рекомендации или принуждению других людей. Но сам процесс избавления от зависимости имеет спорный характер [11].
Это связано с тем, что в ходе коррекции аддиктивного поведения у личности вырабатываются определенные механизмы мышления, нормы поведения, стандарты, запреты, которые оказывают ограничивающее влияние на психику, заставляя человека жить так, как ему не хочется, как он не привык [25, с. 20].
Отсюда возникает новая фрустрация, которая, как уже было сказано, является одним из основополагающих факторов возникновения у человека разного рода зависимостей. Получается замкнутый круг, в котором человек вынужден выбирать наименьшее зло – получить новую фрустрацию и потерять себя как личность или вернуться к своей зависимости, которая зачастую не приносит человеку выраженного психологического дискомфорта, а обычно мешает другим людям [15].
Формирование зависимости делает человека максимально уязвимым, он становится слабым, безвольным, его настроение зависит исключительно от того, имеет ли он возможность в данный момент осуществить контакт с объектом зависимости или нет.
Чаще всего зависимые люди фактически «выпадают» из общественных отношений, выполняя только формальные функции. Их мучает одиночество, они часто находятся в состоянии депрессии, которая. при отсутствии своевременного лечения, разрушает и деформирует личность зависимого, доводя его до крайних мер, например, до суицидального поведения [20, с. 107].
Человек, имеющий зависимость, постепенно, ощущает опустошение, теряет интерес к жизни, выполняет действия автоматически, осуществляя примитивную жизнедеятельность. Нравственные ценности не представляют для зависимых людей никакой важности, социальные связи перестают быть значимыми и интересными.
Важно и значимо становится только то, что прямо или косвенно связано с удовлетворением потребности в контакте с объектом зависимости, отсюда формируются определенные негативные социальные связи, происходит вступление в неформальные группы, которые могут оказать содействие в достижении данного контакта [9, с. 66].
Говоря о зависимостях, важно определить основные их виды, которые в научной литературе дифференцируются на две большие группы – химические и нехимические. Надо отметить, что обе группы зависимостей очень тяжело поддаются коррекции несмотря на то, что на физическом уровне химические зависимости считаются более опасными для здоровья и, даже, приводящими к смерти.
Итак, к химическим зависимостям относят:
– наркотики и алкоголь;
– табак и электронные сигареты;
– психотропные препараты, антидепрессанты и нейролептики.
Нехимические зависимости, по мнению А.П. Осьминой, включают в себя:
– компьютерную зависимость: зависимость от компьютерных игр, интернета и социальных сетей;
– пищевую зависимость – патологическое пристрастие к вредным продуктам или перееданию;
– кибер-секс – зависимость от порносайтов и виртуального секса, которая разрушает возможность человека построить нормальное гармоничные отношения, в том числе и сексуальные [23, с. 154].
Все виды зависимостей формируются примерно с помощью одного алгоритма и механизма, однако выбор человеком конкретного пристрастия определяется рядом фактором, к которым относятся:
– социальное окружение;
– модель родительского воспитания;
– уровень личностной зрелости и интеллекта;
– состояние здоровья;
– тип фрустрации, который приводит к зависимости;
– профессиональная направленность личности;
– коммуникативные способности и социальная компетентность личности.
Таким образом, вслед за Н.В. Серединой и Н.Н. Метихановой, в своей работе мы определяем зависимое поведение как один из типов девиантного поведения с формированием при этом стремления к уходу от реальности с помощью искусственного изменения индивидом своего психического состояния через прием отдельных веществ либо же постоянной фиксацией своего внимания на конкретных видах деятельности для развития интенсивных эмоций. Выделяют 2 вида зависимостей, такие как: химические и нехимические [29, с. 30], [14, с. 70].
Большое количество стрессов и фрустраций, которые могут стать основной причиной формирования зависимого поведения – поиска легких путей справиться с неожиданно нахлынувшим на старшего подростка стрессом [26, с. 100].
Современная молодежь старается облегчить свою жизнь различными способами, но получается иначе, жизнь оказывается гораздо более сложной, требования – более высокими, а это не входит в планы старших подростков, и на этом фоне у них формируются серьезные эмоциональные проблемы, которые сначала создают стресс, потом фрустрацию, а, в итоге, в процессе поиска выхода из фрустрации – зависимость [5, с. 260].
Как отмечает С.В. Гарганеев, возникновение зависимости у молодого человека происходит также в тех ситуациях, когда модель воспитания, принятая в родительской семье, не требует от ребенка ответственности. В таких условиях молодой человек развивается не как полноценная личность, к которой предъявляются определенные, достаточно строгие требования [6].
В современном мире такая манера воспитания детей становится очень популярной. Это связано с тем, что родители постоянно заняты, стараются максимально заработать, чтобы обеспечить безбедную жизнь, а также будущее своему ребенку [17, с. 194].
Поэтому на ребенка (а особенно когда он достигает подросткового возраста) родители не обращают достаточного внимания, и он начинает социализироваться самостоятельно. Это приводит к тому, что в молодом возрасте личность остается незрелой, не способной к нормальному функционированию в обществе [36].
И.М. Александрова отмечает, что к окончанию школы молодые люди зачастую не могут самостоятельно себя обслужить – приготовить завтрак, постирать белье и т.д., т.е. оказываются совершенно не готовыми ко взрослой жизни. На фоне сверстников, родительская семья которых придерживалась другой модели воспитания, они теряют авторитет в группе сверстников, что вызывает у них фрустрацию [1, с. 60].
Но, исходя из того обстоятельства, что они не привыкли ни за что нести ответственность, они начинают предъявлять претензии своим родителям, вложившим в них все свои ресурсы, и начинаются конфликты, уходы из дома, начало деградации – как психологической, так и социальной.
Отсутствие выраженного чувства ответственности, самостоятельности и локуса контроля является еще одной серьезной причиной возникновения зависимостей у молодых людей.
При отсутствии ответственности у молодого человека ярко проявляется эгоизм и эгоцентризм. Когда у него формируется фрустрация, он тут же хочет, чтобы все обращали внимание на то, как ему плохо, жалели его, сочувствовали, бросали все свои дела, чтобы его выслушать. Однако родители или преподаватели не являются тем близким окружением молодого человека, которым он смог бы доверить свои тайны, а друзья и сверстники занимаются своими проблемами, и также хотят быть в центре внимания [30, с. 91].
Поэтому молодой человек остается один на один со своими переживаниями (первая любовь, отторжение социума, невозможность творческой реализации и т.д.) и начинает искать самый простой выход из сложившейся ситуации, ведь он не привык думать и принимать обдуманные самостоятельные решения, которые всегда за него принимали родители [6].
Ю.Г. Насыров считает, что так формируется склонность молодого человека к алкоголю, табаку, наркотическим средствам, а также токсичные зависимости от других людей, особенно тех, которые влияют на них негативно. Интересно отметить тот факт, что чем более выраженное негативное воздействие оказывает на молодого человека тот или иной субъект, тем быстрее формируется от него зависимость, т.к. такие люди дают молодым людям мнимое ощущение свободы и независимости, постепенно фактически забирая их в свой психологический плен [17, с. 180].
Следующей важной причиной формирования зависимостей у молодых людей является отсутствие занятости.
Когда молодой человек много учится, параллельно занимается спортом или творчеством, помогает родителям р, вероятность формирования у него зависимостей крайне мала. Ему просто физически некогда общаться с людьми, которые могут им посодействовать в формировании зависимости, они не связываются с «плохими компаниями», в которых существуют все материально-технические ресурсы для формирования любого типа зависимости [1, с. 65].
Кроме того, если человек занимается делом, его самооценка всегда находится на высоком уровне, он находит себе товарищей по интересам, его социальные связи успешны, а коммуникативные навыки развиваются в соответствии с возрастом.
У.Д. Москаленко отмечает, что, когда молодой человек ничем не занимается, он старается чем-то занять свой досуг, сформировать новые коммуникативные и социальные связи, которые будут давать ему ощущение самостоятельности и взрослости [16, с. 115].
Зачастую это бывают компании, где собираются люди гораздо старше, с большим жизненным опытом, которые могут научить подростка «правильной», по его мнению, свободной и независимой жизни. Такое общение зачастую приводит к формированию разного рода зависимостей у молодых людей, с которыми оказывается очень тяжело бороться впоследствии [37, с. 161].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодежь при таких условиях становятся уязвимой к формированию аддикций, что часто носит драматичный и даже трагический характер.
Широко известны случаи гибели молодых людей от передозировки наркотическими средствами, суицидов от несчастной любви, а также совершения преступлений старшими подростками, которые находятся в состоянии зависимости [13].