Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы заключается в том, что проблематика стимулирования поведения индивидов (их групп) отнюдь не нова; достаточно пристальное внимание ей уделяется в психологической, социологической, экономической и политической науках. Вместе с тем формирование России как правового государства, в котором власть связана законом, а государственная защита гарантируется только законным интересам человека, выдвигает на первый план специально-юридические исследования института правового стимулирования правомерного поведения всех субъектов права. Право как центральная категория юриспруденции и универсальный регулятор общественных отношений и поведения отдельных лиц позволяет на общетеоретическом уровне разработать и обосновать концепцию правового стимулирования социально полезной деятельности всех субъектов социально-правовой жизни, на основе чего впоследствии усовершенствовать действующее законодательство с целью упорядочения общественной жизни, активизации и стимулирования добровольного правомерного поведения граждан, повышения эффективности государственного механизма и, в частности, деятельности государственных служащих. Разработка концепции правового стимулирования невозможна без общетеоретического определения правового стимулирования.
Государство стремиться получить желаемое поведение от всех граждан осуществляя юридическое регулирование и упорядочивание общественных отношений. Сознательно-волевое поведение индивидуума всегда исходит в той или иной степени из усвоенных и оцененных им социальных норм. Правовые ограничения выступают, как средство достижения взаимодействия на людей путем применения государственного воздействия и достижения социальной справедливости при нарушении границ обозначенных нормами права. Исследуя на теоретико-прикладном уровне вопросы социально-правового предназначения правовых ограничений, а также их роли в формировании правомерного поведения, возможно, рассмотреть некоторые проблемные вопросы, возникающие в результате их правореализационной деятельности. Правоограничения содержат элементы самовоспитания и воспитательного воздействия и в то же время влияют на интересы человека, поскольку изначально ущемляются именно интересы, которые в дальнейшем препятствуют реализации продекларированных прав и свобод.
Российская правовая система более чем когда-либо нуждается в комплексном и системном общетеоретическом исследовании института правовых ограничений, его понятия, сущности, содержания, структуры и функций. И вызвано это отсутствием единообразного подхода к общетеоретической трактовке института правовых ограничений применительно к различным субъектам права в юридической науке и практике и, как следствие, неспособностью отраслевого законодательства регулировать общественные отношения с их участием применительно к установленным сферам правового воздействия.
Степень разработанности проблемы. Стимулы и ограничения, так или иначе, рассматриваются в монографических и диссертационных исследованиях. Вопросы стимулов и стимулирования волновали умы еще ученых-юристов конца XIX-начала XX веков. Среди них можно назвать М.В. Вишняка, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича и др. Целый ряд научных разработок и исследований проблемы стимулирования и ограничения обрели в трудах таких ученых-юристов советского и современного периодов, как С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.М. Ведяхин, Б.И. Зеленко, Р.З. Лившиц, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Т.Н. Радько, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, P.O. Халфина, А.И. Экимов и др. Наиболее последовательную научную разработку получили отдельные виды стимулов и ограничений, рассматриваемые как методы правового воздействия и правовые позитивные средства управления обществом.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере влияния государства на интересы граждан в отношении стимулов и ограничений в праве.
Предметом исследования выступают теоретико-информационные аспекты стимулов и ограничений в праве, способы их эффективного влияния на интересы и мотивы граждан и должностных лиц.
Цель исследования заключается в анализе правового стимулирования и правового ограничения в плане теории государства и права на основе обобщения данных, накопленных по этой проблеме юридической наукой, включая ее различные отрасли, изучения действующего законодательства.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: рассмотреть понятие и сущность правового стимулирования; дать общетеоретическую характеристику института правового стимулирования; проанализировать основные виды правовых стимулов; исследовать социально-правовое предназначение правовых ограничений; выявить аспекты соотношения предела в праве и ограничения в праве.
Методологическая основа исследования Использование общенаучных методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, функционального и системно-структурного, методов научной классификации, а также общелогических методов позволило изучить заявленную тему в полном объеме, всесторонне, с получением объективных, научно обоснованных и достоверных выводов. Применение в комплексе названных методов и принципов позволило раскрыть предмет исследования и решить поставленные задачи.
Теоретическую основу исследования составили работы С.С. Алексеева, А.Г. Братко, А.В. Дорофеева, А.В. Малько, С.В. Мирошник, С.К. Панова, Д.И. Провалинского, А.Г. Репьева, С.Ю. Суменкова, Ф.Н. Фаткуллина и др.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения; двух глав, содержащих пять параграфов; заключения; библиографического списка использованных источников.
1. Стимулирование в праве: теоретические и практические аспекты
1.1. Понятие и сущность правового стимулирования
Проблема стимулирования поведения индивида комплексна и, соответственно, изучается многими науками – психологией, экономикой, социологией – и для точного понимания смысла и содержания исследуемого феномена необходимо обратиться к их достижениям. Понятие правового стимулирования вызывает в науке многочисленные споры; его правовая природа имеет немало смысловых оттенков. Отраслевой опыт научного осмысления института стимулирования позволяет в обзорном порядке отметить следующее.
Наиболее последовательно стимулирование рассматривается в рамках трудового права как средство и способ регулирования трудовых отношений в целях повышения трудовой активности, качества и производительности труда работников, а также побуждения их к добросовестному выполнению трудовых обязанностей и должностных функций .
В цивилистике стимулирование зачастую трактуется как способ воздействия на поведение участников имущественных и личных неимущественных отношений с целью обеспечения обязательств, понуждения к исполнению обязательств по договору, защиты авторских интересов и прав и пр.
В административно-правовых исследованиях стимулирование традиционно изучается как метод государственного управления, средство поощрения инициативности, профессионализма и качественности работы государственных служащих и иных подконтрольных и управляемых субъектов.
В криминологии стимулирование также характеризуется как способ воздействия на поведение участников соответствующих правоотношений путем обещания устранения или смягчения будущего наказания (или иного обременения), условий его отбывания и т.д. Несмотря на специфическую «негативность» стимулирования в данной сфере в целом его смысл, назначение и механизм действия остаются прежними – побуждение, дополнительное мотивирование личности к повышению правомерности своего поведения.
В аналогичном ключе стимулирование проявляется в экологических, земельных и других правоотношениях, где стимулы используются для обеспечения надлежащего исполнения своих обязанностей и поощрения пользователей земель и экологических объектов.
С общетеоретических позиций единства в подходах к понятию стимулирования нет. Так, Ф.Н. Фаткуллин под этим явлением понимает одно из правовых средств, компонент метода правового регулирования .
В.И. Курилов определяет правовое стимулирование как самостоятельный метод и правовое средство обеспечения правомерного поведения и правовой активности личности . При этом суть стимулирования, по его мнению, заключается в том, чтобы со стороны государства и общества создать условия для дополнительной заинтересованности человека в реализации своих прав и обязанностей. С.В. Мирошник в институте правового стимулирования выделяет несколько типов: по стимулируемому объекту, по характеру получаемых благ, по количеству используемых правовых стимулов .
Таким образом, все исследователи подчеркивают позитивно направленный, побудительный характер правового стимулирования, поскольку оно повышает заинтересованность субъекта в правомерном либо в более активном и социально полезном поведении.
Следовательно, основная цель стимулирования – это усиление мотивации правомерного и социально-активного поведения субъектов права. В ряде случаев можно выделить дополнительную цель – изменение мотивации вплоть до кардинального изменения целей, приоритетов, интересов и мотивов жизнедеятельности личности. В целом цель правового стимулирования состоит в коррекции мотивации и ставящихся на ее основе целей поведения субъектов права. При этом коррекция мотивации может повлечь не только изменение первоначальных целей и приоритетов, но даже и изменение (замещение) обусловливающих их потребностей. Например, работник, не соглашающийся дополнительно исполнять обязанности уволенного коллеги за прибавку к зарплате или обещание повышенной премии, может изменить свое решение, если работодатель предложит ему дополнительный отпуск или отгул в удобное для него время.
Следует особо отметить, что стимулирование не может быть связано с прямым принуждением, т.к. за субъектом сохраняется определенная свобода поведения и одновременно он побуждается, мотивируется к тому типу поведения, в котором заинтересовано общество (государство, работодатель, контрагент, руководитель). Другими словами, с помощью стимулов происходит сближение, сопряжение внутренних личностных мотивов поведения и социально полезных целей и результатов.
С другой стороны, М.Г. Нестерова совершенно точно подметила, что содержание стимулирования имеет сложную внутреннюю структуру и протяженность во времени. Так, в его содержание, по мнению ученого, входят внешние факторы, влияющие на мотивацию субъекта, набор правовых стимулов, способы их применения, сам процесс стимулирования (процедуры, последовательность, этапы и пр.), а также планируемый результат деятельности .
Данное высказывание позволяет чётко провести разграничение между стимулом и процессом его воздействия – стимулированием. Первое – это вид правовых средств (институциональных явлений), используемых для правового регулирования (в форме стимулирования), а второе – процесс воздействия правовых стимулов на интересы и мотивы субъектов, обладающий свойствами протяженности во времени, этапности, целенаправленности, нормативно-правовой урегулированности и позитивности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и иные правовые акты
1. О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 40. Ст. 5488; Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 18. Ст. 3060.
Литература
2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юридическая литература, 1989. 286 с.
3. Басов В.А. Понятие и сущность ограничений в праве // Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 3 (52). С. 139-142.
4. Беляева Г.С., Умарова А.А. Институт ограничений в праве: вопросы теории // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2018. Т. 8. № 1 (26). С. 8-12.
5. Братко А.Г. Запреты в советском праве / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 1979. 92 с.
6. Власенко Н.А. Ограничения в праве: природа и пути исследования // Юридическая техника. 2018. № 12. С. 53-55.
7. Дорофеев А.В. Общетеоретическая характеристика института правового симулирования // Ex jure. 2020. № 4. С. 7-22.
8. Дорофеев А.В. Понятие правового стимулирования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2020. Т. 10. № 4. С. 19-24.
9. Дорофеев А.В. Правовые средства и правовые стимулы: к вопросу о соотношении понятий // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7. № 2. С. 26-30.
10. Кныш Р.Д. Правовой стимул как целое, а правовые льготы, поощрения и привилегии как частное в системе финансового и налогового права // Финансовое право. 2021. № 9. С. 39-43.
11. Курилов В.И. Личность. Труд. Право. М.: Юридическая литература, 1989. 335 с.
12. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 521 с.
13. Леднева Т.В. Юридический ценз: автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород. 2012. 32 с.
14. Маковецкая М.Г. Понятие правовых ограничений прав и свобод человека // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6 (1). С. 233-237.
15. Малько А.В. Ограничения в праве: проблемы теории, практики, политики // Юридическая техника. 2018. № 12. С. 238-249.
16. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 248 с.
17. Мальцева М.Д. Льготы и стимулы в механизма правового регулирования информационных отношений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 12 (64). С. 156-162.
18. Мирошник С.В. Правовой стимул как элемент правовой культуры // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 5 (81). С. 153-161.
19. Нестерова М.Г. Дискуссионные вопросы определения понятия «правовой стимул» // Colloquium-journal. 2020. № 20-2 (72). С. 57-60.
20. Панов С.К. Проблемные аспекты механизма правового ограничения // Право и экономика: национальный опыт и стратегии развития: сборник статей по итогам III Новосибирского международного юридического форума. В 2-х частях. Новосибирск, 2021. С. 339-348.
21. Плетников В.С., Плетникова М.С. Ограничения в праве: природа и отдельные проблемы реализации в современной России // Юридическая техника. 2018. № 12. С. 283-287.
22. Приходько И.М. Ограничения в российском праве: проблемы теории и практики: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. Саратов, 2001. 195 с.
23. Провалинский Д.И. Гранты и субсидии как правовые стимулы: сходства и отличия // Право и государство: теория и практика. 2020. № 10 (190). С. 95-97.
24. Провалинский Д.И. Правовые поощрения как форма проявления правовых стимулов // Современное право. 2015. № 9. С. 16-21.
25. Репьев А.Г. «Предельность» как принцип законодательного установления правовых преимуществ // Юридическая техника. 2018. № 12. С. 499-502.
26. Репьев А.Г. Льготы в законодательстве, юридической науке и практике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2021. Т. 12. № 1. С. 224-245.
27. Рыбкина Е.А., Закирова М.И. Сущность понятий «грант», «субсидия», «заем» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 2. С. 231-241.
28. Селютина Е.Н., Холодов В.А. Эволюция системы поощрения в отечественной юридико-технической практике государственного управления // Вестник государственного и муниципального управления. 2021. Т. 10. № 1 (39). С. 168-178.
29. Смолярова М.Л. Стимулирование в трудовом праве: общетеоретический аспект // Colloquium-journal. 2020. № 32-2 (84). С. 48-51.
30. Суменков С.Ю. Исключения в праве: общетеоретический анализ: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2016. 58 с.
31. Суменков С.Ю. Исключения в праве: теоретико-инструментальный анализ. М.: Юрлитинформ, 2016. 376 с.
32. Суменков С.Ю. Ограничения в праве и исключения в праве: аспекты соотношения // Юридическая техника. 2018. № 12. С. 330-338.
33. Суменков С.Ю., Ловцов А.Н Понятие и признаки пределов в праве // Алтайский юридический вестник. 2019. № 3 (27). С.30-34.
34. Темрезов Т.Б. Пределы в праве и ограничения в праве: аспекты соотношения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 5. С. 276-279.
35. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций. Казань, 1987. 334 с.