Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы. Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности, как центральную для педагогики и психологии. Особую остроту приобрела проблема формирования самооценки ребенка. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
Периодом возникновения сознательного «Я» выступает дошкольный и младший школьный возраст. По мнению психологов данный период является критическим для формирования самооценки и рассматривается как психический процесс в переходном возрасте.
Актуальность данного исследования позволяет рассмотреть особенности самосознания в младшем школьном возрасте, как важном периоде личностного развития. В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования «Особенности самооценки в младшем школьном возрасте».
Проблемами формирования адекватной самооценки младших школьников были посвящены труды В.А. Горбачёвой, Н.С. Яковченко, Т.Д. Жулыбиной и других ученых. А.В. Карпов пишет о том, что более широко изучены проявления самооценки как личностного образования, а иные аспекты самооценки на данный момент недостаточно широко представлены в психолого-педагогических исследованиях.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: выявить теоретические основания и изучить особенности формирования самооценки у учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие самооценки в психологии и педагогике.
2. Описать психологические особенности самооценки у младших школьников и процесс ее формирования на уроках.
3. Осуществить педагогическую диагностику самооценки у младших школьников.
Практическая значимость исследования: представленный материал может быть использован психологами для формирования самооценки у младших школьников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте
1.1. Самооценка: понятие, структура и виды
В отечественной психологической литературе имеются фундаментальные труды детских психологов, уделявших значительное внимание различным аспектам развития личности ребенка-дошкольника.
Одна из центральных проблем психологии личности, является проблема формирования самооценки. Она изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов, педагогов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, И.И. Чеснокова,Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, В.С.Мухина, Б.Г.Мещерякова, А.Г. Спиркиной, В.П.Зинченко, С.Л. Рубинштейн
Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции [20].
Л.И. Божович и И.И. Чеснокова отмечают, что самооценка – это личностное образование, принимающее непосредственное участие регуляции поведения и деятельности как самостоятельная характеристика личности человека, ее главный компонент, который формируется при активном участии личности и отражает качественное своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка - относительно устойчивое личностное образование, компонент самопознания и самооценивания [3].
По мнению А.Г. Спиркина, самооценка - это то насколько человек представляет свою личность важной в обществе, это то на сколько он чувствует себя нужным обществу, и то как человек оценивает себя, свои качества, чувства, достоинства и недостатки, выражает их открыто или закрыто [30].
И.С. Кон определяет самооценку как компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков [16].
Таким образом, самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающий комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношений человека с социумом при сравнении собственной самобытности. Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Формирование адекватной самооценки, то есть реалистического, устойчивого, внеситуативного отношения субъекта к себе, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.
Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.
В психологической науке самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:
– в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
– по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
– в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
– прогностическая, актуальная и ретроспективная;
– в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой [29].
В современной психологии, учитывая представленную выше классификацию, уровни, виды и характеристики самооценки, принято разделять самооценку на завышенную самооценку, среднюю (адекватную) и заниженную [27].
Итак, завышенная самооценка – это такой уровень самооценки, когда у человека появляется идеализированное представление о себе, своей значимости для других людей, когда он не хочет признавать ошибки, лень, недостаток знаний, искаженную модель поведения, и часто может становиться жестким и агрессивным [37].
Заниженная самооценка – это уровень самооценки, при котором у человека отмечается отсутствие уверенности в себе, активизация защитных механизмов, пассивность и слабое стремление к достижению цели в различных сферах жизни. Люди, у которых наблюдается заниженная самооценка, как правило, не реализуют в полной мере свой потенциал и возможности [14, с. 190].
Адекватная самооценка заключается в возможности реалистично осознавать и оценивать свои положительные стороны и недостатки, за ней стоит положительное отношение к самому себе, самоуважение, принятие себя, чувство собственного достоинства и ощущение своей важности. Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые (адекватные) цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации [10].
Психологи, как правило, выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, которые он слышит от окружающих менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, который постоянно думает, что его ждут неудачи, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Люди с таким типом поведения имеют, как правило, низкий уровень самооценки.
Самооценка на протяжении жизни может меняться. Если она временно понижается или повышается, тогда она будет краткосрочная, если же самооценка проявляется в медленном изменении самоуважения, тогда она долгосрочная [6].
Для понимания того, как именно развивается самооценка ребенка, что влияет на ее формирование, следует рассмотреть ту социальную ситуацию, в которой развивается ребенок [32].
Исследовав психолого-педагогическую литературу, можно выделить, что мнение детских психологов совпадает в том, что на формирование самооценки влияет общение ребенка с взрослым: родителем и педагогом. Компетентность учителя заключается в умении педагогически правильно взаимодействовать со своими учениками, уважая их личность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Для развития личности ребенка необходима особая организация педагогического процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимова, Р. Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект [Текст] / Р. Н. Азимова. Известия АПАз ССР, 1969. № 3. С. 18-22.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
3. 3.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л.И. Божович. – М., 2009. №2. – 56 с.
4. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
5. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 – 2000 - С. 14-19.
6. Бороздина Л. В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева /Л. В. Бороздина / /Вестник Московского университета. Психология.2013.- 100 с.
7. Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе [Текст] / Е. Н. Васильева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 411–415.
8. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст] / А. Б. Воронцов. М., 2012. 450 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 671 с.
10. Гонина О.О. Практикум по общей и экспериментальной психологии. М.: Издательство «Флинта», 2014. – 452 с.
11. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / И. В. Дубровина: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009. – 560 с.
12. Захарова, А. В., Боцманова, М. Э. Как формировать самооценку школьника [Текст] / А. В. Захарова // Начальная школа - 1992 - № 3 - С. 13 -16.
13. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия / П. И. Зинченко / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 476 с
14. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Издательский дом «Питер», 2011. – 142 с.
15. Ковель М.И., Глинкина Г.В. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. – Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. – 254 с.
16. Кон, И. С. Психология ранней юности : Кн. для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. – 254 с.
17. Ларина А.Б. Психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников: автореф. дисс. … к. пед. наук. – Калининград, 2011. – 33 с.
18. Латыпова Л.А. Формирование навыков самооценки и самоконтроля школьников в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://oubak.tev.obr55.ru.
19. Липкина, А. И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. — М., 1999. — 382 с.
20. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - М.: 2002-630 c.
21. Новиченкова, Е. Ю. Кризисы детского возраста [Текст] : формируем здоровую самооценку / Е. Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 170 с.
22. Осипова, О.В. Особенности изучения самооценки младшего школьника в процессе учебной деятельности [Текст] / Зверева Ю.В., Линк Н.А. (ред.) Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2014. – С. 33-37.
23. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 234 с.
24. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов [электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/43905/ (дата обращения 12.04.22)
25. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебно методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
26. Психолого-педагогические особенности младшего школьника [электронный ресурс]: https://multiurok.ru/files/psikhologho-piedaghoghichieskiie-osobiennosti-mlad.html (дата обращения 12.04.22).
27. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во «Питер». 2010. – 178 с.
28. Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся // Начальная школа. 2012. № 7. С. 18-20
29. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989. – 288 с.
30. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание [Текст]. - Москва : Политиздат, 1972. - 303 с.
31. Троицкая, И. Ю., Петрова Т. Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] / И. Ю. Троицкая // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 207-209.
32. Тутушкина, М.К. Самосознание: самооценка и рефлексия// Современная практическая психология: Учеб. пособие/ Под ред. М.К. Тутушкина. – М.: Изд. центр АКАДЕМИЯ, 2010. – С. 180 – 187.
33. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2013. – 334 с.
34. Фатуллаева, А. Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Фатуллаева Аят Тамирлановна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т]. - Махачкала, 2009. - 22 с.
35. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (Психология развития и возрастная психология) : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 349 с.
36. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.
37. Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Концепт. – 2015. – Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. Выпуск 1. – 2015.