Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Один из самых известных средневековых христианских богословов, св. Фома Аквинский (1225/1226–1274), оказал огромное влияние формирование идей, связанных с возможностями понимания всех существующих догматов веры путём логического размышления, то есть разумными методами. В своём главном труде «Сумма теологии» он описал обоснования, идеи совершенно нового для своего времени направления философской мысли – томизма, который со временем стал не только «генеральной дорогой» всей католической теологии, но и получил дальнейшее развитие в трудах последователей философа, став неотомизмом.
Св. Фома Аквинский родился в феодальной семье и до десяти лет жил и обучался в итальянском монастыре Монте-Кассино, после чего до шестнадцатилетнего возраста обучался в университете Неаполя. В семнадцатилетнем возрасте он стал членом монашеского Доминиканского Ордена, то есть одним из неимущих монахов. Поскольку монахи Доминиканского Ордена занимались делами просвещения, и, кроме миссионерской деятельности основывали школы и университеты, у него появилась возможность учиться, а затем и преподавать теологию в самых передовых по тем временам учебных заведениях. В 1257 году св. Фома Аквинский получил учёную степень доктора теологии, а уже через два года его призывает к себе Папа Римский Урбан IV для работы над переложением трудов Аристотеля. Именно у Аристотеля были найдены те мысли, которые можно было применить, развить для разработки философских основ религиозных католических доктрин.
По результатам изучения трудов Аристотеля «Политика» и «Этика» Св. Фома Аквинский составил свои «Комментарии», а, опираясь на взгляды древнегреческого учёного, он создал и главные свои труды «О правлении государей» и «Сумма теологии». Эти работы представляют собой одновременно и обзорные размышления и выстроенные в строгом порядке учения. Достаточно лишь сказать, что словарь научных терминов философа состоит из 13 000 000 слов.
Характер этого труда в общем его виде можно сформулировать как применение философии к обоснованию и развитию не только самого католического богословия, но и к разработке философских основ официальной государственной идеологии. Учение Аристотеля настолько глубоко было Фомой Аквинским проработано, понято и переведено на понятный язык, на котором мыслили и говорили современники, что у некоторых исследователей сложилось впечатление о том, что св. Фома сделал из Аристотеля христианина. Это выражение стало настолько популярным, что кочует из одного учебника по философии в другой и не оставляет никаких сомнений в глубине изысканий св. Фомы Аквинского.
Уже через несколько лет после смерти философа он был канонизирован католической церковью.
Цель курсовой работы – изучить обоснование и ход мыслей св. Фомы Аквинского при разработке политико-правовой концепции.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть предпосылки для разработки учёным политико-правовой концепции;
- рассмотреть источники, ход мыслей и заключения учёного;
- сделать вывод о роли и значении трудов св. Фомы Аквинского.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью наилучшего понимания значения трудов св. Фомы Аквинского для формирования как государственной идеологии, так и общего представления о законах и правах в католических странах.
Использованная при написании курсовой работы литература представляет собой исторические изыскания, носящие обзорный характер . Источниками курсовой работы стали труды самого св. Фомы Аквинского, доступные для изучения .
В Приложении 1 приведён перечень работ св. Фомы Аквинского, которые переведены на русский язык.
Уместно будет здесь заметить, что и в наше время имеются в публичных и частных библиотеках и продолжают переиздаваться сочинения св. Фомы Аквинского, причём как в оригинале, так и в переводах на многие языки. Вот несколько примеров таких изданий: римское издание «Пиана» в 16 томах 1570 года; Пармское издание в 25 томах 1852—1873 годов, которое было переиздано в Нью-Йорке в 1950 году; парижское издание в 34 томах 1871—1882 годов; немецкое издание Р. Буса 1980 года, вышедшее и на аудиодисках.
Методологическим подходом курсовой работы является источниковедческий анализ.
Глава 1. Предпосылки для разработки учёным политико-правовой концепции
XI—XIII века для Европы были временами потрясений. С одной стороны, устанавливалась феодальная форма собственности и экономических отношений, а с другой – религиозная мысль кипела, порождая новые течения, противоречащие церковным догматам. Более того, возникали новые государства, империи сменяли одна другую, государственные правители искали поддержки у влиятельной церкви, а церковь хотела защиту и помощь получать от государства.
И правители, и отцы церкви понимали, что смогут удерживать власть только если найдут новую, общую платформу для взаимодействия, отрегулируют свои отношения, установят чётко очерченные границы сфер влияния и владения народом. Другими словами, жизненно была нужна государственная идеология, в которую вписывались бы и догматы веры, и место церкви в государственной иерархии, и божественное обоснование законности государственной власти.
Эта идеология должна была быть понятной всем гражданам и, в первую очередь, руководителям и церкви, и государства. А главное, эта идеология должна была установить сферы власти и способы взаимодействия церковной и светской власти.
За основу новой государственной идеологии были взяты труды Аристотеля, хорошо сохранившиеся в большом количестве и доступные для изучения. За них и взялся св. Фома Аквинский, выполняя эту работу по приглашению Папы Римского Урбана IV. Это был труд по заказу, труд с определённой заданной целью, и цель эта была достигнута. Понятно, что весь труд св. Фомы подчинён практической значимости, применению в государственном устройстве.
Философы раннего Средневековья руководствовались парадигмой несовместимости духовного и материального миров, при этом всё материальное представлялось им неважным, не имеющим никакого значения, несамостоятельным и грубым, хотя и необходимым.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI–XVII вв. Л.: Наука, 1990.
2.Аквинский Ф. О правлении государей. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XIII/1260-1280/Thomas_Aquin_de_Regimine/text.phtml?id=6058
3. Аквинский Ф. Сумма теологии [Фрагменты] // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 2. Европа: V–XVII вв. / Нац. общ.-науч. фонд; рук. науч, проекта Г. Ю. Семигин. М., 1999.
4. Н. Бердяев. «О смысле истории» https://cyberleninka.ru/article/n/n-a-berdyaev-o-smysle-istorii
5. Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1966. (2-е изд.: М., 1975).
6. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 1994. — № 1.
7. Грацианский П. С. Св. Фома Аквинский // Политические учения: История и современность: Домарксистская политическая мысль. М., 1976.
8. А. К. Голиков. Философско-политические и правовые основы учения Св. Фомы Аквинского. https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-politicheskie-i-pravovye-osnovy-ucheniya-fomy-akvinskogo
9. Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 1986.
10. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
11. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
12. Спиркин А. Г. Философия. — М. 2004.
13. Честертон Г. Святой Фома Аквинский // Честертон Г. Вечный человек. — М., 1991.