Фрагмент для ознакомления
2
Коммуникация – одна из ключевых психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Отношения с другими людьми зарождаются, формируются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем основанием, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве [29].
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно - около 15 лет назад. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.
Говоря о детях с задержкой психического развития, число которых увеличивается с каждым годом, нужно отметить особую значимость процесса формирования коммуникативных навыков. Особенность этой нозологии впервые была изучена под руководством Т. А. Власовой и Т. С. Певзнер. Многие авторы (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с задержкой психического развития, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения.
Актуальность исследования связана с тем, что дошкольный возраст является одним из главных этапов развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Проблема обучения дошкольников, отстающих в своём развитии от принятых психических норм, правильно выстраивать коммуникативный акт, имеет огромную значимость, ведь полноценно поставленная речь и спокойное состояние ребенка во время диалога это самое главное в общении с воспитателем и его сверстниками.
Объект исследования – коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - изучить динамику развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. изучить понятие «коммуникативные навыки»;
3. дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. изучить особенности развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
5. исследовать сформированность коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
6. дать рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
2. эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
3. методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).
Теоретическую базу исследования составляют работы авторов, занимавшихся изучением понятия «общение», таких как Выготский Л.С., Ананьев Б.Г., Рузская А.Г., Ильин Е.П., Лисина М.И. Изучая коммуникативные навыки, мы придерживались работ таких авторов, как Денисенко В.Н., Рубинштейн С.Л., Мунирова Л.Р., Куницына В.Н., Косова Н.М., Кан-Калик В.А. Изучением особенностей развития коммуникативных навыков занимались Шаповаленко Л.С., Зимняя И.В., Лисина М.И., Ж. Пиаже, Коломинский Я.Л., Рузская А.П., Смиронова Е.О., Ветрова В.В. При изучении особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития мы использовали исследования в области изучения общения детей с задержкой психического развития разных возрастов Д.И. Альраххаля, А.А. Байбородских, И.П. Бучкиной, Ю.С. Галлямовой, Е.Е. Дмитриевой, А.В. Поповичева, Р.Д. Тригера и др.).
Структура работы: введение, 1 глава, заключение, список использованной литературы.
1 Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
1.1 Понятие общения в психологии и его структура. Понятие коммуникативных навыков
Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов. В коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста происходит расширение круга общения, изменяется содержание структурных компонентов общения, совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.
В психологической литературе даются различные определения общения.
Л.С. Выготским было выдвинуто положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка, в котором он неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений перенесенных внутрь, и ставших функциями личности, и формами ее структуры. В его исследовательских работах намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» в психическом развитии детей [5].
Б.Г. Ананьев рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. При этом он указывал, что общение как деятельность общественного индивида не всегда принимается во внимание. Особо следует отметить направление, которое сформулировал Б.Г. Ананьев проблеме общения: познание участниками общения друг друга [2].
Рузская А.Г. понимает под этим процессом «деятельность, предметом которой является другой человек - партнер по общению» [28].
Е.П. Ильин определяет общение как специфический вид коммуникации, связанный с психическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаням и взаимопониманию [11].
При изучении процессов общения зарубежные исследователи (Н. Винер, В. Шрамм, Г. Лассуэлл и др.) давно стали использовать понятие коммуникация. В отечественной литературе «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы. Между данными терминами есть как отличительные черты, так и общие. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий.
Широкое распространение получила точка зрения, в основе которой лежит понимание общения как коммуникативной деятельности.
М.И.Лисина отмечает, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. В своем исследовании она выделяет три этапа в развитии речи ребенка: первый этап – довербальный, когда ребенок еще не говорит и не понимает обращенную к нему речь, но у него формируются предпосылки для вербального общения; второй этап – этап начальной вербальной коммуникации, когда ребенок понимает и начинает произносить простые высказывания: формируется своеобразный «каркас» коммуникативных отношений с окружающими; третий этап – этап развернутой вербальной коммуникации [17].
Рассмотрев разные точки зрения относительно понятия «общение», за основу в нашей работе мы берем определение общения как процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого потребностями совместной деятельности, включающего в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимного восприятия и понимание другого человека.
Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
• Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
• Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
• Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [26].
Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.
Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982. – 325 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М.: Педагогика, 2006. - Т.2. - С.226.
3. Андреева Г. М. Социальная психология : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - 5. изд., испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 363 с.
4. Власова, Т. А.О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
5. Выготский Л.C. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 3. - М.: Просвещение, 2003. -146 с.
6. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. – СПб : Речь, 2003. – 432 с.
7. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - Москва [и др.] : Питер, 2009 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 573 с.
8. Денисенко, В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботарева - М.: РУДН, 2008. - 258 с.
9. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. - 77 с.
10. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.:Просвещение, 1989, - 189 с.
11. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - Москва [и др.] : Питер, 2009 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 573 с.
12. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик— М: Просвещение, 1987. -190с.
13. Косова Н.М. Эффективная коммуникация в призме практических задач муниципального управления: опыт разрешения социальных конфликтов // Конфликтология. - 2008. №2. - С. 167-180.
14. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для ВУЗов. -СПб.:Питер, 2010. - 544с.
15. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. - М.: Просвещение, 1994, - 190 с.
16. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. – 2-е изд.перераб. и допол. - М., Нальчик, 1996, - 96 с.
17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 383 с.
18. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
19. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984, - 111 с.
20. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. – М., 1993. – 205 с.
21. Обучение детей с задержкой психического развития : Пособие для учителей / [В. И. Лубовский, Л. И. Перслени, П. Б. Шошин и др.]; Под ред. Т. А. Власовой и др. - М. : Просвещение, 1981. – 119 с.
22. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития – М., 2000. – 12 с.
23. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии/ -1987/ - №10. - С.21-23.
24. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности / Н.М. Полуэктова, Н.В. Яковлева. - СПб. : Питер, 2012. - 97 с.
25. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст]: Дис. канд. Пед. наук (13.00.07): / С.В. Проняева, - М.: 2001. - 296 с.
26. Психология общения: учебное пособие / Сост. Г.Н. Панфилова – Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2015 – 48 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 713с.
28. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Психология дошкольника : хрестоматия : для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва : Академия, 1997. – 19 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
30. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 256 с.