Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Существует множество средств обучения, но мультимедийные учебные программы, которые стали применяться с 1986 года в школах США обрели невероятную популярность, благодаря этому в образовательном процессе происходят существенные изменения в манере преподавательской деятельности, а также, функциях преподавателя в учебном процессе. При построении хода урока педагогу необходимо применять различные активные способы стимулирования учебной деятельности обучающихся при изучении предмета Основы безопасности жизнедеятельности посредством использования мультимедийных учебных программ на практических занятиях с учетом методических рекомендаций касательно их рационального использования на различных этапах при изучении материала.
К числу важных и необходимых способов в сфере технологического усовершенствования педагогического образования и профессиональной деятельности преподавателя относится компьютеризация учебных заведений, а также информативность учебного-воспитательного процесса. Продуктивность обучения напрямую зависит от степени приближения процесса передачи знаний, формирования навыков и умений к реальным условиям их практического применения. Но при выполнении поставленных требований, возникает ряд проблем, преодоление которых возможно при условии должного использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
Актуальность исследования: в процессе изучения предмета Основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) обучающие видят, какое разнообразие опасных и чрезвычайных ситуаций может встречаться в жизни. При изучении тем, связанных с подобными вопросами педагогу нужно создавать для обучающихся представление ситуационных проблем посредствам визуальной и аудиальной информации для того, чтобы научить детей принимать обоснованные решения в случае возникновения опасности в реальной жизни, тогда обучающиеся смогут сохранить свое здоровье и здоровье людей, окружающих его. Именно применение мультимедийных учебных программ, подразумевает изучение учебного материала через метод активного обучения, включающий в себя целостное активное воздействие (со стороны педагога) и научное познание (со стороны обучающихся) абстрактных понятий и отношений с ними при использовании компьютерных моделей и прикладных программ. Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Применение мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ при изучении раздела Основы здорового образа жизни».
Современное обучение должно строиться таким образом, чтобы у обучающихся появлялся интерес к знаниям, росла потребность в более емком и глубоком их усвоении, появлялась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе получения знаний обучающиеся должны не только овладевать установленной системой знаний, умений и навыков, но и совершенствовать свои познавательные способности и творческие способности. Для этого нужно, чтобы в школе уделяли внимание таким формам занятий, которые дают возможность каждому обучающемуся принимать активное участие в каждом уроке, повышают интерес к образовательному процессу и вырабатывают дисциплину и ответственность школьников за результаты учебного труда. Проблема исследования заключается в разработке мультимедийных учебных программ и методике их применения на уроках ОБЖ. В нашей работе мы сделаем акцент на одном разделе данной учебной дисциплины - Основы здорового образа жизни.
Объект исследования: процесс изучения раздела «Основы здорового образа жизни» на уроках ОБЖ.
Предмет исследования: применение мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ.
Цель исследования: теоретически осмыслить возможности применения мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ при изучении раздела «Основы здорового образа жизни».
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники о мультимедийных учебных программах, а также об их применении в образовательном процессе;
2. Проанализировать методы, принципы и особенности применения мультимедийных технологий в образовательном процессе;
3. Разработать рекомендации по использованию мультимедийной средств обучения при изучении раздела «Основы здорового образа жизни».
В исследовании используются теоретические методы исследования, используемые при изучении современных проблем методики обучения безопасности жизнедеятельности:
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- системный метод;
- метод педагогического проектирования.
Исследовательская работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе работы раскрывается теоретический аспект мультимедийных технологий, а во второй главе раскрываются возможности применения данных программ на уроках ОБЖ, так же во второй главе разработаны и представлены методические рекомендации.
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе
Если обратиться к определению «мультимедийное программное обеспечение - это программные средства, предназначенные для создания или воспроизведения мультимедийных документов и объектов (звуковой карты, дисковод, CD-ROM и звуковые колонки) [3]. В качестве программных средств создания и воспроизведения мультимедийных документов и объектов применяется текстовые редакторы и процессоры, редакторы растровой, векторной и трехмерной графики, программы-аниматоры, системы видеомонтажа, монтажа звука, программные проигрыватели, браузеры».
Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти «MEMEX», предложенную еще в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (порядок номеров, индексов и др.). Всплеск интереса в конце 1980 годов к применению мультимедиа технологии в гуманитарной области связан, несомненно, с именем выдающегося компьютерщика-бизнесмена Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на практике мультимедийного продукта на основе служебной базы данных с использованием: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы [3].
В настоящее время количество созданных средств измеряется тысячами наименований. «Мультимедийное программное обеспечение и соответствующие средства информации образования развиваются очень быстро. Если в первом издании российского справочника по CD-ROM изданного в 1995 году, перечислено всего 34 экземпляра образовательного назначения, в издании 1996 года таких продуктов было перечислено уже более 112-ти, а в начале 2000 года - это число перевалило за 600, то сейчас этот список содержит несколько тысяч наименований. Безусловно, эти показатели не отражают точной картины обеспеченности, но однозначно свидетельствуют о неуклонном росте числа создаваемых и используемых средств мультимедийного программного обеспечения» [29].
Средства и технологии мультимедийного программного обеспечения дают возможность улучшения школьного обучения и повышение мотивации школьников к обучению за счет применения способов обработки аудиовизуальной информации, таких как:
- демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм);
- тонирование изображения.
Сейчас созданы обширные энциклопедии по многим школьным дисциплинам и образовательным направлениям. Существуют игровые ситуационные тренажеры и обучающие системы, помогающие организовывать учебный процесс с применением новых методов в подходе к обучению. Возможности информационных технологий безграничны, технические средства по общемировой тенденции стали занимать главенствующее место в преподавании многих общеобразовательных предметов, и в жизни школы в целом. Развитые страны стали фиксировать норматив оснащенности средствами вычислительной техники. В каждой школе уже обязательно должен присутствовать компьютерный класс, позволяющий обеспечить работу по всем педагогическим системам. Использование такого класса облегчает возможности в проведении внеклассной работы, создания каких-либо тематических кружков, а также различных дополнительных и дистанционных занятий.
Стоит отметить, что основополагающим критерием при использовании новых информационных технологий являются не только количество и качество компьютеров, а также непосредственный подход и подача преподавателя информативности урока. Эффективность обучения зависит от того, на сколько будет близок процесс передачи знаний, формирование умений и навыков к реальным условиям их практического применения. Для осуществления этих задач возникает ряд проблем, на преодоление которых влияет компетентность педагога, который способен грамотно использовать современные информационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Нельзя не отметить, что такие реформы в образовании являются важным условием интеллектуального и творческого развития обучающихся. Принципы разработки системы технического обеспечения школы обуславливаются требованиями и возможностями интенсификации учебного процесса на современном уровне педагогической науки, а также особенностями конкретных (учебных заведений) и использований современных технических средств и технологий. Технические средства, поступающие в школу и различные средства обучения, используемые с помощью этой техники, должны отвечать определѐнным требованиям.
Руководствуясь учебным пособием А.С. Белкина [2], в котором прописаны педагогические требования, можно выделить основные из них:
1. Дидактические – научность, доступность, системность, последовательность, сознательность и активизация деятельности обучаемого;
2. Методические – учет специфики каждого предмета;
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, повышение уровня мотивации обучения;
4. Требования к качеству отображения информации;
5. Санитарно-гигиенические требования – размещение техники в учебном помещении для снижения утомляемости и сохранения здоровья обучающихся;
6. Соответствие современности и дизайну, а также эстетическим нормам.
Таким образом, учет особенностей каждого конкретного учебного заведения предполагает необходимость принимать во внимание тип школы, концепцию ее развития (содержание учебных курсов, формы и методы обучения, направления дифференциации и профилизации), количество учащихся, наполняемость классов, условия работы школы (количество смен, наличие кружковой работ), расположение школы (город, село, в том числе и близость крупных городов) и другие факторы. Результатом этого должна быть вариативность систем технического обеспечения.
1.2 Методы, принципы и особенности применения мультимедийных технологий в образовательном процессе
Существует два основных вида педагогической деятельности при применении мультимедийных технологий, а именно:
1. Метод линейного представления информации, который структурно дает ученику материал для изучения, используя линейную навигацию в доступности того или иного курса. Преимущества данного метода в широких возможностях интеграции различных типов информации в рамках одной системы. Минусами же являются, прежде всего отсутствие контроля за последовательностью изложения материала. Этот метод допустим для обучающихся, которые обладают очень ограниченными первоначальными знаниями в изучаемой области и им нужно обзорное предложение материала.
2. Метод нелинейного представления информации, представляет собой использование последовательной системы навигации по средствам гиперссылок. В этом методе используется активные методы педагогической деятельности, которые позволяют обучающемуся делать самостоятельный выбор при изучении нового материала. Выделяя плюсы, стоит выделить четкую структуризацию материала, поиск информации, навигацию, системность критериев. Включение гипертекстовых материалов способствует восприятию большего количества информации. Использование этого метода рекомендуется тогда, когда обучающиеся владеют какими-либо представлениями по изучаемой тематике, для того, чтобы они самостоятельно задавали интересующие вопросы и ставили задачи для выполнения, но нужно понимать, что такой объем и количество информации приводит к эмоциональным и умственным перегрузкам обучающих, что уменьшает время на усвоение материала.
Такое внедрение в образовательный процесс требует специализированно оборудованных аудиторий с компьютером для учителя, мультимедийным проектором, а также наличие доступной среды, которая вовлекает в педагогический процесс. Применяя мультимедийные средства в образовательном процессе важно полагаться такими принципами, как:
1. Принцип совершенствующего обучения (преодоление препятствий);
2. Воспитывающий принцип (формирование норм социального поведения);
3. Принцип системности и структурности (переход от общего к частному);
4. Принцип научности (новейшие знания);
5. Принцип доступности (учет возрастных особенностей, а также реальных возможностей);
6. Принцип индивидуальности (учет психологического, физического и интеллектуального уровня развития).
Все эти принципы должны учитываться при использовании мультимедийных средств обучения в соответствии с методическими требованиями. Мультимедийные средства стали перспективным и часто используемым инструментом, позволяющим показать преподавателю всю информацию в более удобном виде, нежели традиционные источники; наглядно, структурно показывая не только текст, то и видео, анимацию, звук и многое другое. Несомненно, это все обогащает обучение, позволяя сделать его более эффективным, вовлекая большинство чувственных компонентов обучающихся [24]. Мультимедийные технологии превратили статичность наглядности в динамичность, появилась возможность проводить параллели изучаемых процессов во времени. Ранее такая возможность была лишь у учебно-образовательного телевидения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: ИИД Филинъ,2010 г. ст. 101-110.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
3. Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Коршунов С.В., Макаров С.И., Можаева Г.В., Нежурина М.И., Позднеев Б.М., Роберт И.В., Соловов А.В., Теслинов А.Г., Щенников С.А. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий // Томск: Изд-во Томского университета, 2015 г. ст. 5557, 100-103.
4. Браун Ю.С. Модульное обучение мультимедийным технологиям // Информатика и образование, - 2016, №2. ст. 71-77.
5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования - новая учебная дисциплина. // В сб. Материалы ХVI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". Троицк: МОО ФНТО "Байтик", - 2015. ст. 102-104.
6. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2015. ст. 219-222.
7. Джаджа В.П. Метод тематического погружения при использовании мультимедийных технологий в обучении. // Диссертация канд. пед. наук. / М. - 2015. ст.180
8. Еляков А. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2011. №4. ст. 23 54
9. Захаров, В.А. Информационное общество/ В.А. Захаров, М.Б. Игнатьев, Ю.Ф. Шейнин //Системы и средства информатики. -2009. - №9.-ст. 4 - 7.
10.Информатика и образование. //М.: Образование и информатика, - 2012, №№5,6,8,9, 2003, №2.
11.Информационно – правовое обеспечение [Электронный ресурс] // Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003г. №118 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН. URL: http://base.garant.ru/4179328/ #friends (Дата обращения: 18.04.2022).
12.Кирмайер Г. Мультимедиа. - М.: Малип, 2014 г. ст. 8.
13.Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. - Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2011. ст. 256
14.Кудинов В.А. Принципы построения и использования экспертных обучающих систем в курсе "Теоретические основы информатики" // Автореф. дис. канд. пед. наук. / Москва, - 2016. ст.18
15.Кудряшова Т.Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения. // Вестник МГПУ. Серия "Информатика и информатизация образования". / М.: МГПУ, - 2014. № 1(2) ст. 94101.
16.Левина О.Г. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление. // Педагогический вестник. М., - 2008. №2. ст. 30-32
17.Мануйлов, В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций PowerPoint/ В.Г. Мануйлов// Информатика и образование. - 2015. - № 5 - ст. 128
18.Моисеева М.В. Современное состояние и перспективы развития мультимедиа в образовании/ Моисеева М.В.// Школьные технологии. - 2008. - № 4 - ст. 128 55
19.Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ. 2012. ст. 300
20.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. - М.: "Академия", 2011.ст. 8-9
21.Окопелов О. П. “Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве”. Информатика и образование, 2016. №3
22.Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва Агентство Издательский сервис, 2014 г. ст. 55-57, 70-72.
23.Открытый урок первое сентября [Электронный ресурс] // Мультимедийные технологии в обучении. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81 %D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/6(Дата обращения 10.04.2022)
24.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е Новые педагогические и информационные технологии в образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. // М.: Издательский центр "Академия". - 2012. ст.147
25.Профессиональные ответы на вопросы профессионалов [Электронный ресурс] // Использование мультимедийных обучающих программ для повышения квалификации персонала. URL:http://consulting.ru/288mgmt (Дата обращения: 30.04.2022).
26.Рейн, А. Г. Информатика/ А. Г. Рейн, А. И. Сенокосов, И. А. Юнерман. - М.: Просвещение, 2016. ст. 45
27.Роберт И.В. // Информатика и образование, NN 4,5,7, 2015 г., 1, 2001 Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования / Разработано в Институте информатизации образования РАО.
28.Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 г.
29.Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования) Красноярск, КрГУ, 2013 ст. 57
30.Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] // Использование мультимедиа технологий на уроках. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialymo/2012/01/11/ispolzovanie-multimedia-tekhnologiy-na-urokakh-vnachalnoy (Дата обращения: 22.04.2022).
31.Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» [Электронный ресурс] // Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-vobrazovatelnyh (Дата обращения: 28.04.2022)