Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время вопросы состояния социально-экономической и демографической обстановки в нашей стране являются предметом широкого обсуждения среди ученых, аналитиков и практиков, в том числе зарубежных, что связано со стоящими перед Россией глобальными вызовами, главными из которых являются относительно высокий уровень бедности населения (особенно среди домохозяйств с детьми — 23,6% 1) и стойкая тенденция к естественной убыли населения. Государство, реагируя на необходимость решения указанных проблем, активно вводит новые меры социальной поддержки семей с детьми. Тем не менее эффективность данного комплекса мер многими экспертами характеризуется как недостаточная, например, а в ряде диссертационных исследований поднимаются вопросы совершенствования правового и инструментального обеспечения поддержки семей с детьми, что актуализирует задачи разработки новых и модернизации существующих мер социальной поддержки
Глава 1. Теоретические вопросы социальной защиты населения
1.1 Понятие и основные принципы социальной защиты
Социальная защита – это совокупность действующих на государственном, региональном, муниципальном уровне органов и должностных лиц, ответственных за оказание помощи и поддержки граждан при возникновении тех или иных социальных рисков.
Термин «социальная защита населения» в Российской Федерации был введен в 1992 году, который уже длительное время использовался в мировой практике.
Социальная защита населения – это необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Она обеспечивается государственными структурами путем соблюдения социальных гарантий, системы реализации этих гарантий и функций обеспечения социальными льготами и поддержкой малообеспеченных людей.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, право на социальную защиту имеет любой гражданин государства. Данное право закреплено в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация социальное государство, которое призвано оказывать помощь слабым гражданам, воздействовать на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому гражданину достойное человеческое существование. Социальные гарантии направлены на поддержку возраста, случаев болезни, потери кормильца, инвалидности, а также воспитания детей, которые установлены законом.
Исследование проблем и изучение особенностей социальной защиты населения привлекает особое внимание различных ученных и специалистов в данной области. В имеющейся отечественной литературе встречается большое количество трактовок понятия «социальная защита». Так, можно рассмотреть существующие подходы к истолкованию данного определения в его широком и узком смысле.
Итак, в широком смысле, под социальной защитой понимается деятельность государственных органов, главными целями которых состоит осуществление первостепенных целей и задач социальной политики. Она представляет собой комплекс совокупных правовых, экономических, а также социальных гарантий, закрепленных на законодательном уровне. Данные социальные гарантии, обеспечивают любому члену страны соблюдение важнейших социальных прав, таких как:
- трудоспособных гражданам страны должны быть созданы оптимальные условия, для существования и поддержания их благосостояния;
- социально уязвимым слоям населения (то есть не трудоспособным гражданам) должна быть гарантирована социальная поддержка и защищенность.
А в узком смысле – под социальной защитой рассматривается комплекс конкретных целенаправленных мероприятий государства (правового, экономического и социального характера), который направлен на поддержание и обеспечение социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения общества.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» основными целями Государственной социальной помощи являются:
- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- снижение уровня социального неравенства; – повышения доходов населения.
На помощь со стороны государства имеет право абсолютно каждый гражданин. Для этого, в Конституции РФ прописаны соответствующие обязанности государства, которое должно создавать все необходимые условия для достойного существования населения.
Социальная помощь является одним из элементов социальной защиты населения, находящегося в кризисных условиях, и к которой можно отнести:
- обеспечение в натуральной и денежной форме в виде льгот или услуг, которые устанавливаются государством;
- совокупность социальной помощи и иных поддержек со стороны государственных и негосударственных структур.
Под денежными выплатами следует понимать социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты, а под натуральной помощью – товары первой необходимости, продукты питания, одежда и обувь, медикаменты и другие её виды.
Социальная защита как социальный институт представляет собой комплекс правовых постановлений, направленных регулировать и исполнять существующие определенные социально-экономические проблемы, определенных необходимостью поддержки государством категорий граждан, которые являются не трудоспособными по той или иной причине, отсутствия работы, или же по каким то другим иным причинам, не имеющие достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов своей семьи. Система социальной защиты населения непосредственно также направлена на осуществление профилактических мер в неблагополучных семьях, а также на предотвращение
1.2 Принципы и формы организации социальной защиты
Существует несколько основных принципов в системе социальной защиты. Главным принципом является всеобщность социальной защиты. Она подразумевает равную возможность в получении социального обеспечения для всех нуждающихся категорий граждан. На получение необходимой помощи не должны влиять ни раса, ни отношение к религии, ни занимаемая им должность или прошлое человека, ни принадлежность к различным объединениям. Помимо этого принципа существует еще несколько других. Рассмотрим их:
- Гуманность и социальная справедливость. Суть данного принципа в признании ценностей человеческой жизни независимо от национальности, религии и других особенностей. Он подразумевает его право на свободу, обеспечение достойной жизни, свободное развитие и воплощения своих талантов, создание в людях терпимости друг к другу, и отношений, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и добре. Гуманность позволяет обеспечить на правовой основе равный доступ к социальным гарантиям всем слоям населения .
Необходимо учитывать внутренний потенциал человека, его особенности и причины попадания в трудную жизненную ситуацию. Таким образом можно обеспечить защиту действительно нуждающимся людям.
- Принцип системности и комплексности. Этот принцип подразумевает создание определенной целостности в процессе интеграции мер и компонентов. При этом комплексность обеспечивается единством целей, принципов и направлений деятельности; сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку; всесторонним изучением объекта социальной защиты (гражданина, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива); координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты; контролем осуществления мер по оказанию помощи и поддержки людям .
Благодаря комплексному подходу удается объединить меры социальной защиты с целями социальной и экономической политики государства.
- Принцип превентивных мер. В случае возникновения социальных рисков люди могут самостоятельно о себе позаботится и использовать свои собственные средства – именно создание таких условий и мер подразумевается под превентивностью. Под социальными рисками подразумевается болезни, старость, безработица. Государство использует определенные меры помощи. Помощь в нахождении работы пенсионеру, инвалиду; развитие надомного труда; поддержка негосударственных систем социального страхования; формирование частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других средств; развитие различных форм участия населения в финансировании социальных программ, например, на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний; сочетание платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений. А это означает появление новых возможностей для реализации методов самозащиты и удовлетворения социальных потребностей в образовании и воспитании детей, укрепления их здоровья, улучшения жилищных условий и др.; поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и др .
Глава 2. Актуальные аспекты социальной поддержки многодетных семей на федеральном и региональном уровнях
2.1 Современное меры социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации
Социальная поддержка семей в России реализуется в основном в двух направлениях. Первое – это реализация социальной политики государства через поддержку при преодолении проблем, при этом помощь оказывается через государственные организации в масштабе страны, региона, города или района. Второе направление является неформальным и представляет собой ближайшее окружение семьи (родственники, друзья) или общественные организации, готовые помогать нуждающимся, негосударственные социальные организации, интернет-сообщества единомышленников.
Середина 2000-х гг. была отмечена серьезными социально-экономическими проблемами, вызванными последствиями кризиса 1998 г. Прежде всего, около четверти населения находилось за чертой бедности; более того, был зафиксирован самый низкий суммарный коэффициент рождаемости в истории расчета этого показателя — на уровне 1,2–1,3 4 в период 1998–2005 гг. С учетом вышеизложенного сложившаяся к 2005 г. архитектура мер поддержки нуждалась в расширении и модернизации .
Основным нововведением стал анонсированный в 2006 г. материнский (семейный) капитал (МСК) — целевая сумма средств, поступающих на счет семьи при рождении в ней второго (с 2020 г. — первого) ребенка, которая может быть направлена на ряд законодательно установленных направлений. Оставляя за рамками работы 15-летнюю историю изменения данного инструмента, автор ниже сосредотачивает внимание на его текущих основных проблемах .
Поскольку возможные направления расходования средств МСК носят характер «однократного» потребления (прежде всего оплата услуг образования или улучшение качества жилья), то данный инструмент не оказывает значительного влияния на текущую покупательную способность семей (что ограничивает его социальную эффективность в решении проблемы бедности).
Отдельного рассмотрения в этой связи заслуживает возможность получения малоимущими семьями ежемесячной выплаты в размере регионального прожиточного минимума ребенка из средств материнского капитала. Необходимо отметить, что данная выплата, по причине того, что она предназначена только для тех семей, у которых возникло право на материнский капитал, не может быть названа адресной в общем смысле. Более того, вызывает вопросы и финансовое обеспечение данной выплаты . Аналогичная выплата на первого ребенка финансируется за счет средств федерального бюджета, тогда как необходимость в получении выплаты на второго ребенка (которая финансируется из средств МСК), по сути, лишает семью возможности в потреблении иных социально значимых услуг (улучшение жилья, образование), предоставляемых сертификатом на материнский капитал, заставляя малоимущую семью принимать решение о приоритетности либо текущего потребления, либо сохранения средств для будущих трат в ущерб настоящему, что, на взгляд автора, является спорным как с точки зрения социальной справедливости, так и в контексте достижения цели, для которой создан инструмент МСК. При этом анализ структуры расходов федерального бюджета на поддержку семей с детьми позволяет сделать вывод, что в настоящее время материнский капитал является главным инструментом такой поддержки (на его финансирование направлено в 2020 г. более 37% социальных расходов федерального бюджета по данному направлению), что придает большую актуальность необходимости решения отмеченных выше проблем .
Другим (более значимым на взгляд автора) направлением развития архитектуры мер поддержки является формирование с 2017 г. адресного блока пособий на федеральном уровне, дополняющих мизерное региональное пособие на ребенка, разобранное выше, однако назначаемых в адекватном (сопоставимом с прожиточным минимумом) размерах. Речь идет о пособиях в связи с рождением первого и второго ребенка до достижения возраста 3 лет, пособии на детей от 3 до 7 лет (введение в действие данного инструмента в том числе подтолкнул кризис, вызванный пандемией COVID‑19) и адресных выплатах для беременных женщин и неполных семей с детьми от 8 до 16 лет. Тем не менее к данным выплатам все также возникает ряд концептуальных и методологических вопросов, не позволяющих говорить о качественном изменении эффективности поддержки .
2.2 Меры социальной поддержки на региональном уровне (на примере Владимирской области)
Большинство субъектов РФ считают семью многодетной, если в ней воспитывается три и более ребенка в возрасте до 18 лет, постоянно или преимущественно проживающая на определенной территории. В некоторых регионах, таких, как республика Тыва, показатель многодетности до 2012 года был увеличен до 4 детей. Но с 2018 в республике Тыва, а также в Мордовии, Марий Эл статус многодетной семьи получают, как и во многих субъектах, при наличии в семье от трех малышей. Также существуют субъекты Федерации, которые определяют максимальный возраст ребенка до 16 лет, а 18 лет при условии получения основного общего образования. В законодательстве о многодетной семье нет четкого пояснения, до какого возраста детей семья может считаться многодетной, но при установлении статуса многодетной семьи учитываются все несовершеннолетние дети, проживающие совместно, даже если они родились в период предыдущего брака и остались с одним родителем.
Так, например, в некоторых регионах многодетной считается семья, если старший ребенок учиться на дневном отделении ВУЗа и не достиг 23 лет, в Орловской области, например, к многодетной относится семья даже в том случае, когда сыну исполнилось 18 лет, и он проходит службу в армии. Но следует отметить, что не учитываются при определении статуса многодетных умершие дети, дети, находящиеся на полном государственном обеспечении и помощь государство предоставляет только родителям, у которых дети не достигли совершеннолетия. Это показывает, что требования к получению такого статуса устанавливаются индивидуально в каждом регионе страны. Отсюда возникает необходимость разработки единого документа, который подтверждал бы статус многодетной семьи.
Заключение
Практически все страны мира проводят социальную политику, направленную на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
Многодетная семья как особый социальный институт является наиболее уязвимой категорией населения. Часто такие семьи имеет существенные ограничения в доступе к жизненно важным благам, высокий уровень бедности, проблемы обеспечения жильем, качественной медицинской помощью, получения образования детьми.
В современных условиях кризисной экономики самостоятельно выйти из сложных жизненных ситуаций многодетная семья часто не может, поэтому помощь и поддержка со стороны государства очень важна.