Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом числа новорождённых с патологией, с наличием нарушений натального и постнатального периода, с увеличением количества детей-инвалидов в Российской Федерации. В структуре причин инвалидности отмечаются психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы.
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения.
Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого - педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психическою здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей, повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг.
Уже 40 лет назад в СССР возникли представления о необходимости создания систем комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения таких детей и их семей с первых дней жизни. В СССР эта проблема активно поднималась в те годы К.А. Семеновой, Л.О. Бадаляном, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой. Однако на государственном уровне в то время создание организационных моделей комплексного сопровождения детей первых лет жизни с ограниченными возможностями поддержано не было.
Объектом исследования является проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Предметом исследования является развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цель курсовой работы – рассмотреть современный этап развития ранней помощи детям с ОВЗ в России.
Задачи:
- определить понятия и этапы ранней помощи детям с ОВЗ.
- охарактеризовать принципы ранней помощи.
- рассмотреть работу специалистов ранней помощи.
- проанализировать развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования.
- выявить развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях здравоохранения.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ
1.1 Понятия и этапы ранней помощи детям с ОВЗ
Ранняя комплексная помощь - это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, интегрирующая теоретические и практические основы комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии и детей группы риска с первых месяцев жизни. Своевременное появление в психическом развитии ребенка необходимых возрастных достижений зависит от ряда условий: нормального функционирования головного мозга, физического здоровья малыша, сохранности органов чувств, благополучия социальной среды, воспитания [5, c 57].
В последнее время отмечается рост числа детей младенческого возраста с низким темпом психомоторного развития. Многие исследователи причиной этого считают перинатальное поражение центральной нервной системы. Знание этого факта позволяет прогнозировать возможность неблагоприятного психофизического развития ребенка в дальнейшем.
В связи с этим важна ранняя диагностика и мониторинг развития ребенка с ОВЗ, которые позволяют своевременно и целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. От эффективной организации ранней комплексной помощи в определенной мере зависит предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности в дальнейшей жизни человека.
Ранняя помощь оказывается детям в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям. Она показана разным группам детей. В первую очередь в ранней помощи нуждаются дети с выявленным отставанием или нарушением развития в одной или нескольких областях (речевой, двигательной, познавательной, эмоциональной, в самообслуживании). Отставание или нарушение может быть выявлено специалистом или самими родителями - для этого они могут воспользоваться скринингом развития[12].
С. Б. Нарзулаев придерживается мнения, что ранняя помощь требуется детям, у которых есть медицинский диагноз, который, скорее всего, приведет к нарушению развития (церебральный паралич, нарушения зрения, слуха, неврологические заболевания, генетические синдромы); детям со статусом «инвалид», с трудностями в поведении и, наконец, любым детям, родители которых обеспокоены их развитием [24, c 242].
На первичном приеме специалисты производят первичную оценку развития ребенка, беседуют с родителями и совместно с семьей принимают решение о том, нуждается ли ребенок и его родители в услугах ранней помощи.
Оценка необходима для составления индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП). Чтобы провести оценку, необходимо 3–4 раза встретиться с семьей. Специалисты собирают информацию о ребенке, о том, насколько он развит, как взаимодействует с окружающим миром, о том, какие факторы влияют на его жизнь.
Н.Н. Малофеев констатирует, что индивидуальная программа разрабатывается специалистами совместно с родителями, которые рассказывают о своих первоочередных потребностях и возможностях. Программа рассчитана на срок от 6 месяцев до 3 лет. Она нужна ребенку - для развития у него навыков, необходимых в повседневной жизни, - и родителям - чтобы научиться поддерживать ребенка правильно. [21, c 108]
Следующий этап - реализация ИПРП: периодические встречи с ребенком и его родителями (1–2 раза в неделю в течение всего срока программы). На встречах специалисты организуют совместную деятельность родителей и ребенка, чтобы помочь им научиться развивать у малыша новые жизненные навыки. Один раз в 3 месяца проводится промежуточная оценка достижения целей, поставленных в ИПРП; специалисты обсуждают с родителями дальнейшие шаги.
В ходе итоговой оценки результатов ИПРП учитываются не только уровень развития ребенка, но и его общение с людьми, взаимодействие с окружающим миром и изменение качества жизни семьи. Важно, чтобы родители осознали, какие сильные стороны, способности и потребности есть у их ребенка.
Завершение индивидуальной программы происходит, если:
-все цели достигнуты, факторы риска устранены, ребенок, и его семья больше не нуждаются в услугах специалистов ранней помощи;
-ребенок пошел в детский сад;
-ребенок достиг возраста 3 лет;
-семья принимает решение о прекращении реализации программы;
-по иным причинам, которые могут препятствовать реализации программы.
Специалисты ранней помощи помогают ребенку пойти в детский сад или в школу: помогают родителям собрать и оценить информацию об образовательном учреждении, в том числе консультируют семью до тех пор, пока ребенок не адаптируется к новым условиям жизни (до 6 месяцев).
1.2 Принципы ранней помощи
Служба ранней помощи (СРП) - это целый комплекс услуг для детей от 0 до 3 лет и их родителей. Ее специалисты занимаются профилактикой инвалидизации у детей, а также социальной адаптацией детей раннего возраста с нарушением развития [22].
Период раннего детства - это наиболее благоприятное время для развития моторики, психики и речи ребенка. Но дети от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья в силу тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения нуждаются в специализированном профессиональном подходе к их обучению и развитию.
Рассмотрим принципы ранней помощи.
1. Жизнь ребенка в семье.
Полноценное развитие ребенка невозможно без постоянных близких отношений, которые складываются в семье. Поэтому основная задача ранней помощи - поддержать родителей и обеспечить жизнь ребенка в семье. Порой дети оказываются в специализированных учреждениях, где полноценное развитие для них невозможно.
2. Раннее выявление и раннее начало.
Чем быстрее у ребенка будет выявлено то или иное отставание в развитии или его нарушение, тем больше шансов предотвратить вторичные осложнения. Например, ранняя диагностика нарушений слуха позволяет ребенку овладеть речью. Первые годы жизни являются критическими для развития, поэтому помощь должна начаться как можно раньше.
3. Междисциплинарный подход.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». // Вестник ВАС РФ. 2017. № 9.
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 №1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». // Вестник ВАС РФ. 2016. № 12.
3. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. 2018. №3. С. 15-21.
4. Билялова, Н. А. Служба ранней помощи в дошкольном учреждении / Н. А. Билялова, Н. В. Молоканова, И. А. Пряхина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 11.1 (353.1). - С. 11-15.
5. Бомбардирова Е.П., Яцык Г.В., Степанов А.А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. Медицинский научно-практический журнал. 2005. №4. С. 46-51.
6. Бутко Г.А., Викторова Л.В., Борисова Ю.Н., Смирнов Ю.О. Использование инновационного оборудования для детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования // Специальная психология. 2020. №2. С. 21-28.
7. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2019. 144 с.
8. Гембаренко, В. Семья и ребенок с ограниченными возможностями / В. Гембаренко // Социальное обеспечение - 2016. - №3. - с38 - 42.
9. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2019. №7. С. 42-45.
10. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2014. - 364 c.
11. Емелина О.И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом // Специальное образование. 2016. № 3. С. 49–55.
12. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. - М.: Академический проект, 2018. - 498 c.
13. Инклюзивное образование: Учеб, пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова и др.; сост. О.Л. Леханова. - Череповец: ЧГУ, 2016.- 162 с.
14. Карасёва, Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС / Е.Г. Карасёва. - М.: Русское слово, 2018. - 527 c.
15. Кательсон Т.А. Сопровождение детей младенческого возраста с ограниченными возможностями здоровья // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. М., 2016. С. 108-113.
16. Кательсон Т.А. Экспериментальное изучение динамики развития младенцев с перинатальной патологией под влиянием психолого-педагогической коррекции // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ: сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. М., 2018. С. 143-147.
17. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / под ред. Е.В. Клочковой; пер. с нем. К.А. Шарр. М.: Теревинф, 2020. 240 с.
18. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев и др. - М.: Просвещение, 2018. - 511 c.
19. Левченко И.Ю. Компетенции специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно- практической конференции / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. Москва, 2016. С. 154-161.
20. Левченко И.Ю. Ранняя многоэтапная психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни // Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 150-190.
21. Малофеев, Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2015. - 382 c.
22. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования/авт.сост. М.М. Панасенкова. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2019.-46 с.
23. Молоканова Н. В., Билялова Н. А., Конькова И. Н., Гоношилова В. В. Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности // Молодой ученый. - 2016. - № 12.6. - С. 94–99.
24. Нарзулаев С. Б. Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы / С. Б. Нарзулаев, Т. Б. Данилова, Л. А. Шуклова. - (Коррекционная педагогика, социальная психология) // Сибирский педагогический журнал. - 2020. - № 4. -С. 242-248.
25. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. М.: Логомаг, 2018. 244 с.
26. Приходько О.Г. История становления системы ранней помощи детям в России // Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 12-33.
27. Приходько О.Г. Современный этап развития ранней помощи детям в Российской Федерации // Приходько О.Г., Левченко И.Ю. Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям: научная монография. М.: Парадигма, 2018. С. 61-73.
28. Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. - М.: Владос, 2019. - 176 c.
29. Сорокоумова С.Н. Инклюзивное образование: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2019. 203 с.
30. Теория и практика службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями от 0 до 3 лет и их родителям: Сборник материалов/под ред. Бережная С.П..- Кемерово: Издательство «Практика»,2018.-89 с.