Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современная молодежь зачастую идет учиться в те учебные заведения профессионального образования, куда оказывается проще всего поступить после школы. Это связано с высокими требованиями к баллам ЕГЭ и ОГЭ, которые введены в различных учебных заведениях, а также с достаточно низким уровнем общего развития, которое отличает современных выпускников школ от тех, кто заканчивал школу 20–30 лет назад.
Для каждого человека принципиально важно найти ту профессию, которая будет вызывать у него удовлетворение не только в материальном, но и в социальном и духовном планах. Вчерашний выпускник еще достаточно смутно представляет себе, кем он точно хочет быть сейчас и изменится ли его желание через 5–10 лет.
Однако есть определенные типы личности и жизненные ситуации, которые определяют соционимическую направленность выбора профессий, в которым относится желание работать с людьми и помогать им или, например, стремление к власти, управлению людьми, которое также проявляется в профессиях такого типа.
В данной курсовой работе будут рассматриваться три профессии, выбор которых определяет всю будущую жизнь человека, причем не только профессиональную, но и личную, поскольку данные профессии формируют определенные характерологические черты и образ жизни будущего специалиста.
Цель исследования – провести анализ мотивов выбора профессий социономического типа у студентов первых курсов.
Объект исследования – профессиональное самоопределение студентов первых курсов.
Предмет исследования – мотивы выбора профессий социономического типа у студентов первых курсов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд практических задач исследования:
1. Охарактеризовать принципы и этапы исследования мотивов выбора социономических профессий.
2. Сформировать выборку исследования и проанализировать социально-демографические характеристики его участников.
3. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования.
4. Провести комплексную диагностику испытуемых по различным методикам, связанным с мотивами выбора профессий.
5. Обсудить результаты исследования и провести сравнительный анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: предполагается, что выбор студентами профессий соционимического типа связан, прежде всего, с типом социальной направленности личности, а также с социальной ситуацией воспитания и развития будущего специалиста.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, опрос, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением комплексной диагностики испытуемых по различным методикам, связанным с мотивами выбора профессий, результаты которой можно использовать для повышения уровня мотивации к обучению студентов, получающих профессии соционимического типа, а также в системе профориентационной работы со школьниками.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Программа эмпирического исследования мотивов выбора профессий социономического типа
1.1 Принципы и этапы исследования мотивов выбора социономических профессий
Социономические (помогающие) профессии представлены профессиями, которые основываются в процессе деятельности на общении типа «человек-человек». Существуют те, которые всегда востребованы, среди таких профессий: это специальности с высокой текучестью кадров, напряжёнными и сложными условиями труда и т.д. Профессии типа «человек - человек» отличаются особенностями средств, условий, предмета и продукта труда. Довольно подробно данный факт описан в литературе (А.К. Маркова, Е.А. Климов, В.Э. Чудновский и др.).
По классификации Е.А. Климова, получившей в отечественной психологии наибольшую известность, профессии социономического типа представлены профессиями субъект-субъектного типа, предметом изменения, изучения, развития и обслуживания которых являются группы населения, люди разного возраста, сообщества и целые социальные системы.
Этот класс профессий ещё получил название «человековедческих» профессий, поскольку их особенность составляет то, что человек является как субъектом деятельности, так и объектом его внимания. Складываются особые человеческие отношения между субъектом и объектом, а на взаимодействие между ними затрачивается основной труд. К этой группе относятся все профессии сферы услуг, управления, педагогические и медицинские профессии и другие.
Спецификой социономических профессий является то, что здесь не выступают как социальная среда человек или общность людей, не являются условием деятельности, а представляют собой объект и предмет деятельности. Р. Д. Каверина, анализируя предмет труда представителей социономических профессий, отмечает, что «важно говорить о том, к каким характеристикам человека – индивидным, возрастнополовым; личностным; социально-психологическим; субъектным обращено внимание исследователя».
Все профессии социономического типа можно разделить на 3 категории: исполнительские, творческие и руководящие. Исполнительские профессии направлены на работу по строго определенному образцу, выполнение стандартных задач, следование инструкциям, соблюдение заданных нормативов и правил, стереотипное решение проблем. К таким профессиям относятся следующие агент, медицинская сестра, продавец, полицейский, официант и др.
К творческим относятся профессии, которые имеют связь с исследованием, анализом, разработкой новых образцов, конструированием, принятием нестандартных решений: дипломат, следователь, адвокат, психоаналитик, педагог, врач, воспитатель, психолог, социальный работник, промоутер, специалист по связям с общественностью, секретарь-референт и др.
Руководящими являются профессии, для которых главными видами деятельности являются координация и контроль, планирование и организация, принятие управленческих решений. Это такие профессии, как менеджер, директор, заведующий, менеджер по персоналу, супервайзер и др.
Характеризуя мотивацию профессионального выбора, необходимо отметить, что на этапе выбора в структуре личности формируется определенный мотивационный конструкт, куда входят как осознаваемые мотивационные факторы, так и неосознаваемые.
Анализ структурных элементов мотивационного конструкта во многом может объяснить побудительные причины выбора той или иной профессии, а также увидеть перспективный путь как личностного, так и профессионального развития субъекта.
Таким образом, на этапе подготовки специалиста можно при необходимости внести определенные коррективы в процесс его развития, делая тем самым процесс профессионализации управляемым и сбалансированным.
Своеобразное сочетание внешних и внутренних условий и факторов влияет на психолого-педагогическую подготовку студентов, осваивающих специфические, современные, социально значимые профессии психолога, врача и педагога, имеющие гуманистический потенциал и направленные на гуманизацию общества.
При этом необходимо обратить особое внимание на наличие у современной молодёжи прагматических мотивов выбора профессии, на социально-экономическую специфику региона, которые оказывают непосредственное влияние на профессиональную подготовку будущих профессионалов.
Целью нашего исследования является диагностика мотивов выбора профессии психолога, врача и педагога у студентов, обучающихся в исследовательском, медицинском и педагогическом вузах.
Гипотеза исследования: студенты разных профессий имеют различные мотивы выбора профессий соционимического типа в зависимости от степени ответственности и направления деятельности.
Исследование проводилось посредством следующих этапов.
На первом этапе была сформирована выборка для проведения эмпирического исследования.
Второй этап исследования был связан с подбором диагностических методик для диагностики мотивов выбора профессий социономического типа у студентов первого курса.
На третьем этапе было проведено эмпирическое исследование, которое было основано на сравнении показателей студентов трех групп в сфере мотивов выбора соционимических профессий.
Четвертый этап эмпирического исследования основан на проведении сравнительного анализа данных, полученных в ходе проведения исследования.
1.2 Характеристика испытуемых
В исследовании приняли участие студенты 1 курса следующих специальностей: «врач», «психолог» и «учитель». Общий объем выборки составит 30 человек.
Выборка была разделена на три группы:
– врачи (группа № 1);
– психологи (группа № 2);
– учителя (группа № 3).
В Таблица 1.1–1.4 представлены социально-демографические характеристики участников исследования.
Для того, чтобы определить зависимость выбора профессии от пола участников исследования, рассмотрим распределение участников исследования по гендерному признаку (Таблица 1.1).
Таблица 1.1
Распределение участников исследования по гендерному признаку
Пол Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3
Мужской 6 5 4
Женский 4 5 6
Из Таблицы 1.1 видно, что среди будущих врачей оказалось больше респондентов мужского, чем женского пола, среди студентов-психологов количество испытуемых мужского и женского пола оказалось одинаковым, в группе будущих учителей – девушек больше, чем молодых людей.
Для того, чтобы понять, насколько продуманным был выбор студентов данной профессии, важно выявить, в каком возрасте они учатся на первом курсе (Таблица 1.2).
Таблица 1.2
Распределение участников исследования по возрастному признаку
Возраст Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3
18 лет 10 3 9
19 лет - 2 1
20 лет - 5 -
Из Таблицы 1.2 видно, что в выборке представлено 10 студентов-врачей в возрасте 18 лет, что говорит о том, что эти респонденты еще в школе приняли решение о выборе
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, О.В. Особенности профессиональной деятельности и психологического состояния представителей социономических профессий / О.В. Андреева // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.google.ru/ conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/ conf11/151.doc.
2. Бендюков, М.А., Соломин, И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.
3. Врублевская, М.М., Зыкова, О.В. Профориентационная работа в школе: методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2004. – 80 с.
4. Гарбер, И.Е., Сигачев, В.Е. Основы профориентологии и профориентационной работы / И.Е. Гарбер, В.Е. Сигачев. – Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2005. – 370 с.
5. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А.А. Крылов, Л.А. Коростылева. – СПбГУ, 2009. – С. 143–156.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб., доп. Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
7. Исаев, В.П. Психологические особенности будущей профессиональной деятельности специалистов социономического профиля / В.П. Исаев // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4 (41). – С. 204.
8. Кухтова, Н.В., Доморацкая, Н.В. Просоциальное поведение специалистов, ориентированных оказание помощи: теоретические основы и методики изучения. Методические рекомендации / Н.В. Кухтова, Н.В. Доморацкая. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2011. – 49 с. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.
9. Милакова, В.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий / В.В.Милакова // Образовательная и молодежная политика в России: проблемы и перспективы: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. / Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т., фак-т гос. и муниципал. Управления, ИЗОП. – Новосибирск, 2006. – 177 с. – С. 81–83.
10. Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 336 с.
11. Сорокоумова С.Н., Исаев В.П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий / С.Н. Сорокоумова, В.П. Исаев // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 4. – С. 186–190.
12. Чернов, А.Ю. Методика выявления когнитивных схем просоциального поведения / А.Ю. Чернов // Психология. Серия «Познание». – 2020. – № 12. – С. 146–150.
13. Эннс, Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий / Е.А. Энис // Современная психология : материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. – С. 92–93.