Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определена необходимостью формирования законодательства в соответствии с требованиями с требованиями настоящего времени. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость реформирования правовых норм, в том числе и Конституции РФ. При этом Конституция нашего государства по своей правовой природе относится к жёстким конституциям, что обуславливает определённый порядок внесения в нее изменений. При этом вызовы современности требуют пересмотра определённых положений. В связи с этим в 2020 году был проведен референдум, направленный на внесение изменений в Конституцию. РФ. В связи с этим вызывает повышенный интерес рассмотрение порядка внесения изменений в конституцию, и рассмотрение содержания данный изменений и компетенции органов власти, в области внесения изменений в Конституцию РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения в области конституционного права, которые развиваются в связи с принятием поправок в Конституцию Российской Федерации, а также ее пересмотром.
Предметом изучения данной работы является Конституция и другие законодательные акты Российской Федерации, регулирующие порядок и особенности принятия поправок к Конституции и внесения в нее поправок.
Целью работы является рассмотрение процедуры и особенностей внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, а также процедуры ее пересмотра, с целью прогнозирования появления возможных проблем в законодательстве Российской Федерации, регулирующем процедуру и особенности принятия изменений в Конституцию и поправки к нему. Для достижения поставленной цели я предлагаю решить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать историю развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 года и Конституции Российской Федерации 1993 года
2. Раскрыть конституционно-правовое регулирование внесения изменений в Конституцию и принятия поправок к ней в Российской Федерации.
3. Дать концепцию и уточнить процедуру принятия поправок в Конституцию, рассмотреть особенности, присущие этому процессу
4. Дать концепцию и уточнить процедуру пересмотра Конституции, рассмотреть особенности, присущие этому процессу
5. Проанализируйте изменения в Конституцию России в 2020 году
Теоретической основой исследования являются труды таких юристов, как А.А. Белкин "Юриспруденция", Е.А. Лукьянова "Конституционное и муниципальное право", Т.Я. Хабриева "Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость", В.И. Осейчук "О необходимости нового этапа конституционная реформа в России" и другие.
Эмпирической основой моей работы являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере процедуры принятия поправок к Конституции и поправок к ней, исторические источники, постановления пленумов за период с 1978 по 2020 год
В данной работе используются общенаучные методы, такие как формально-логический метод (анализ и изучение законодательства, нормативных, правовых актов кафедры), исторический метод, аналогия, метод сравнительного анализа.
Работа подробно рассказывает об этапах внесения изменений и пересмотра Конституции Российской Федерации и в дальнейшем поможет разобраться в сложной системе, регулирующей сферу общественных отношений, связанных с Конституцией Российской Федерации.
Структура работы. Работа структурно состоит из четырех параграфов, объединенных в три главы, введение и заключение. Приведен список использованных нормативных правовых актов и литературы.
1. История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.
Основной закон РСФСР 1978 года оказался весьма неустойчивым, так как с 1988 года неоднократно подвергался значительным изменениям и дополнениям вплоть до его полной отмены в связи со вступлением в силу Конституции Российской Федерации 1993 года.
Таким образом, общий период существования Конституции РСФСР в 1978 году составлял чуть более 15 лет, из которых 5 лет было потрачено на радикальный пересмотр её положений .
В течение короткого периода с апреля 1978 года по середину 1988 года (т.е. одного десятилетия) основными характеристиками Конституции РСФСР были:
- во-первых, закрепление очередного этапа политического развития республики как периода формирования национального государства социалистического типа, а также провозглашение всей полноты власти в государстве перед народами Российской Федерации; переименование Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов;
- во-вторых, провозглашение в преамбуле Основного закона положения о том, что оно сохраняет преемственность идей и принципов всех предыдущих конституций РСФСР;
- в-третьих, была дополнительно подчеркнута роль Коммунистической партии (КПСС) как «направляющей и направляющей силы общества» и «ядра политической системы страны» (статья 6);
- в-четвертых, Конституция РСФСР закрепила принцип равенства всех граждан РСФСР перед законом независимо от пола, расы, языка, происхождения, социального и имущественного положения, уровня образования, отношения к религии, места жительства, характера и рода занятий. ;
- В-пятых, совершенно новой и значимой нормой в Конституции РСФСР стало положение о вынесении важнейших вопросов общественной жизни на общественное обсуждение, связанное с вынесением их на всенародное голосование (следует отметить, что, к сожалению, в Конституции РФ 1993 года такой демократической нормы нет).
Наконец, мы укажем на такой симптоматический факт, что именно в преамбуле Основного закона РСФСР впервые в истории российской государственности был закреплен принцип принятия и обнародования Конституции народом Российской Федерации. Была закреплена Федерация, которая руководствовалась «идеями научного коммунизма», как написано в самом тексте преамбулы.
Статья 2 Основного закона РСФСР 1978 года провозглашала, что вся власть в РСФСР принадлежит людям, осуществляющим её через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу государства. При этом принципиально важно, чтобы в этой статье не упоминалась возможность непосредственного осуществления народом своей власти посредством использования форм прямой демократии, например референдума. В условиях недемократии, отсутствия альтернативы однопартийным выборам и неиспользования такой формы государственной демократии, как референдумы, в государственно-правовой практике СССР и РСФСР определение централизма как демократического не соответствовало действительности .
Однако в статье 9 главы 1 "Политическая система" провозглашалось основное направление развития государственного строя "дальнейшее развитие социалистической демократии: расширение участия граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовых основ государственной и общественной жизни, расширение публичности, постоянный учет общественного мнения.
Внесенные изменения в Конституцию 1978 года закрепили демократические принципа равноправия граждан, в соответствии с требованиями международного права.
Отмечая внутреннее противоречие советских конституций 1977 - 1978 годов, Б. С. Эбзеев пишет, что «с одной стороны, эти конституции в той или иной степени отражали объективную тенденцию к углублению демократических основ организации общества, закрепленных поистине широкими для своего времени и социально значимых прав и свобод, призванных обеспечить свободу и личную автономию личности вне ее обязанностей перед обществом и государством» .
Как особенность новой редакции Конституции Российской Федерации 1978 года Е. И. Козлова справедливо выделяет прямое провозглашение Российской Федерации суверенным государством, чего также не было в предыдущих конституциях .
В. Д. Зорькин отметил, что до Конституции 1993 года в редакции 1991 - 1992 годов действовала Конституция (Основной закон) Российской Федерации (1978). Особенностями данной Конституции можно отметить закрепление прав права человека, федерализм и разделение властей. В то же время Конституция закрепила положение о компетенции Съезда народных депутатов принимать любой вопрос к рассмотрению. В контексте существующей двойственности власти - Президент как глава исполнительной власти и орган народного представительства - противоборствующие стороны не могли урегулировать конфликт мирным, законным путем, т.е. в рамках Конституции .
Таким образом, к радикальным преобразованиям основ российской государственности, закрепленным соответствующими изменениями и дополнениями к Основному закону 1978 года, можно отнести преобразование основ экономической системы страны, провозглашение равного признания, защиты и гарантий частной собственности, наряду с другими формами имущественных прав, признание и расширение частной собственности на землю и другие природные ресурсы, укрепление статуса Конституционного суда, появление мировых судей, введение института присяжных заседателей, провозглашение принципа несменяемости судей, изменение модели разделения властей, некоторое сокращение и ограничение полномочий президента.
Формально и юридически действие Конституции (Основного закона) РФ - России, принятой 12 апреля 1978 года с последующими изменениями и дополнениями, было прекращено в день официального опубликования Конституции РФ в 1993 году, то есть 25 декабря 1993 года, когда «Российская газета» опубликовала текст новой конституции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Консультант Плюс 2022.
2. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрании законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
3. Закон Российской Федерации от 24 сентября 1993 года № 5810-I «О порядке принятия Конституции Российской Федерации»// Консультант Плюс 2022.
4. Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России 1978 г. (с изменениями и дополнениями) // Свод законов РСФСР. - 1988. - Т. 1. - С. 13. (утратила силу).
5. Абрамова А . И. Законодательная идея и форма её реализации // Журнал российского права . 2010 . № 12 . С 65-72.
6. Авакьян С.А. Конституционная реформа 2020 и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция.-2020.- № 3 С. 1-27.
7. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: Сашко , 2013. -418 с.
8. Акопов Л.В. Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года: проблемный комментарий // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2016. - № 3 С. 64-72.
9. Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильев В.И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография /под ред. Т.Я. Хабриевой . – М.: Юриспруденция, 2013. -255 с.
10. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект , 2017 . -418 с.
11. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ , 2015. – 302 с.
12. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., Норма : ИНФРА-М, 2011. - 719 с.
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. : Юристъ, 2004. - 347 с.
14. Комментарий к Конституции Российской Федерации /под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева . – М.: Эксмо , 2018. – 1056 с.
15. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием / Б.А. Страшун 5-е изд. М.: ИНФРА-М, 2015. – 157 с.
16. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) /под ред. Ю.А. Дмитриева . – М.: Деловой двор , 2009. -394 с.
17. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 15. - С. 4 - 9.
18. Меркулов Е.С. Правовой режим формирования органов государственной власти в условиях образования нового субъекта Российской Федерации //Академический юридический журнал. Институт законодательства и правовой информации. 2006. № 1.С. 45.
19. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права М. : Юрайт, 2016. — 585 с.
20. Овсепян Ж.И. Лекции о конституциях России: учебный курс. Ростов н/Д., 2016. Ростов н/Д. Феникс 2016.- 398 с.
21. Овсепян Ж.И. Лекции о конституциях России: учебный курс. Ростов н/Д. Феникс 2016.- 398 с.
22. Пинчук А.П. О соотношении международного права и национального права РФ в контексте конституционной реформы 2020. // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – С. 11. – С. 168-173.
23. Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, УрО РАН, 2003. - 476 c.
24. Станских С. Крым и Севастополь как два новых субъекта Российской Федерации: конституционная реформа // Ведомости 2017, № 4 С. 59.
25. Харламов С.О. Егоров С.А. О порядке внесения поправок в Конституцию Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. – 2020. - № 3 С. 85-90.
26. Червонюк В. И. Конституционное право России: учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2013. – 430 с.
27. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М., Проспект, 2014. - 336 с.