Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сербия - парламентская республика. Конституция 2006 года вступила в силу. Главой государства является президент, который избирается всенародным голосованием сроком на пять лет. Согласно Конституции Республики Сербия, она состоит из двух автономных областей: Воеводины и Косово и Метохии. Согласно резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, Косово и Метохия находятся под защитой Организации Объединенных Наций с 1999 года и не находятся под контролем сербских властей. После смены режима в 2000 году основные усилия правительства были направлены на нормализацию международной обстановки в стране. Все санкции были сняты, и членство в Организации Объединенных Наций и международных экономических организациях было восстановлено.
В сентябре 2002 года правительство Сербии учредило Совет европейской интеграции для подготовки к вступлению в Европейский союз. Восстановлены торгово-экономические отношения с западными странами и бывшей Союзной Республикой Югославией. В 2001-2002 годах значительная часть внешнего долга, который увеличился в период санкций из-за начисленных процентов, была списана или реструктурирована. На первой конференции доноров, состоявшейся в Брюсселе в 2001 году, было принято решение выделить стране 11,3 миллиарда долларов США. В форме безвозвратной помощи и льготных кредитов. Временный орган местного самоуправления, в котором большинство составляют албанцы, в одностороннем порядке провозгласил независимость провинции 17 февраля 2008 года и был признан 75 государствами - членами Организации Объединенных Наций. Сербия отказывается признавать суверенитет Косово и Метохии.
В своей внешнеполитической стратегии Сербия определила четыре области стратегического сотрудничества - с Европейским союзом, Россией, Соединенными Штатами и Китаем. Показателем внешнеполитической деятельности Сербии является наличие дипломатических и консульских представительств в 64 странах мира. Она является членом Организации Объединенных Наций, ОБСЕ, Европейского банка реконструкции и развития и т.д., а также участвовал в программе "Партнерство во имя мира" и многих других подобных проектах.
Основным направлением внешней политики Республики Сербия является продолжение процесса интеграции в Европейский союз и решение вопросов, связанных с односторонним провозглашением независимости Косово.
Объект исследования – внешняя политика Республики Сербия.
Предмет исследования – европейский вектор внешней политики Сербии на современном этапе в условиях трансформации международной системы, концептуальные основы сербской внешней политики, специфика взаимоoтношений Сербии с соседними странами, состояние и перспективы сербско-российского сотрудничества.
Цель исследования – изучение эволюции внешней политики Сербии на современном этапе.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
– изучить периодизацию и направления внешней политики и политики безопасности Сербии,
– рассмотреть отношения Сербии с ЕС и НАТО,
– определить участие Сербии в ООН, ОБСЕ и Совете Европы,
– рассмотреть двусторонние отношения с Россией, Китаем, США, Турцией,
– изучить сербо-русские отношения в контексте ЕАЭС,
– определить двусторонние отношения Сербии с югославами.
Методология работы. В работе применяются общенаучные и специально-исторические методы: анализ предпосылок для настоящего сотрудничества Сербии с Россией и препятствующих вступлению государства в НАТО и синтез основных этапов подготовки Сербии к вступлению в европейские сообщества, компаративный метод в сравнении роли участия Сербии в европейских организациях. Методологической основой работы также послужил метод обобщения. Его применение позволило в целом дать характеристику основным сферам взаимодействия Сербии и России.
Курсовая работа сосотоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.СЕРБИЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
1.1. Периодизация и направления внешней политики и политики безопасности Сербии
Младен Младенов выделил шесть этапов внешней политики Сербии: 1981– 1987, 1987–1994, 1995–2000, 2000–2003, 2003–2012 и годы после 2012 года.
С 2000 года Сербия находится на этапе государственных, экономических, политических и социальных преобразований. Для этой публикации автор принимает четыре этапа. Первый этап – это 1987/1989 – 2000 годы, второй – 2000–2003 годы, третий – с 2004 по 2012 год и последний период – с 2012 года по настоящее время. Ирина Зарин и Драган Джуканович указывают, что 2000-2010 годы представляют собой новое десятилетие и момент вызовов для внешней политики.8. Анализ явлений, происходящих во внешней политике и безопасности Сербии, и их влияние на двусторонние региональные и многосторонние отношения требуют обращения к более ранним событиям, особенно 80-х и 90-х годов.
В период Социалистической Федеративной Республики Югославии, в состав которой входила Сербия, 80-е годы характеризуются значительным ростом национализма среди народов, проживающих в Югославии. В 80-е годы Сербия, по определению М. Младенова, получила звание "изгоя"среди югославских республик. В этот период Сербия потеряла свою репутацию, занимаясь распространением идеи Великой Сербии и «защитой» сербского элемента, проживающего в других республиках. Кроме того, албанское национальное движение (протесты албанцев в 1981 г.), а также рост сербского национализма способствовали конфликту и распаду Югославии.
Первый этап, 1987-2000 годы, был периодом прихода к власти и «царствования» Слободана Милошевича на волне сербского национализма. Более подробную разбивку можно провести по годам 1987–1992, 1992–1995, 1995–2000 гг. 1987 год является символической датой, так как С. Милошевич выступил с речью перед сербским народом на Косовом Поле, в которой подчеркнул, что «вас больше никто не будет бить».
В 1992 г. была образована третья Югославия – Союзная Республика Югославия (далее СРЮ), в состав которой вошли Сербия и Черногория. В 1992-1995 годах Сербия была вовлечена в конфликт в Хорватии и Боснии, а также в Герцеговине. Однако в Косово происходила постепенная эскалация конфликта между албанским и сербским населением. 1995 - 2000 годы во внешней политике и безопасности Сербии были сосредоточены на сохранении господства над Косово. В 1998 году произошло обострение конфликта, и Сербия отказалась вывести свои войска, что привело к международному вмешательству.
Второй этап, 2000 - 2003 годы, был своего рода прорывом в демократизации и открытости Сербии по отношению к Западной Европе, и особенно акцентированием проевропейской позиции и поворотом в сторону Организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничество в Европе (ОБСЕ) и Европейский совет (далее ЕС). В этот период в дискурсе внешней политики доминировала позиция президента СРЮ Воислава Коштуницы и премьер-министр Зоран Джинджича.
Первый был противником сотрудничества ЕС с Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) с целью остановить Косово в составе Сербии, а также сотрудничества с Россией. В свою очередь, второй политик выступал за курс на ЕС, а также за глубокую трансформацию политической, социальной и политической системы. Убийство З. Джинчича привело к изменению целей внешней политики и ее реформ, но не остановило их. Период 2000-2003 годов также знаменует собой существование Федерации Сербии и Черногории.
В 2004-2012 годах на президентских выборах дважды (2004 и 2008) побеждал Борис Тадич, скромный проевропейский политик, также скептически относившийся к независимости Косово. Во время первого президентства премьер-министром был В. Коштуница из Демократической партии Сербии (ДПС), который не доверял ЕС, не желал мириться с военными преступлениями, совершенными сербами, и выступал против отделения Косово от Сербии.
Этот период характеризуется углублением сотрудничества с ЕС, нормализацией отношений с Косово, сотрудничеством с МТБЮ, примирением с соседями (особенно с Хорватией), а также получением Черногорией и Косово статуса независимых государств. После 2008 года внешняя политика и безопасность Республики Сербии были сосредоточены на четырех столпах сотрудничества с Россией, ЕС. Кроме того к партнерству с крупными игроками в международной политике, другие установленные цели: поддержание хороших отношений со странами региона Юго-Восточной Европы, включая постюгославские страны, сотрудничество с Турцией и НАТО и защита сербской диаспоры.
Правительство Сербии также указывает на стремление проводить политику нейтралитета и поддерживать хорошие отношения со всеми основными игроками: ЕС, США, НАТО и Россией.
Согласно резолюции, принятой Национальным собранием в 2007 г.о защите суверенитета, территориальной целостности и внутреннего порядка Республики Сербия, Сербия остается нейтральной в военном отношении страной - однако термин четко не объяснен. Политика нейтралитета напоминает политику третьего пути, проводимую Иосипом Броз Тито в Социалистической Федеративной Республике Югославии (далее СФРЮ). В 2011 году Белград стал принимающей страной обновленного Движения неприсоединения. Таким образом, можно смело сказать, что Сербия видит себя наследницей Югославии и стремится быть сильной страной в регионе Юго-Восточной Европы.
Елена Милич указывает, что «Сербия не имеет ни последовательной внешней политики, ни своей стратегии». К документам, относящимся к внешней политике, относятся:Стратегия национальной безопасности Республики Сербия, Стратегический обзор обороны и Стратегия обороны, действующий с 2009 г., за которым следует Закон О защите суверенитета, территориальной целостности и внутреннего порядка Республики Сербияс 2007 и того же года,Стратегия национальной безопасности Сербии относительно вступления Сербии и Черногории в ЕСтакже как иКонституция Сербии 2006 г., что указывало на территориальную целостность Косово и Метохии. Для сравнения, у соседних стран есть следующие стратегические документы: БиГ приняла Общие направления и приоритеты реализации внешней политики Боснии и Герцеговины в 2003 году Хорватия приняла Детерминанты внешней политикив 2000 г., Македония в 2009 г. приняла Документ о целях и приоритетаха в 2008 году, Косово приняло внутренний документ – Программа и основные цели Министерства иностранных дел Республики Косово.
Несмотря на принятие Стратегия национальной безопасности Республики Сербия, Стратегический обзор обороныиСтратегия обороны, действующих с 2009 года, в документы не вносились изменения. До сих пор Доктрина обороны Республики Сербияне был принят. Как указывает Майя Биелош, Сербия отстает от западнобалканских стран, поскольку стратегические документы были приняты в период с 2002 по 2006 год.
Несколько слов необходимо сказать о Стратегии национальной безопасности Республики Сербии (далее: СНБ), которая является наиболее важным документом, так как определяет политику безопасности Сербии и говорит о защите ее национальных интересов.
Целью SBN является защита суверенитета и территориальной целостности страны, экономического развития, социальной стабильности, развития демократии и верховенства права, уважения прав человека и национальных меньшинств, сохранение европейской ориентации внешней политики и улучшение сотрудничество с ключевыми игроками международных отношений и странами региона.
Кроме того, для Республики Сербии важно создать мирную, стабильную и безопасную международную обстановку, поддерживать и укреплять связи сербской диаспоры вдали от родины, продвигать культурное, экономическое и другие формы сотрудничества и поддержки. для сохранения национальной и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архив печати о Сербии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.serbskij.narod.ru/list-con.htm
2. Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией от 24.05.2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/1461
3. Договор о научно-образовательном сотрудничестве между Университетом в г. Белграде и НИУ "БелГУ" от 25.10.2013 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bsu.edu.ru/bsu/resource/officialdocs/sections.php?ID=168#sect 3
4. Договорно-правовая база российско-сербских отношений. Посольство РФ в республике Сербии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ambasadarusije.rs/ru/strana/dogovorno-pravovaja-bazarossiisko-serbskih-otnosenii
5. Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и молодежной политики между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии на 2012-2015 годы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499014874
6. Резолюции Совета Безопасности ООН 1992 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/1992.shtml
7. Резолюции Совета Безопасности ООН 1998 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/1998.shtml
8. Соглашение о сотрудничестве между НИУ "БелГУ" и Университетом г. Ниш от 25.10.2013 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bsu.edu.ru/bsu/resource/officialdocs/sections.php?ID=168#sect 3
9. Арляпова Е. А. Сербия и ЕАЭС: партнерство на расстоянии //ЕВРАЗИЯ INFO. - 2015. №3.
10. Гринберг Ф.Б. Сербско-российские отношения: история трансформации и перспективы сотрудничества на современном этапе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. №5. С. 30-32.
11. Гришина Р.П. Балканы в европейских политических процессах XIXXXI веков. – М.: Институт Славяноведения РАН, - 2014. - 634 с.
12. Кандель П.Е. Сербия между Косово, ЕС и Россией // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. № 1. — С. 52-60.
13. Кандель П.Е. Косовская драма: последний акт?. – М. : Русский сувенир, - 2013. – 84 с. с 27
14. Кузнечевский В.Д. Сербия и НАТО глазами сербской политической оппозиции //Власть. - 2012. №6
15. Младенов М. ,Синдром Орфея? Внешняя политика Сербии после распада Югославииж:Внешняя политика постюгославских государств. Из Югославии в Европу, изд. С. Кейл, Б. Шталь, Palgrave Macmillan 2014, стр. 147-166
16. Никифоров К.В. Сербия на Балканах. ХХ век. - М.: Индрик, 2012. - 176 с.
17. Никифоров К.В. Из истории Сербии и русско-сербских связей. 1812– 1912–2012. - М.: Институт славяноведения РАН, - 2014. - 512 с
18. Пономарева Е.Г. Государственность как ускользающая реальность: политическое развитие современной Сербии / Е.Г. Пономарева // Сербские научные исследования 2011: Сб. науч. ст. – М.: Экон-информ, 2012. – С. 5– 14.
19. Рамет И.П.,Сербия и Черногория С 1989 г.ж:Политика Центральной и Юго-Восточной Европы с 1989 г., изд. С. П. Рамет, Кембридж, 2010 г., стр. 297
20. Циомер. Э., Цибликевич Л.В. Zarys współczesnych stosunków międzynarodowych, Варшава – Краков 2000, стр.106
21. Чапутович Ю. Bezpieczeństwo międzynarodowe. Współczesne koncepcje, Варшава, 2012 г., стр. 23