Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы применения ИКТ в начальной школе 4
1.1. Понятия технология и ИКТ 4
1.2. Роль и место ИКТ в образовательном процессе начальной школы 7
1.3. Особенности применения ИКТ в начальной школе 10
Выводы по 1 главе 13
Глава 2. Практические аспекты реализации ИКТ в процессе обучения младших школьников 14
2.1. Организация и методики проведения 14
2.2. Анализ полученных результатов 16
2.3. Методические рекомендации по применению ИКТ в начальной школе 22
Выводы по 2 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе акцентируем внимание на изучении ИКТ в начальной школе. Под ИКТ понимается информационно коммуникативные технологии Современный этап развития ИКТ характеризуется особенно сильным влиянием технологий на все процессы, протекающие в современном обществе. Обеспечивая мгновенное распространение информации, они образуют глобальное информационное пространство. ИКТ активно проникает в сферы человеческой деятельности, оптимизируя функционирование науки, образования, культуры, политики, бытовой отрасли, а также сферы экономической и национальной безопасности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, ИКТ используются в самом начале образования школьника в следующих форматах:
- овладение клавиатурным набором текста наряду с традиционным письмом;
- проведение опытов в изучении окружающего мира с помощью цифровых гаджетов при изучении материалов учебника;
- изучение современных видов искусства, таких как, например, фотография, вместе с классическими;
- активное использование интернета в преподавании остальных предметов.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что владение ИКТ позволяет младшему школьнику быть готовому к овладению современными компьютерными технологиями и уметь актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Цель работы – изучение применения ИКТ в начальной школе.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия технология и ИКТ;
2) Определить роль и место ИКТ в образовательном процессе начальной школы;
3) Выявить особенности применения ИКТ в начальной школе;
4) Провести исследование и проанализировать его результаты.
Объект исследования - информационно коммуникативные технологии.
Предмет исследования - применение ИКТ в начальной школе.
Исследование проводилось на базе МКОУ Чуйский лицей в 4-ых классах.
Гипотеза исследования:
1) ИКТ являются значимыми факторами учебной мотивации у младших школьников;
2) существует разница в восприятии учебного материала при использовании ИКТ и без ИКТ, что сказывается на результатах его усвоения.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация;
- эмпирические: опрос, эксперимент.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава исследования посвящена теоретическим основам применения ИКТ в начальной школе. Во второй главе работы рассматриваются практические аспекты реализации ИКТ в процессе обучения младших школьников.
Источниковую базу исследования составили
- научно-методические пособия, где рассматривается использование компьютерных технологий в обучении (Д.Ш.Матрос, М. Ю. Бухаркина, А.А.Кузнецов, В.М.Монахов, О.К.Тихомиров, А.П.Ершов, С.А.Христочевский и др.);
- материалы международных конференций (С.А. Алешина, В.И. Нефедова, О.А.Ивашова);
- исследования о влиянии ИКТ на повышение эффективности процесса обучения Ю.К.Бабанского, Е.А.Барахсановой, Т.В.Габай, А. М. Короткова.
Методологические аспекты развития образования в эпоху новых информационных технологий рассматриваются в работах Т.А. Владимировой, Т. П. Ворониной, Т. С. Георгиевой, О. П. Молчановой, Т. В. Сергеевой и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Муранов А. А. Организационно-педагогические условия информатизации образования в начальной школе. М.: Изд-во Ин-та общ. образования, 2011. 74 с.
2. Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития / Б.П. Бархаев // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 98-103.
3. Берг А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. М.: Знание, 2007. С.26.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.// Издательство: Педагогика - 1989.
5. Булин-Соколова Е. И. Программа развития информационной среды общеобразовательных учреждений. М.: ИНТ, ЦИТУО, 2011. 35 с.
6. Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя (ч. 1, 2, 3, 4). М.: Баллас ЛТД, 2007. 455 с.
7. Информатизация общего начального образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
8. Информационно-коммуникационные технологии в практике управления школой: материалы региональной научно-практической конференции (г. Оренбург, 20 марта, 2009 год). В 2-х частях. Ч. II / под. общ. ред. С.А. Алешиной, В.И. Нефедовой. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009. – 54 с
9. «ИТО-РОИ-2007» — Ивашова О. А.//сборник трудов/ статья «Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников». mhtml:fiie//F:Публикации
10. Кобзева Н. А. К вопросу о педагогических технологиях / Н. А. Кобзева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3199/ (дата обращения: 13.04.2022).
11. Комиссарова Т.С., Миллер А.Л. Причины недостаточной ИКТ-компетентности учителей и пути ее повышения // Инновационная наука. 2015. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-nedostatochnoy-ikt-kompetentnosti-uchiteley-i-puti-ee-povysheniya (дата обращения: 13.04.2022).
12. Лихачев Б.Т. JI65 Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с.
13. Молчанова Г.В. Анализ условий эффективного использования видеолекций в учебном процессе СГУ / Г.В. Молчанов, И.А. Крутий. // Образование. – 2000. – № 1. – С. 19-24.
14. Монахов В. М. Методологические основы теории // 2006 г. - Педагогический журнал Казахстана «Коллеги»
15. Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе / О. В. Мироненко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 664-668. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20666/ (дата обращения: 13.04.2022).
16. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. — М.: Академия, 2001.
17. Ситникова Н. А. Использования ИКТ в общеобразовательной школе // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovaniya-ikt-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 13.04.2022).
18. Технические средства обучения и их применение в учебном процессе. – М., 1971. – 160 с.
19. Фирсова Е. В. К вопросу об актуальных проблемах электронной педагогики / Е. В. Фирсова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 251-258. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1321/ (дата обращения: 13.04.2022).
20. Христочевский С. А. Информатизация образования//Информатика и образование. — 1994, — № 1.
21. Шарапов В.Н. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников // Наука и школа. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-protsesse-obucheniya-mladshih-shkolnikov-1 (дата обращения: 13.04.2022).