Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития общества потребность в самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию приобретает особую актуальность. Именно творчески развитая личность, с креативным мышлением, способна успешно адаптироваться и функционировать в современном информационном мире. Залогом успешности данного процесса служит творческое развитие ребенка в младшем школьном возрасте.
Актуальность темы данного исследования подтверждается целями государственной политики в интересах детей. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. В частности в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в п. 1, ст. 4 сказано «Целями государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и творческому развитию детей».
Младший школьный возраст является сензитивным в развитии творческого воображения. Младшие школьники впечатлительны, отзывчивы, восприимчивы к новому, любят мечтать и фантазировать, разгадывать загадки. Передача знаний и вовлечение детей в различные виды деятельности способствуют расширению и обогащению детского опыта. Все это является важнейшими предпосылками развития творческого воображения ребенка и начала его творческой деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречие позволили определить тему исследования: «.Особенности воображения детей младшего школьного возраста и его развития»
Объект исследования – воображение как высшая психическая функция.
Предмет исследования – развитие воображения детей младшего школьного возраста.
Цель работы – изучение развития воображения детей младшего школьного возраста.
Задачи
1. Рассмотреть воображение детей младшего школьного возраста, как психолого педагогическую проблему
2. Изучить психолого - педагогические особенности младших школьников
3. Провести исследование особенностей развития воображения младших школьников.
Методы исследования: теоретические методы, эмпирические методы, методы обработки данных.
Теоретическая и практическая значимость: работа помогает рассмотреть проблему развития воображения детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности и обучения, рассмотрена система творческих заданий, игр и упражнений для развития творческого воображения, материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в массовой практике работы школы.
Глава 1 Теоретические основы особенностей воображения младших школьников
1.1 Воображение – виды, формы, функции
Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
Различают следующие основные виды и формы воображения:
1.Активное
2. Пассивное
3. Продуктивное
4.Репродуктивное
5.Реалистическое
6.Творческое
Активным - называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека.
Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.
В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.
Задачи активного воображения:
1.Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.
2.Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.
3.Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.
В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:
• продуктивное (творческое);
• репродуктивное (воссоздающее);
• мечта.
Продуктивным - называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии).
Данный тип отвечает за формирование представлений, не имеющий прообразов в реальном мире. В сознании человека формируется модель определенной ситуации, явления или объекта на основе жизненного опыта и знаний. Трудность заключается в объединении имеющихся элементов в единое целое, благодаря чему создается уникальность итогового образа.
Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности.
Репродуктивное - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового.
В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.
Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.
Мечта
Является особой формой активного воображения, которая заключается в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта направлена в будущее и выступает как причина, мотив той или иной деятельности человека.
Пассивное -это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека
Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей младшего возраста. Наиболее ярко — в сновидениях, в полусонном состоянии, когда представления возникают, сменяются, соединяются самопроизвольно. Однако пассивное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.
Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:
• преднамеренном (грезы);
• непреднамеренном.
Преднамеренное воображение (грезы)
Когда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие - фантазии называются грезами.
Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как неосуществимые, нереальные. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания. При этом контроль проявляется в отборе образов, которые вызвали бы у человека определенное эмоциональное состояние.
Непреднамеренное воображение
Проявляется при особых состояниях личности или организма, когда человек не управляет процессом создания образов. Разновидностями являются сновидения и галлюцинации.
Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие 6олезненные состояния.
К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Антилогова, Л. Н. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников / Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – №2 (24). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-samootsenki-v-razvitiitvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.02.2022).
2. Апшева, С. Ю. Влияние факторов семейного воспитания на развитие творческого воображения младших школьников / С. Ю. Апшева, Ф. В. Малухова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – Режим доступа: http://science–education.ru/ru/article/view?id=19619 (дата обращения: 29.12.2021).
3. Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Баллон. – Москва: «Просвещение», 2014. – 300 с.
4. Белкина, В. Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / В. Н. Белкина, М. А. Сивкова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №2. – С. 68 95-98. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitievoobrazheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti1 (дата обращения: 08.03.2020)
5.Вальтер, Д. В. Изучение актуального уровня развития воображения младших школьников [Текст] / Д. В. Вальтер, С. А. Коваль // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-9. – С. 40-47.
6. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст]. – Москва: Академия, 2015. – 125 с.
7.Гаврилова, Н. Г. Развитие воображения и его роль в становлении личности младшего школьника [Текст] / Н. Г. Гаврилова, О. В. Моторова / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашская Республика Чувашия. – 2017. – С. 44-49.
8.Долгова, В. И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. – №11 (117). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-voobrazheniya-u-doshkolnikovprogramma-rezultaty-rekomendatsii (дата обращения: 20.03.2022).
9. Иванова, Т. В. Развитие воображения младших школьников [Текст] – Курск: Региональный открытый социальный ин-т, 2015. – 84 с.
10. Ильенков, Э. В. К проблеме воображения [Текст] // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 34-38.
11. Курилова, А. С. Сущность понятия «творческое воображение» у детей младшего школьного возраста [Текст] // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 5 (13). – С. 193-197.
12. Муравенкова, М. Ю. Постановка гимнастической цели по принципам целеполагания // Молодой ученый. – 2019. – № 2 (240). – С. 360- 361. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/240/55442/ (дата обращения: 21.03.2022).
13. Мурзина, Н. П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" [Текст] / 74 Н. П. Мурзина, Е. В. Чердынцева, М. В. Мякишева, Е. Г. Ожогова, Е. В. Намсинк, И. Н. Рассказова, Е. В. Чухина, О. В. Якубенко. Под общей редакцией Н. П. Мурзиной. – Омск : изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
14. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии [Текст]. – СанктПетербург: Питер, 2017. – 368 с.
15. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]. – СанктПетербург: Питер, 2015. – 304 с.
16. Терехова, Г. В. Развитие изобретательских способностей младших школьников в системе дополнительного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – №7. – С. 87-91. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30450987 (дата обращения: 28.02.2022)
17. Токарь, О. В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях [Текст]: учебное пособие. – Москва: Флинта, 2014. – 64 с.
18. Уянаева, Э. А. Исследование уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста / Э. А. Уянаева, М. Т. Ногерова // Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, г. Нальчик. – 2015. – № 44. – С. 69-73. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23592881 (дата обращения: 27.01.2022)
19. Холодная, М. А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность [Текст] / Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. – Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. – С. 149-163