Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Согласно статистике, большая доля обращений абонентов за психологической помощью на детский телефон доверия связана с переживаниями детей о разводе родителей. Считается, что семья - это самое важное, что есть у ребенка. С первых дней после рождения ребенок начинает испытывать привязанность, учится любить, чувствовать и доверять. На примере родителей он приобретает навык вы-страивать последующие отношения. По этой причине разрушение семьи не может не сказаться на психологическом состоянии подростка и его после-дующей жизнедеятельности. Если взять за основу оценку самих детей, то среди жизненных событий, приводящих к стрессу, развод родителей нахо-дится на четвертом месте (после смерти родителей, братьев и сестер, близ-ких друзей).
Дети очень остро переживают развод своих родителей. Многие дети часто винят себя в произошедших событиях. Они, как правило, боятся, что родитель, ушедший из семьи, разлюбит их. Некоторые дети начинают ча-ще болеть, для них становятся характерными раздражительность, плакси-вость, обидчивость.
В тоже время рассмотрение развода и семейных преобразований по-сле него как тяжелых травмирующих событий, в значительной степени от-ражает социальные установки, характерные для традиционных и ориенти-рованных на ребенка моделей семьи. В массовом сознании, а иногда и в профессиональной среде до сих пор распространены стереотипы, что для полноценного развития ребенку непременно нужно жить с обоими родите-лями, неполная семья неблагополучна и относится к группе риска и т.д.
Следует понимать, что стереотипы выполняют адаптивную функцию, помогают ориентироваться в жизненной ситуации, но в то же время они обладают большой инерцией и продолжают свое действие далеко за пре-делами обстоятельств, в которых они были рациональными и прагматич-ными.
Реалии современной жизни не приводят женщину к ситуации "выжи-вания" после развода, а ребенка - к ситуации потери контакта с одним из родителей. Область профессиональной терминологии социальных наук включает понятие серийной моногамии как нормы современной семьи. Та-кая структурная организация семьи, как бинуклеарная, становится все бо-лее распространенной. Развод в этой ситуации становится все более рас-пространенным, он переосмысливается не как личная драма, неудача, ко-торой нужно избегать, а как механизм разделения, который необходимо должным образом испытать [22; 23; 27; 33].
Обобщая результаты исследований последних лет, можно сделать выводы, что сам факт жизни ребенка в неполной семье не является факто-ром риска для его развития и благополучия, в отличие от хронической су-пружеской дисфункции или хронического родительского конфликта. По-сле развода каждый из родителей может успешно заботиться о ребенке; отцы так же способны эффективно воспитывать детей, как и матери, эмо-циональное развитие и психологическое благополучие подростка опреде-ляются целостным интегрированным опытом, а не отдельными событиями (например, развод родителей). В виду пересмотра отношения к структуре и циклу семьи актуальным является исследование особенности отношения детей к разводу, особенностей их когнитивной сферы.
Цель исследования – выявить особенности когнитивной сферы у де-тей, переживших развод.
Объект исследования – когнитивная сфера у детей.
Предмет исследования – когнитивная сфера у детей, переживших развод.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие когнитивной сферы.
2. Рассмотреть развод как социально - психологическую проблему.
3. Проанализировать влияние развода родителей на психику детей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы.
1. Характеристика когнитивной сферы
Когнитивная сфера включает в себя такие процессы как ощущения, восприятие, память, внимание, воображение и мышление.
Ощущение - это отражение отдельных свойств (признаков) предме-тов или субъективное переживание воздействий на органы чувств отдель-ных стимулов. Ощущения выполняют сразу две функции: они являются языком, на котором описывается окружающая среда (характеристики объ-ектов), и отражением отдельных свойств (признаков) объектов (цвета, тем-пературы, гладкости-шероховатости и пр.) [6].
Органы чувств как первичные инструменты порождения ощущений имеют свои особенности и характеристики работы, которые в итоге сказы-ваются (вносят свои ограничения и искажения) на ощущениях. Речь идет, прежде всего, о разрешающей способности органов чувств – диапазоне интенсивности воздействия раздражителей на рецепторы, порождающем ощущения (пороговый диапазон чувствительности). Эти границы носят название верхнего и нижнего порогов чувствительности. Нижним абсо-лютным порогом чувствительности называется та минимальная интенсив-ность раздражителя, при которой впервые возникает ответная реакция на стимул. Верхний абсолютный порог есть максимальная интенсивность раздражителя, после которой вместо ощущений своей модальности субъ-ект почти всегда испытывает болевое ощущение в органах чувств [15].
Восприятие трактуется как психический познавательный процесс от-ражения предметов и явлений действительности в совокупности их раз-личных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражае-мого [21].
Ощущение и восприятие являются чувственным отображением объ-ективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств. Но восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущением же называется простейший психический про-цесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний ор-ганизма. В основе восприятия лежат ощущения и без ощущений невоз-можно восприятие, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Физио-логической основой восприятия является комплексная деятельность систе-мы анализаторов [30].
Основными свойствами восприятия являются: предметность, целост-ность, константность, апперцепция, избирательность.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необхо-димости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются па-мятью. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведения прошлого опы-та, делающая возможным его повторное использование или возвращение в сферу сознания. Память – основа психической деятельности. Без нее не-возможно понять процесс формирования поведения, мышления, сознания, подсознания [10].
Память имеет свои характеристики: объем, быстроту, точность, го-товность и длительность, которые в совокупности проявления своих осо-бенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека - в частности.
В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):
1. Объект запоминания. В зависимости от того, что именно воспри-нимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памя-ти: наглядно-образная; словесно-логическая; двигательная и эмоциональ-ная.
2. Степень волевой регуляции памяти: произвольная память (которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс требует уси-лий от человека) и непроизвольная (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).
3. Длительность сохранения информации в памяти: кратковременная и долговременная.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2014. – 244с.
2. Аристова М.Н. Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на развод родителей // Молодой ученый. – 2018. – №20. – С. 54-58.
3. Ахтамьянова И.И., Ситдикова Л.Р. Взаимосвязь когнитивных стилей и типов мышления у школьников, // Вестник Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы. – 2017. – № 3 (43). – С. 36–43.
4. Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обобщенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. – Харьков, 2003. – С. 20-30.
5. Голод С.И. Семья и брак: историко – социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2011. – 271с.
6. Иванников В.А. Познавательная сфера личности: Курс лекций. 2-е изд. – АСОУ, 2011. – 88 с.
7. Иванченко В.А. Эмоциональное состояние и личностные свойства детей из неполных семей в переходные периоды обучения // Наука и просвещение: материалы III Международной научно-практической конференции/ под ред. В.А. Иванова. – Киев: Изд-во «Простобук», 2011. – С. 287-292.
8. Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления. Из научного наследия. – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 864 c.
9. Китова Я.В. Влияние разводов родителей на формирование личности детей. В книге: Тезисы докладов ХLIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. Материалы конференции. Редколлегия: Г.Д. Алексанянц, А.И. Погребной, Л.И. Просоедова. – 2017. – С. 142-144.
10. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М.: Наука, 2001. – 276с.
11. Лобанов А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей. – Минск: Агентство Владимира Гревцова, 2008. – 96 с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 592с.
13. Матейчек З. Родители и дети. Книга для учителя – М.: Эксмо, 2011. – 320с.
14. Млодик И.Ю. Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей. – М.:Суфлер, 2013. – 79 с.
15. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480.
16. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2012. – 360 с.
17. Осохеева Б.Р. К вопросу об изменении социально-экономического статуса современной молодой семьи. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. – С. 280-284.
18. Островский Э.В. Основы психологии. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 271с.
19. Петрова И.М. Влияние развода родителей на психическое состояние детей // Смоленский медицинский альманах. – 2015. – №3. – С. 62-64.
20. Пономарева И. М. Работа психолога в кризисных службах: учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2014. – 197 с.
21. Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 194 с.
22. Родман С. Как говорить с детьми о разводе. Строим здоровые отношения в изменившейся семье. – М.: Эксмо, 2020 – 256 с.
23. Рождественская Н.А. Анализ особенностей общения подростков из полных и неполных семей // VI Международная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи : сборник тезисов / под ред. О. А. Карабановой, Е. И. Захаровой, С. М. Чурбановой, Н. Н. Васягина. – Звенигород: 2015. – С. 782 – 790.
24. Семья в центре социально-демографической политики? // Независимый институт социальной политики. – М., 2009. – № 1. – С. 192 – 196.
25. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 158 с.
26. Собкин В.С., Мурсалиева Г.Ш. Не живи за меня, мама! // Новая газета. – 2013. – №57. – С. 18.
27. Строкова С.С. Структурно-функциональные характеристики семьи и особенности семейной идентичности у подростков // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Том 24. № 2. – С. 29–46.
28. Ткаченко Т.В. Психологическая поддержка супругов в ситуации развода. – Екатеринбург: УрГПУ, 2016. – 119 с.
29. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума, 2-е изд. – М: Юрайт, 2018. – 307 с.
30. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003. – 928 с.
31. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. – М.: СПб.: Питер, 2014. – 800 c.
32. Юнгман И.В. Развод как социально-психологическое явление, его влияние на ребенка. В сборнике: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов LVI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 224-228.
33. Якимова Т.В. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 345 с.