Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Сегодня разрабатываются и внедряются различные варианты помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ), совершенствуется диагностическая и лечебно-коррекционная база, открываются дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, группы кратковременного пребывания, в которых дети с ОВЗ могут получить квалифицированную помощь. К сожалению, в подавляющем большинстве эта помощь оказывается детям, начиная с 3-летнего возраста. Таким образом, дети раннего возраста в большинстве случаев оказываются за рамками специального образования.
Говоря о раннем возрасте, мы имеем в виду возраст от 0 до 3-х лет. Этот период является наиболее ответственным в жизни ребенка, поскольку именно в это время у него развиваются ориентировочно-познавательная деятельность, моторные функции, речь. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, чувствительность к стимуляции речевого и психического развития, способность к компенсации нарушенных функций делает ранний возраст периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития, определяет большие потенциальные возможности коррекционной помощи. В связи с этим одной из главных задач современного этапа развития отечественной специальной педагогики и психологии является создание единой государственной системы ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.
В настоящее время система образования ещё плохо и слабо приспособлена к нуждам детей с ОВЗ, общество не готово принять детей с ОВЗ как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги и, к сожалению, даже родители.
Существование всех вышеперечисленных проблем, демографическая и социально-экономическая ситуации подтверждают, что практичность и надобность выполнения работы, связана с организацией и с улучшением положения детей с ОВЗ, усовершенствования их качества жизни. На сегодняшний день, дошкольные и школьные учреждения готовы подготовить и разобрать комплекс мероприятий, которые будут способствовать успешной социализации детей в обществе, объединения их с учётом развития каждого ребёнка. На протяжении долгого времени одной из проблем обучения и развития детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психо-коррекционной помощи им на первоначальной стадии школьного образования.
Несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. Особенно сильно тормозится освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания — сенсорной, моторной и речевой. В этот период необходимо оказание младшим школьникам комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и интеграции в общество.
Объект: дети первого года жизни с нарушениями.
Предмет: Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: изучить психолого-педагогические условия развития детей первого года жизни с нарушениями в системе ранней помощи
Задачи:
1. Рассмотреть особенности психического развития детей с разными типами нарушений
2.Изучить особенности развития детей с нарушениями здоровья
3.Исследовать особенности организации помощи детям первого года жизни с различными нарушениями
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ
1.1 Закономерности развитие речи детей раннего возраста
Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов. [2].
Первый этап (0 – 3 мес.) - Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Второй этап (3 – 6 мес.) - К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д. Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку. [13].
При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает.
Третий этап (6 – 10 мес.) - От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом. [2].
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год) - Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
1.2 Предпосылки возникновения нарушений у детей первых лет жизни
Речевые нарушения часто встречаются среди детей младшего возраста. Чаще всего они заключаются в неправильном звукопроизношении, нарушениях лексики, грамматики и фонематических процессов. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить еще в раннем детском возрасте, могут негативно сказываться на качестве общения ребенка с окружающими, что влечет за собой негативные изменения личности в цепи развития «ребёнок - подросток - взрослый». То есть, в итоге это может привести к появлению у выросшего ребенка закомплексованности, мешают им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности [13]. Основные группы речевых нарушений:
1) фонетическое нарушение речи (ФНР) - нарушение произношения отдельных звуков; 2) фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), где наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов; 3) общее недоразвитие речи (ОНР1,2,3 и 4 уровней), при котором нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика) [2].
Причиной нарушений речи, как правило, является или внешнее воздействие на детский организм, или действие внутренних негативных факторов, или все в совокупности. Такие воздействия определяют специфику речевого расстройства. То есть, расстройство возникает только при их участии.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. -М.,2014.
2.Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ОВЗ как одно из приоритетных направлений развития современной системы образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2017. — № 6. — С. 7—12.
3. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. -Москва:Изд-во «Либроком»,2014.
4.Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Юрайт, 2019. — 179 с.
5.Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
6.Коррекция речевых нарушений у детей: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: 2016. – 171 с
7.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
8.Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2016. 234 с.
9.Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.
10. Науменко Л.Л., Морозова Е.В., Жукова Е.В., Романова З.А.Ранняя помощь семьям и детям-инвалидам и сопровождение. //Медик -социальные проблемы инвалидности. 2014.
11. Приходько О.Г., Югова О.В., Становление системы ранней помощи в России. -М.,2015.
12.Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 158 с.
13. Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2020. — 192 с.
14. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 215 с.
15. Чирков А.А., Шатохина Т.В. Создание государственной системы ранней помощи как перспектива развития специального образования. Стандартизация российского образования. -М. 2013
16. Югова О.В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогичекого сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи: Дисс.канд.пед.н ук.-М.,2012.