Фрагмент для ознакомления
2
Транспорт играет огромную роль в жизнедеятельности страны. Он не создает новых материальных ценностей, а его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному движению грузов или людей. Транспорт является связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. Одним из способов передвижения по территориям государств, как граждан, так и грузов выступает перевозчик на основе договора перевозки. Правовое регулирование данных договорных правоотношений занимает важное место в системе обязательств Российской Федерации.
Актуальность темы исследования определяется тем, что главной задачей Российской Федерации на современном этапе развития государства в условиях экономических санкций со стороны международного сообщества является защита интересов нашей страны, дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, а также защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Гражданский оборот – это важный элемент общества, совокупность сделок, заключаемых субъектами гражданского права, по переходу материальных ценностей от одного лица к другому. Чтобы его действенность была эффективной, необходим такой вспомогательный элемент как институт договора перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Правовой институт договора перевозки прошел достаточно долгий путь в своем развитии. И на каждом этапе он реформировался, совершенствовался, пока не пришел к современному виду транспортного законодательства, отражающему в себе особенности различных видов транспорта. Однако на современном этапе гражданское законодательство, регулирующее договор перевозки имеет ряд пробелов, субъектам перевозок и суду приходится сталкиваться с рядом проблем законодательного характера в этой сфере, что в свою очередь затрудняет процесс правосудия.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере перевозок грузов, пассажиров и багажа. Предметом исследования является современное законодательство о договоре перевозки.
Цель данной курсовой работы – изучить договор перевозки: общие положения в современном российском праве и проанализировать существующие по данному вопросу проблемы в российской юридической науке и практике.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
– исследовать историю возникновения и развития договора перевозки;
– рассмотреть теоретические аспекты регулирования института перевозки;
– исследовать правовые проблемы регулирования ответственности перевозчика по договору перевозки.
Методами исследования, применяемыми в данной курсовой работе, являются следующие: диалектический метод познания; общенаучные: исторический, системно-структурный, функциональный методы исследования; специально-юридические: формально-логический, технико-юридический методы исследования.
Теоретической базой явились труды исследователей Н. Н. Дерюга, А. В. Дудченко, М. С. Кочневой, Д. И. Мейер, М. Ю. Лебедевой, Г. Ф. Шершеневича и других.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ
1.1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ, ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Развитие института договора перевозки берет свое начало еще с древних времен. Именно перевозки грузов происходили для обмена товарами между соседними поселениями, а позднее – для установления торговых отношений между государствами.
Будучи категорией гражданского права, договор перевозки возник в романо-германском и англосаксонском правовых системах. В древние времена существовала острая необходимость перевозить товары или пассажиров в разные города и даже страны, использующие развитые транспортные и международные торговые маршруты. В Средние века появились первые письменные договоры перевозки, в которых указывалось вознаграждение перевозчику за оказание услуг. В связи с увеличением числа типов транспортных средств были сформированы новые критерии классификации транспортных видов деятельности, и требования к этой услуге претерпели значительные изменения. Однако древние и новые транспортные средства сохранили такие общие черты, как время доставки, безопасность товаров или пассажиров и обязательная платная основа для предоставления вышеуказанных услуг.
В дореволюционном российском праве перевозку приравнивали к договору подряда, такой позиции придерживались и цивилисты того периода, в частности Д. И. Мейер в определение договора подряда включал «перевозку тяжести», Г. Ф. Шершеневич указывал: «Договор перевозки вообще есть сложное отношение. Здесь есть личный наем – насколько перемещение требует личных сил или услуг перевозчика; имущественный наем – насколько перемещение соединяется с пользованием чужими вещами, например, вагонами; поклажа – насколько железнодорожный перевозчик обязывается к сохранению вверенного ему груза; поручение – насколько этот перевозчик выполняет возложенные на него отправителем задачи, например, взыскивает наложенный платеж».
В царской России законодательство уделяет большое внимание морской и железнодорожной перевозке. Общие положения, а также права и обязанности сторон по договору перевозки регулировались Общим уставом российских железных дорог 1885 года, где данным отношениям была посвящена отдельная глава, включавшая в себя 29 статей, при этом как отмечает А. В. Дудченко, детального регулирования правовых отношений связанных с перевозкой грузов и пассажиров не осуществлялось.
С быстрым развитием и выходом России на мировые рынки в начале 20 века возникла необходимость в регулировании гражданско-правовых отношений. Во время создания проекта Гражданского уложения разработчики выделяли договор перевозки пассажиров и договор перевозки багажа как отдельные виды договоров перевозки, при этом отделяя договор перевозки пассажиров от договора подряда. Законодатели видели таким образом общие положения договора перевозки, но ни проект Гражданского уложения в целом, ни проект в части об обязательствах так и не стали законами.
Договор перевозки до революции 1917 года рассматривался в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, который являлся двусторонним, возмездным, реальным договором и применялся ко всем видам перевозок.
В советском государстве отношения по регулированию перевозки отошли на второй план, о чем свидетельствовало невключение договоров перевозки в Гражданский кодекс РСФСР 1922 года.
Однако жизнь не стояла на месте, общество развивалось, а вместе с ним развивались и транспортные отношения. При создании Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 года в них был закреплен раздел, посвященный договору перевозки, но, также как и в царский период, законодатели отнесли детальное координирование перевозки к сфере действия уставов и кодексов, регулирующих отдельные виды транспорта, а Основы гражданского законодательства 1961 года включали только общие положения, причем договор перевозки пассажиров и багажа стал рассматриваться в качестве отдельного вида договора перевозки, но ответственности перевозчика уделялось небольшое значение.
Прежде чем анализировать правовое регулирование перевозок, следует кратко рассмотреть источники транспортного права. Правовое регулирование сторон договорных отношений закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть вторая) , а также существуют дополнительные кодексы и законы, которые регулируют правовое положение перевозчиков.
В настоящий момент основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие из договора перевозки, выступают Гражданский кодекс Российской Федерации, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации; Воздушный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» и другие.
Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет общие положения о перевозке, которые относятся ко всем видам транспорта: автомобильному, железнодорожному, воздушному, морскому, внутреннему водному. Уставы, кодексы и иные нормативные акты, в свою очередь, более детально регулируют общие условия перевозки соответствующим видом транспорта.
Общие условия перевозки, правила ее организации, перевозки в прямом смешанном сообщении, перевозки транспортом общего пользования зафиксированы в главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации «Перевозка». В ней регламентируются вопросы провозной платы, определения ее величины, порядка возмещения расходов, понесенных в связи с введенными льготами и преимуществами по провозной плате. В этой главе Гражданского кодекса Российской Федерации также определены виды договоров, заключаемых в связи с перевозкой, в том числе договор перевозки груза, договоры, заключаемые между транспортными организациями, долгосрочный договор об организации перевозок, договор перевозки пассажира, а также определена ответственность сторон за неисполнение обязательств по организации и осуществлению перевозки. Нормы, закрепленные в главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяют свое действие на перевозки всеми видами транспорта. Законодатель пошел по проверенному пути предшественников и тоже переложил вопрос регулирование перевозок на усмотрение транспортных уставов и кодексов, которые прикреплены к соответствующим видам транспорта.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1). Документ утратил силу // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
7. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
8. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
9. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 (ред. от 01.02.1949) «О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с Гражданским кодексом Р.С.Ф.С.Р.). Документ утратил силу // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
10. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 (ред. от 30.11.2021) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
11. Приказ МПС РФ от 18.06.2003 № 37 (ред. от 14.09.2011) «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов» (Зареги1стрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 № 4762). Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 04.03.2019 № 66 // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
12. Приказ Минтранса России от 31.10.2012 № 387 (ред. от 29.06.2020) «Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 № 26103) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
13. Приказ Минтранса России от 04.03.2019 № 66 (ред. от 10.09.2021) «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2019 № 54895) // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
14. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (ред. от 14.07.2021) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции») // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
Литература
15. Амренова, Ш. Правовая природа договора перевозки пассажира и багажа / Ш. Амренова. – Текст: непосредственный // Правовая жизнь. – 2018. – № 3(23). – С. 182-206.
16. Бажина, М. А. Терминологическая неопределенность в правовом регулировании договора перевозки грузов / М. А. Бажина. – Текст: непосредственный // Транспортное право. – 2020. – № 4. – С. 24-28.
17. Беликов, В.Г. Договор перевозки груза и транспортной экспедиции: актуальные правоприменительные проблемы / В. Г. Беликов. – Текст: непосредственный // Экономика и социум. – 2017. – № 6-2. – С. 145-152.
18. Бобров, К. К. Договор перевозки груза и его соотношение с иными видами гражданско-правовых договоров / К. К. Бобров, И. Г. Ломакина. – Текст: непосредственный // Интеллектуальный потенциал Сибири: материалы 28-ой Региональной научной студенческой конференции: в 3 частях, Новосибирск, 13–22 мая 2020 года / Под. ред. Соколовой Д.О. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2020. – С. 504-506.
18. Брагинский, М. И. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. – М.: Статут, 2003. – 513 с. – Текст: непосредственный.
19. Дерюга, Н. Н. Элементы договора перевозки грузов / Н. Н. Дерюга. – Текст: непосредственный // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. – 2020. – № 3(104). – С. 100-108.
20. Дудченко, А. В. История становления договора перевозки как самостоятельного гражданско-правового договора / А. В. Дудченко. – Текст: непосредственный 2// Научный руководитель. – 2017. – № 4(22). – С. 28-34.
21. Кочнева, М. С. Актуальные вопросы в области договора перевозки груза / М. С. Кочнева. – Текст: непосредственный // Современные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы: Сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 июня 2021 года. – г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 124-128.
22. Лебедева, М. Ю. К вопросу о месте транспортных договоров в системе гражданско-правовых обязательств / М. Ю. Лебедева, И. Ю. Жабин. – Текст: непосредственный // Инновации в гражданской авиации. – 2018. – Т. 3. – № 2. – С. 5-12.
23. Макеенков, И. А. Перспективы развития института договора присоединения как способа заключения договоров / И. А. Макеенков. – Текст: непосредственный // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства, и практики его применения. – 2017. – С. 93-98.
24. Мейер, Д. И. Русское гражданское право / Д. И. Мейер. – М.: Статут, 2003. – Ч. 2. – 829 с. – Текст: непосредственный.
25. Поляновская, С. В. Общие характеристики договора на перевозку пассажиров / С. В. Поляновская. – Текст: непосредственный // Гуманитарные. естественно-научные и технические аспекты современности: Материалы XXXIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 30 июня 2021 года. – Ростов-на-Дону: ООО «Издательство ВВМ», 2021. – С. 602-604.
26. Протас, Е. В. Особенности договора перевозки пассажира / Е. В. Протас, А. А. И2ванова. – Текст: непосредственный // Вестник Юридического института МИИТ. – 2021. – № 2(34). – С. 71-80.
27. Тищенко, И. В. Особенности правового регулирования понятия «груза» как предмета договора перевозки на современном этапе / И. В. Тищенко, Ю. А. Бурлова, Г. С. Захарова. – Текст: непосредственный // Право и практика. – 2020. – № 3. – С. 133-136.
28. Умарова, А. А. Особенности ответственности по договорам перевозки грузов и пассажиров / А. А. Умарова. – Текст: непосредственный // Colloquium-journal. – 2019. – № 27-11(51). – С. 72-73.
29. Чуприянов, Н. Е. Особенности договорных отношений при перевозке / Н. Е. Чуприянов. – Текст: непосредственный // Модернизация научной инфраструктуры и цифровизация образования: Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 23 июня 2021 года. – Ростов-на-Дону: ООО «Издательство ВВМ», 2021. – С. 470-473.
30. Шершеневич, Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 года) / Г. Ф. Шершеневич. – М.: Спарк, 1994. – 335 c. – Текст: непосредственный.
31. Широкова, Я. А. Соотношение договора перевозки груза с иными видами договоров/ Я. А. Широкова. – Текст: непосредственный // Научно-практические исследования. – 2020. – № 1-1(24). – С. 137-139.
32. Хаснутдинов, А.И. Об ответственности перевозчика по договору перевозки грузов / А. И. Хаснутдинов. – Текст: непосредственный // Академический юридический журнал. – 2018. – № 4 (74). – С. 36-43.
Судебная практика
33. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
34. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2017 г. по делу № А33-2597/2017 // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.
35. Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 октября 2019 г. по делу № А73-16653/2019 // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 17.04.2022). – Текст: электронный.