Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с школьниками с речевыми отклонениями. Дети со сложной структурой дефекта - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Количество детей, имеющих речевые нарушения увеличилось и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Все эти речевые нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи очень актуальна в настоящий период. Процесс успешного развития коммуникативных способностей детей с ТМНР является частью социальной компетентности личности, от которой зависит успешность развития детей с общим недоразвитием речи, успешность их обучаемости в школе, социализация ребенка.
Таким образом, развитие коммуникативные способности детей младшего школьного возраста с ТМНР является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. Ведь именно успешное общение лежит в основе благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом развитии детей и освоении ими различных видов деятельности.
Степень разработанности проблемы. Проблеме развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с ТМНР уделяли внимание многие исследователи, такие как Н.Н. Бутусова, В.К. Воробьева, Э.А. Каверова, А.И. Коваленко, М.М. Панасенкова, Л.Ф. Спирова, И.К. Колпоковская, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова, Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова, Р.Г. Филичева, Е.В. Парфенова и многие другие. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, накопленные к настоящему времени данные по проблеме недостаточны. Поэтому данная проблема является интересной и актуальной. Это связано и с недостаточной эффективностью традиционных методик, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта, и с увеличением количества детей, имеющих речевые нарушения и не способных к успешному обучению в школе из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков.
Объект исследования - коммуникативные способности младших школьников со сложной структурой дефекта (ТМНР)
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - процесс развития коммуникативных способностей у младших школьников со сложной структурой дефекта (ТМНР)
Для достижения цели и доказательства гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятия «коммуникативных способностей» в психолого-педагогической литературе
2. Рассмотреть особенности коммуникативных способностей у младших школьников со сложной структурой дефекта (ТМНР)
3. Выявить уровня коммуникативных способностей у младших школьников со сложной структурой дефекта (ТМНР)
4. Разработать программу по развитию коммуникативных способностей у младших школьников со сложной структурой дефекта (ТМНР)
Методы исследования: анализ психолого-педагогических литературных источников по данной теме, эксперимент.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 123.
Научная новизна исследования заключается в разработке программы по развитию коммуникативных способностей у младших школьников со сложной структурой дефекта (ТМНР)
Структура работы. КР состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развитие коммуникативных способностей у младших школьников со сложной структурой дефекта (ТМНР)
1.1 Анализ понятия «коммуникативных способностей» в психолого-педагогической литературе
В определении понятия «умение» нет единства мнений исследователей. Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Одни ученые рассматривают умение как незавершенный навык, а навык как действие, выполняющееся на более высоком уровне (К.Н. Корнилов, А.М. Левитов и др.). В исследованиях других ученых умение представляется, как готовность выполнять действие (Е.И. Бойко, К.К. Платонов). И.Т. Огородников говорит об умении как о сознательном владении способов действия на основе знания. А.Г. Ковалева, Н.В. Кузьмина считают умение способностью выполнять определенную деятельность.
Коммуникативные способности (или умение общаться) – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Коммуникативные способности включают в себя:
– желание вступать в контакт, – умение организовать общение,
– знание норм и правил при общении.
Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение «отверженных». Содержание обоснование предпочтений детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в группе сверстников.
Главным предметом этих исследований было восприятие ребёнком других людей, способность решать конфликтные ситуации между ними. Понимание психической активности других людей, способность устанавливать связи между внешним обликом (или поведением) и внутренним состоянием, имеют огромное значение в общении с людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безруких, М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению [Текст] / М.М. Безруких. - М.: АСТ, 2014. - 302 с.
2. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения [Текст] / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2014. - 304 c.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, 2014. – 203 с.
4. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи [Текст] / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 2014. – 200 с.
5. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,
Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2014. - 320 с.
6. Иншакова, О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма [Текст] / О.Б. Иншакова. - СПб.: Образование, 2014. – 275 с.
7. Карпенко, Е.В. Коммуникативные навыки современного человека: от теории к практике [Текст] / Е.В. Карпенко // Общественные науки. - 2017. - № 6. - С. 533-539.
8. Каверова, Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр [Текст] / Э. А. Каверова // Специальное образование. - 2015. - №11. - том 2. - С. 145-149.
9. Коваленко, А.И., Панасенкова, М.М. Развитие коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами сюжетноролевой игры [Текст] / А.И. Коваленко, М.М. Панасенкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. -2015. - № 2 (4). - С. 316-318.
10. Козлова, К.М., Алпатова, В.В., Сюникова, А.В. Проблема понимания терминов «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки» в современной психолого- педагогической литературе [Текст] / К.М.
Козлова, В.В. Алпатова, А.В. Сюникова // В сборнике: Педагогика и психология: научные приоритеты учёных Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 26-32.
11. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи [Текст] / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.:
Владос, 2016. - 119 c.
12. Колпоковская, И.К., Спирова, Л.Ф. Характеристика нарушения письма и чтения [Текст] / И.К. Колпоковская, Л.Ф. Спирова. – СПб.: Лань, 2014. -225 с.
13. Коррекционная педагогика [Текст] / под ред. В.С. Кукушина. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2015. - 304 с.
14. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н.
Корнев. - СПб: МиМ, 2014. - 292 с.
15. Корней, Л.П. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Л.П.
Корней. – СПб.: Речь, 2014. – 239 с.
16. Котова, И.Б. Общая психология [Текст] / И.Б. Котова, О.С.
Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c.
17. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст [Текст] / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c.
18. Лалаева, Р.И., Бенедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у детей [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - СПб.: Союз, 2014. - 200 с.
19. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом [Текст] / Р.Е. Левина // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т. 2 / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М: Владос, 2014. - С. 375-386.
20. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: АРКТИ, 2015. – 224 с.
21. Леонова, Е.В., Самохвалова, Е.А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе [Текст] / Е.В. Леонова, Е.А.
Самохвалова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015.
- Т. 1. - С. 52-56.
22. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 2014. – 276 с.
23. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 2015. – 528 с.
24. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: АСТ, 2015. - 300 с.
25. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Жукова Н.С., Филичева Р.Г., 2014. – 205 с.
26. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2014. – 352 с.
27. Макарова, И.В. Общая психология [Текст] / И.В. Макарова. - М.:
Юрайт, 2016. - 182 c.
28. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.
29. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст] /
Г.А. Мишина. - М.: ФОРУМ, 2015. - 244 с.
30. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 739 c.
31. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология
[Текст] / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2017. - 2472 c.
32. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Кнорус, 2016. – 287 с.
33. Парфенова, Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности [Текст] / Е.В. Парфенова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.
34. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике [Текст] / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 352 с.
35. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум [Текст] / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 c.
36. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у детей и пути их преодоления [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: Кнорус, 2014. - 255 с.
37. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А.В. Семенович. – М.: Академия, 2016. – 290 с.
38. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В., Чиркина, Г.В. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Академия, 2014. – 234 с.
39. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: АСТ, 2015. – 278 с.
40. 40. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок [Текст] / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 2015. - 360 с.