Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждый без исключения человек должен знать, каким образом оказать первую помощь тому, кто в этой помощи нуждается. При этом речь ведется вовсе не о полноценном медицинском понимании отдельных осложнений, связанных с разными видами болезней. Имеется в виду максимально распространенные проявления разных заболеваний и травм, требующих первую медицинскую помощь до прибытия специалистов.
Основная задача такой помощи – это устранение опасных факторов, способных привести к ухудшению состояния человека или даже к его гибели.
Нередко фактор времени начала помощи характеризуется в качестве ключевого.
Потеря сознания – это нередкое явление при ряде заболеваний, как результат получения травм, негативного влияние на организм человека внешних факторов. В любом случае потеря сознания требует оказание человека первой помощи.
На уроках «Безопасности жизнедеятельности» рассматриваются вопросы оказания первой помощи в различных экстренных и опасных ситуациях. Однако оказанию первой помощи человеку при потере сознания не уделяется должного внимания.
Совокупность данных факторов делают рассмотрение темы «Формирование знаний обучающихся 9-х классов о первой помощи при потере сознания» актуальным.
Целью работы является рассмотрение особенностей формирования знаний обучающихся 9-х классов о первой помощи при потере сознания.
Названная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
- рассмотреть возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для формирования знаний о первой помощи;
- описать методы формирования знаний у учащихся о первой помощи при потере сознания на уроках ОБЖ;
- диагностическим путем проследить сформированность знаний учащихся девятых классов о первой помощи при потере сознания;
- выработать рекомендации по организации урока по теме «Первая помощь при потере сознания».
Объект исследования – знания старшеклассников о первой помощи при потере сознания.
Предмет – методические основы и проблемы формирования знаний обучающихся 9-х классов о первой помощи при потере сознания на уроках ОБЖ.
Теоретической основой исследования являются работы таких исследователей, как: Р.И. Айзман, Л.К. Великанова, А.В. Гурьев, И.И. Диамант, Х.В. Жидкова, Е.К. Ильина, Е.В. Кожина, А.А. Колодкин, С.Н. Линченко, О.А. Мальков, А.М. Маткаримов, Н.Ф. Мельниковой, И.П. Подласый, В.В. Попенко, Д.С. Романов, Н.В. Третьякова, Н.Л. Худякова и др.
Методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, метод сравнения, опрос, наблюдение, опрос, систематизация и логическая группировка выявленной информации.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что основные положения работы могут стать основой для более глубокого изучения данной темы.
Практическая значимость работы прослеживается в том, что предлагаемые рекомендации будет полезны при разработке и проведению уроков на уроках ОБЖ на тему «Первая помощь при потере сознания» в 9 классе.
В структуру работы входит введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы.
Глава 1.Теоретические основы формирование знаний обучающихся 9-х классов о первой помощи при потере сознания
1.1 Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для формирования знаний о первой помощи
В ФГОС ООО существенное значение уделяется деятельностным компонентам содержания образования [28]. Учитывая именно практико-ориентированный характер курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) вопросы формирования у учащихся знаний обеспечения безопасности жизнедеятельности, в их числе оказания первой помощи, имеют особую актуальность [29].
На настоящий момент принято выделять следующие основные принципы привития обучающимся знаний оказания первой помощи при различных ситуациях:
1) принцип превентивности, который опирается на опережающий характер образования, а также способствующий подготовке обучающихся к возможным таким жизненным ситуациям, которые требуют быстрой реакции в процессе оказания первой помощи пострадавшим;
2) принцип фундаментальности, опирающийся на научно обоснованные и действующие медицинские теории оказания первой помощи;
3) это принцип технологичности и алгоритмизации, который подразумевает четкую последовательность в процессе освоения приемов оказания первой помощи с многократным их повторением в целях превращения их в навык;
4) принцип сотрудничества в обучении, который учитывает особенности дидактического процесса освоения приемов оказания первой помощи, при котором обучающиеся работают в парах либо в малых группах, при этом постоянно меняясь ролями (то есть роль «медик – пострадавший» [8, c. 99].
В рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с методической позиции процесс освоения обучающимися знаний и умений оказания перовой помощи имеет свои конкретные этапы [22]. При этом общедидактический подход Е.Н. Кабановой-Меллер выделяет следующие основные этапы привития знаний и формирования умений: введение знания и умения, этап проведения тренировочных упражнений, этап систематизации и обобщения, наконец, эта самостоятельного применение знаний и умений в жизни [10, c. 21].
Практическое закрепление знаний происходит через работу с различными видами наглядных и практических средств (например, манекенов и тренажеров) [6, c. 137].
В свою очередь методической базой основных этапов привития знаний и развития умений у обучающихся оказания первой помощи заключается в следующем.
Первый этап – это введение знаний и некоторых умений. На этом этапе обязательно учитываются так называемые «внешние» и «внутренние» условия, связанные с формированием с определенного рода знаний и умений. При этом к «внешним» условиям принято относят специфики содержания курса ОБЖ, методы обучения. В свою очередь «внутренние» условия напрямую связаны с уже имеющимися субъектными знаниями и опытом обучающихся, их возрастными отличиями и индивидуальными различиями. Этот этап следует начинать необходимо с объяснения обучающимся значения определенной информации и конкретных умений в рамках отдельной темы. Одной из целей этого этапа является повышение интереса к познанию, целенаправленность работы. На обозначенном этапе необходимо выяснить, какими медицинскими знаниями обладают учащиеся и какие у них уже сформированы умения оказания первой помощи в разных ситуациях (в том числе и при потере сознания) [17, c. 90].
Следующий этап – это собственно формирование умения оказывать первую помощь. Педагог в том случае должен учеников познакомить с системой действий дедуктивным способом, а также выстроить четкий алгоритм. Этот второй этап предусматривает усвоение умений, а также их осознание. На нем могут использоваться соответствующие тренировочные упражнения. Осознание обучающимися умений проходит в процессе выполнения системы заданий по конкретной теме раздела ОБЖ «Основы медицинских знаний». Задача учителя на этом этапе – это подготовка заданий, которые ученики должны выполнять по образцу, либо же задания, которые неизменно требуют элементарного переноса, то есть каких-либо изменений в действиях. Перенос в этом случае способствует активизации внимания обучающихся, так как в каждом отдельном задании содержаться может требование вовсе не механического применения умения (или приемов), а именно его перестройки (то есть исключение отдельных действий и включение ряда новых), осуществление на его основе поиска новой системы действий [15, c. 175].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева, В.Г. Первая помощь: учебник / В.Г. Авдеева. – Москва: Институт проблем управления здравоохранением, 2019. – 176 с. – Текст : непосредственный.
2. Айзман, Р.И. Валеологическое образование и пути ее реализации / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 2018. – 236 с. – Текст : непосредственный.
3. Бубнов, В.Г. Основы первой помощи: учебно-практическое пособие по лайфрестлингу / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. – Москва: ГАЛО-БУБНОВ, 2017. – 51 с. – Текст : непосредственный.
4. Великанова, Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса / Л.К. Великанова. – Новосибирск, 2016. – 98 с. – Текст : непосредственный.
5. Гурьев, А.В. Внутришкольная работа по сохранению здоровья участников образовательного процесса. – Текст : непосредственный / А.В. Гурьев // Педагогика. – 2011. – № 5. – С.61–66.
6. Диамант, И.И. Инновационные подходы к обучению старших школьников оказанию первой помощи. – Текст : непосредственный / И.И. Диамант, Д.С. Романов // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 4(132). – С. 136-137.
7. Догоспитальная сердечно-легочная реанимация. – URL: http://gcmk.zlat-go.ru/p4aa1.html (дата обращения: 14.04.2022). – Текст : электронный.
8. Жидкова, Х.В. Развитие у учащихся умений оказания первой помощи в курсе ОБЖ / Х.В. Жидкова // Мой профессиональный стартап: сборник статей. – Нижний Новгород, 2015. – С. 98-100. – Текст : непосредственный.
9. Здоровье и образование детей. – URL: http://www.mma.ru/library/online/academy/statistic.html?print=Y&SECTION_CODE=library %2Fonline %2Facademy %2Fstatistic. (дата обращения: 11.04.2022). – Текст : электронный.
10. Ильина, Е.К. Обучение учащихся к оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях: теоретическое обоснование проблемы. – Текст : непосредственный / Е.К. Ильина, О.К. Дюкарева, К.А. Гирченко // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: сборник статей. – Екатеринбург, 2015. – С. 20-22
11. Кожина, Е.В. Теоретические аспекты проблемы направленности старшеклассников на здоровый образ жизни. – Текст : непосредственный / Е.В. Кожина, Т.В. Мартынова // Вестн. Кемеровск. гос. ун-та. – 2014. – № 3 (59). – Т.1. – С. 79–84.
12. Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика преподавания предмета: 5-11 классы / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. – Москва: ВАКО, 2016. – 176 с. – Текст : непосредственный.
13. Лаптева, Е.С. Оказание первой помощи при обмороках и клинической смерти. Сердечно-легочная реанимация с учетом последних рекомендаций (С-А-В): учебно-методическое пособие / Е.С. Лаптева, А.И. Петрова, В.А. Шумаков. – Санкт-Петербург: ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014. – 60 с. – Текст : непосредственный.
14. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5-11 класс: методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – Москва: Дрофа 2015. – 188 c. – Текст : непосредственный.
15. Линченко, С.Н. Методологические аспекты проблемы обучения оказанию первой помощи. – Текст : непосредственный / С.Н. Линченко, А.А. Колодкин, В.И. Старченко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-1. – С. 173-176.
16. Марков, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Методика преподавания / В.В. Марков В.Н. Латчук С.К. Миронов С.Н. Вангородский. – Москва: Просвещение, 2018. – 302 с. – Текст : непосредственный.
17. Мальков, О.А. Образовательный потенциал различных методик обучения практическим навыкам первой помощи на уроках ОБЖ. – Текст : непосредственный / О.А. Мальков // Известия Волгоградск. Гос. Пед. ун-та. – 2019. – № 6. – С. 86-94.
18. Маткаримов, А.М. Применение технологии проблемного обучения в преподавании ОБЖ. – Текст : непосредственный / А.М. Маткаримов // Проблемы науки. – 2017. – № 7 (20). – С. 78-80.
19. Попенко, В.В. Основы медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ. – Текст : непосредственный / В.В. Попенко // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 6 (29). – С. 119 – 122.
20. 23Педагогика здоровья / под редакцией С.Т. Алина. – Москва: Педагогика, 2017. – 290 с. – Текст : непосредственный.
21. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – Москва: Просвещение 2015. – 688 с. – Текст : непосредственный.
22. Примерная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (5-9 классы). – URL: http://obg221spb.narod.ru (дата обращения: 12.04.2022). – Текст : электронный.
23. Репин, Ю.В. ОБЖ фундамент качественного образования. – Текст : непосредственный / Ю.В. Репин // Педагогическое образование в России. – 2012. – №1. – С. 31-34.
24. Субботин, Л.И. Алгоритм первой помощи: учебное пособие Л.И. Сууботин. – Пермь. «НИКА», 2020. – 28 с. – Текст : непосредственный.
25. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие под редакцией / Н.Ф. Мельниковой. – Екатеринбург, 2017. – 140 с. – Текст : непосредственный.
26. Третьякова, Н.В. Педагогические условия формирования готовности обучающихся к здравотворческой деятельности. – Текст : непосредственный / Н.В. Третьякова, В.А. Федоров // Инновации в образовании. – 2015. – № 1. – С. 155–166.
27. Тубчинова, В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков / В.С. Тубчинова. – Улан-Удэ, 2017. – 170 с. – Текст : непосредственный.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. №1897). – URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 14.04.2022). – Текст : электронный.
29. Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». – URL: https://multiurok.ru/blog/fiedieral-nyi-komponient-obrazovatiel-nogho-standartapo- uchiebnomu-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti.html (дата обращения: 12.04.2022). – Текст : электронный.
30. Худякова, H.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учебное пособие / Н.Л. Худякова. – Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2018. – 202 с. – Текст : непосредственный.