Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Искусство является одной из важнейших сфер духовно-практической деятельности человечества. Искусство многогранно и включает в себя различные виды творческой деятельности. Эти виды не просто независимо сосуществуют, они находятся в постоянном взаимодействии, оказывают существенное влияние друг на друга.
Вопрос взаимовлияния литературного и музыкального искусства всегда привлекал пристальное внимание представителей разных областей научного знания – литературоведов, культурологов, искусствоведов, музыкальных критиков.
Актуальность данной темы определяется её сложностью и многогранностью. Взаимное влияние литературы и музыки охватывает все исторические периоды, затрагивает все роды и жанры литературы, а, соответственно, столь огромный пласт фактического материала до сих пор не исследован в полной мере. Даже, если ограничиться отдельным временным периодом, объем фактического материала, требующего научного изучения, будет огромен.
Актуальность темы курсовой работы также обусловлена значением избранного периода истории русской литературы. Многие ученые рассматривают вторую половину XIX века как своеобразное хронологическое «ядро» русской классики. В этот промежуток времени укладываются основные творческие свершения И. С. Тургенева, А.Н. Островского, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и других великих русских прозаиков.
К теме отражения музыкального искусства в произведениях русских прозаиков второй половины XIX века обращались многие отечественные исследователи.
Изучению «музыкального кода» произведений И.С. Тургенева посвящены работы А.А. Бельской , И.К. Геро , А.И. Гозенпуда , В.А. Доманского , О.С. Крюковой .
Музыка в произведениях Л.Н. Толстого рассматривается в исследованиях Г.А. Ахметовой , Д.Г. Тюлегеновой .
Вопросам отражения музыкального искусства в творчестве Ф.М. Достоевского посвящены работы А.И. Гозенпуда , А.В. Кузнецовой .
В то же время необходимо отметить, что системное изучение типологии музыкальных аллюзий в русской прозе второй половины XIX века на данные момент не завершено.
Объект исследования – произведения русской прозы второй половины XIX века.
Предмет исследования – типология музыкальных аллюзий в произведениях русской прозы второй половины XIX века.
Цель исследования – изучить типологию музыкальных аллюзий в произведениях русской прозы второй половины XIX века.
Задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические аспекты взаимовлияния музыки и литературных произведений;
2) выявить типы музыкальных аллюзий в произведениях русской прозы.
Материалом для анализа послужили произведения И.С. Тургенева («Дворянское гнездо»), Л.Н. Толстого («Люцерн», «После бала»), Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»).
Курсовая работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. МУЗЫКА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Впервые взаимодействие литературы и музыки как объект сравнительного изучения привлекает внимание исследователей еще в XVIII веке. Вплоть до конца XIX века основное внимание уделялось взаимосвязи музыки и поэзии, прозаические произведения редко становились объектом научного анализа с точки зрения их «музыкальности».
Уже в XX столетии в работах как отечественных, так и зарубежных ученых появилось более обширное теоретическое обоснование рассматриваемого вопроса.
Американский исследователь С.П. Шер в качестве одного из направлений взаимосвязи двух видов искусства выделял «музыку в литературе»:
1) вербальная музыка (имитация музыки словами);
2) речевая музыка (традиционная музыкальность; фоника, ритм, динамика);
3) аналоги музыкальной техники и структуры .
Присутствие музыки в литературном произведении может быть представлено в «открытой» и «закрытой» форме. Под открытой формой может подразумеваться включение в литературное произведение музыкального содержания (например, текста песни).
«Закрытая» форма подразумевает, что в произведении используются средства только одного вида искусства, в то время как второй представлен в нем в скрытой форме. Выделяют две основные формы скрытого музыкального присутствия в тексте – тематизацию и имитацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонян П.А. Дилетант от искусства и профессионал в искусстве (на материале романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо») // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2016. – №4. – С. 49-52.
2. Ачкасова Г.Л., Белых А.Г. Музыкальный лейтмотив повести И.С. Тургенева «Ася» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – №3. – С. 47-49.
3. Ахметова Г.А. Интерпретация музыки в прозе Л.Н. Толстого и традиции романтизма // Вестник Башкирского университета. – 2014. – С. 24-32.
4. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и музыка. – М.: Советский композитор, 1977. – 41 с.
5. Бельская А.А. «Музыкальный код» романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия Социальные и гуманитарные науки. – Орел, 2018. – №3 (80). – С. 80-88.
6. Борисова И.В., Жаткин Д.Н. Проблемы немецкой музыкальной классики в художественном творчестве и эпистолярии И.С. Тургенева // Интеграция образования. – 2007. – № 1. – С. 159-163.
7. Брузгене Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия // Российская и зарубежная филология. – 2009. – Вып. 6. – С. 93-99.
8. Геро И.К. Музыка в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» // Литература в школе. – М., 2016. – №11. – С. 40-41.
9. Гозенпуд А.И. Достоевский и музыка. – М.: Музыка, 1971. – 181 с.
10. Гозенпуд А.И. Тургенев: Исследование (серия Musica et Literature). – СПб.: Композитор, 1994. – 197 с.
11. Доманский В.А. Музыкальные темы и функции музыки в романах Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо» // Спасский вестник. – Тула, 2013. – №21. – С. 82-89.
12. Достоевский Ф.М. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Л.: Наука, 1972-1990. – Т. 6-7.
13. Дудкина А.Е. Музыкальные образы и мотивы в произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. – Бийск, 2014. – С. 28.
14. Комарова Е.Э. Проза Ф.М. Достоевского в «музыкальном прочтении» С.С. Прокофьевым // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – С. 10-14.
15. Крюков А. Тургенев и музыка. Музыкальные страницы жизни и творчества писателя. – Л., 1989. – 136 с.
16. Крюкова О.С. Музыкальный дискурс прозы И.С. Тургенева // Вестник культурологии. – 2020. – №3 (94). – С. 139-149.
17. Кузнецова А.В. Ф.М. Достоевский и музыка // Наука. Искусство. Культура. – 2022. – № 1 (33). – С. 12-17.
18. Майкова Э. Музыка в произведениях И.С. Тургенева // Музыкальная жизнь. – 1991. – № 4. – С. 24-31.
19. Плющенко М. К проблеме музыкальности литературы: музыкальные принципы построения художественного текста // Слово — текст — смысл: сб. студен. науч. работ / Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – Вып. 2. – С. 42-46.
20. Степанова М.А. Художественные функции музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского. – Автореф. на соиск. уч. ст. к. фил. н. – М.,2013. – 17 с.
21. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. – М., 1984. – Т. XIV.
22. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
23. Тюлегенова Д.Г. Взаимодействие литературы и музыки в «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого (опыт интермедиального анализа) // Система ценностей современного общества. – 2009. – №6. – С. 56 – 61.