Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В условиях современного этапа трансформации российской экономики, важными инструментами является стимулирование социально-экономического развития государства, его ключевых показателей, макроэкономических индикаторов. Одним из наиболее эффективных инструментов формирования процесса развития национальной экономики является бюджетная политика и его регулирование, объектом чего выступает бюджетная система страны.
Анализируя бюджетную политику, стоит заметить, что бюджетные средства государства направляются на финансирование органов управления, на выполнение функций органами правопорядка, обеспечивается внутренняя и внешняя безопасность России. Важная роль принадлежит федеральному бюджету в обеспечении экономического регулирования воспроизводственных процессов, благодаря активной поддержке бюджета происходит развитие социальной сферы, экономики, бюджет выступает гарантом социальных прав граждан. Однако, в виде активной государственной политики по стимулированию социально-экономического развития страны, совершается процесс увеличения бюджетных расходов, что формирует дефицит федерального бюджета. Как итог, государство применяет инструменты финансирования своего бюджетного дефицита, что возможно при помощи роста государственного долга. В связи с этим проблема управления дефицитом бюджета может считаться актуальной.
Цель работы – разработать направления улучшения управления дефицитом бюджета.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, сущность, последствия бюджетного дефицита и профицита как показателей сбалансированности бюджета;
- раскрыть основы управления профицитом и дефицитом бюджета в РФ;
- исследовать доходы и расходы бюджета РФ;
- оценить бюджетный дефицит (профицит) в РФ;
- раскрыть направления улучшения управления сбалансированностью бюджета РФ.
Объект исследования – бюджет РФ.
Предмет исследования – формирование, управление сбалансированностью бюджета РФ.
В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: классификация, сопоставления, системный подход, сравнения и прочие.
В качестве используемых источников выступили материалы Минфина, законодательные и нормативные акты, материалы сети Интернет.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Экономическое содержание и значение сбалансированности
федерального бюджета РФ
1.1. Понятие, сущность, последствия бюджетного дефицита
и профицита как показателей сбалансированности бюджета
Бюджетный процесс необходим для выявления всех материальных и финансовых резервов для развития прогресса рыночного хозяйства, определения доходов и установления расходов, сокращения или ликвидации дефицита, согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, усиления контроля за расходованием бюджетным средств, повышения роли бюджетного планирования и др. На основе вышеприведенного определения можно выделить стадии бюджетного процесса:
- формирование бюджетов;
- рассмотрение бюджетов;
- утверждение бюджетов;
- исполнение бюджетов.
На первой стадии осуществляется составление проекта бюджета. Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ, а проект бюджетов субъектов федерации или муниципальных образований финансовыми органами данных уровней. Реализация бюджетного проекта базируется на бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию, на прогнозе социально-экономического развития территории, а также на основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики.
Рассмотрение и утверждение бюджета начинается с того, что Правительство РФ вносит проект федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу, где проект рассматривается в трех чтениях. Затем он направляется на одобрение Совета Федерации, который направляет его Президенту РФ для подписания и обнародования. Последняя стадия является самой важной, поскольку именно в исполнении бюджета отражается реализация целей и задач бюджетного процесса.
Бюджетный процесс, как и вся система Российской Федерации, строится на принципах, которые обеспечивают наиболее эффективное использование денежных средств государства. К ним можно отнести:
- периодичность бюджета;
- преемственность бюджета;
- специализация бюджетных показателей.
Принцип периодичности бюджета говорит о том, что бюджет должен содержать, как обязательную годовую часть (сроком на один год – с 1 января по 31 декабря), так и плановую – на два года.
Преемственность бюджета понимает под собой то, что ежегодные бюджеты являются составной частью многолетних и не должны им противоречить, а наоборот налагаться один на другой так, что с одной стороны обеспечит предсказуемость распределения бюджетный ассигнований, а с другой позволит вносить корректировки.
Специализация бюджетных показателей предполагает составление бюджетов бюджетной системы на основе единой бюджетной классификации таким образом, что доходы и расходы группируются по общим признакам, а также некоторым разделам бюджета присваивается точное наименование и порядковый номер. Хотелось бы отметить, что экономическое значение государственного бюджета велико, так как именно за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции и создаются государственные резервы.
Через государственный бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно оказывает влияние на формирование важных экономических показателей, таких как объем производства, величина денежной базы, инвестиции, реальные доходы, уровень безработицы, валютный курс, уровень процента, государственный долг и инфляция [14, с.45].
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя республиканские бюджеты, областные и краевые бюджеты, городские бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, окружные бюджеты автономных округов, 1 бюджет Еврейской автономной области, а также более 29 тысяч бюджетов органов местного самоуправления (городских, районных, поселковых, сельских).
Принцип сбалансированности государственного бюджета является одним из ключевых принципов бюджетной системы РФ. Этот принцип при дефиците бюджета позволяет достичь баланса между поступлениями доходов и величиной расходов. Доходами бюджета можно назвать экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования государственного бюджета.
К расходам относятся экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использования по отраслевому, целевому и территориальному признакам.
Бюджет – финансовая категория, важная составляющая государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена сущностью общественно-политического строя страны. Бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах вне зависимости от общественно- экономических формаций.
Такие термины, как дефицит и профицит, появляются в связи с несбалансированностью бюджета. Профицит – это превышение доходов над расходами, дефицит – понятие, которое подразумевает превышение расходов над доходами. Соблюдение баланса государственного бюджета является одним из важнейших вопросов в экономике страны [16, с.305]. Для достижения экономического роста государство вносит изменения в принятый государственный бюджет, перераспределяет денежные средства на те статьи бюджета, цели которых – удовлетворение экономических, политических, социальных интересов общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
2. Балашова Е.А., Цельникер Гр.Ф. Принцип сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2021. - №3-1. – С.169-170.
3. Барциц А.Д. Организация бюджетных систем в федеративных и унитарных государствах // Перспективы развития институтов права и государства: сборник научных трудов 3-й Междун. науч. конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2020. – С.272-279.
4. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: монография / под ред. М.А. Абрамовой. – М.: КноРус, 2018. – 202с.
5. Галлямова И.А. Современные проблемы бюджетной системы РФ // MODERN SCIENCE. - 2021– - №6-1. – С.74-77.
6. Десятниченко К.В., Басова А.В. Роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности страны // Молодая наука Сибири. – 2021. - №1. – С.649-655.
7. Джемалова Р.Р., Ибрагимова И.И. Сравнительный анализ бюджетных систем унитарных государств // Бенефециар. – 2019. - №59. – С.28-31.
8. Иванова Д.В. Бюджетная система государства // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Уфа: Аэтерна, 2019. – С.93-95.
9. Корчинский В.Е., Воробец Т.И. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Симферополь: Ариал, 2018. – 398с.
10. Кривец А.С., Лаптева Е.В. Динамика основных показателей бюджетной системы РФ // Цифровизация образования: теоретические и прикладные исследования современной науки: материалы XXVII Всероссийской науч.-практ. конференции. – Ростов-на-Дону: Издательство ВВМ, 2021. – С.255-258.
11. Моисеенко Е.Е. К вопросу о сбалансированности бюджетной системы // E-SCIO. – 2021. - №6. – С.453-457.
12. Молчанова Н.П. Особенности построения бюджетной системы России // Саяпинские чтения: материалы IV Всероссийской (национальной) науч.-практ. конференции. – Тамбов: ИД «Державинский», 2021. – С.292-300.
13. Оспанов Н.Б., Бейсенов А.П. Концептуальные подходы к определению понятий бюджетной системы // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №1. – С.255-257.
14. Панькова А.Р. Спектр проблем, препятствующих эффективному функционированию бюджетной системы РФ // Актуальные исследования. – 2021. - №32. – С.45-46.
15. Румянцева О.А. Бюджетная система // Форум молодых ученых. – 2019. - №1-3. – С.87-90.
16. Сафронов Д.С. Государственный бюджет как регулятор рыночной экономики // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Сборник научный статей. – М.: Научная мысль, 2016. – С.304-308.
17. Седых М.С., Ловянникова В.В. Государственный бюджет: проблемы сбалансированности и финансирования // Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С.123-127.
18. Усков И.В. Повышение эффективности бюджетной системы России // Евразийский юридический журнал. – 2021. - №1. – С.450-451.
19. Финансово-правовое регулирование обязательных платежей, уплачиваемых в Федеральный бюджет Российской Федерации / под ред. И.А. Цинделиани. – М.: Проспект, 2018. – 288с.
20. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364178/.
21. Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/.