Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
При получении информации о внешнем мире человек опирается на органы чувств. На теле человека расположены многочисленные чувствительные рецепторы. Кроме этих нервные механизмов человек не обладает другими способами получения информации об окружающем мире. Фактически, весь человеческий опыт формируется на основе зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений (именно эти пять сенсорных модальностей наиболее важны, хотя кроме них существуют и другие). Эти модальности еще называют репрезентативной системой. При анализе индивидуальных навыков человека можно обнаружить, что их функционирование связано с развитием и программированием основных репрезентативных систем.
Нужно учесть, что пять сенсорных систем выполняют значительно более важную роль, чем простой сбор информации. Каждая система получает информацию и затем активирует воспоминания для выработки поведения. Эту деятельность осуществляет нервная система. Мозг кодирует информацию в том же виде, в каком мы получаем ее от наших органов чувств. Информация, полученная при помощи внутренних ощущений, мозг кодирует как чувство и эмоцию. Когда человек вспоминает информацию, мозг обращается к памяти и выражает воспоминания в том же виде, в каком он сохранил информацию. Например, когда информация получена визуально, мозг кодирует эту информацию как изображение. Полученную аудиальную информацию мозг кодирует ее в виде звуков и слов. Человеческое сознание кодирует изученный материал в том же виде, в котором мы его изучили. Извлечение этой информации из памяти осуществляется по средствам той же репрезентативной системы (см. рис.1.1).
Конечно, при хранении и кодировании большинство воспоминаний человек использует не одну сенсорную модальность, а больше. Но все же можно выделить три репрезентативные системы: визуальную, аудиальную и кинетическую. Если частью воспоминаний будет являться запах или вкус, человеческий разум будет использовать и его. Однако эти две модальности играют менее значительную роль. Термин "репрезентативная система" возник из того факта, что человек осуществляет репрезентацию информации в основном визуальным, аудиальным и кинетическим образом. По достижении взрослого возраста большинство людей начинают отдавать предпочтение какой-то одной репрезентативной системе.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1.1. Классификация дидактических средств
Учебно-методические средства представляют собой набор технических средств с дидактическим обеспечением, используемых в учебном процессе для представления и обработки информации с целью ее оптимизации.
Технические средства обучения объединяют два понятия:
1. Технические устройства, с помощью которых воспроизводится необходимая информация. К ним относятся: кинопроекционное и проекционное оборудование; рекордеры, плееры; видеорегистраторы; технические средства контроля знаний; телевизионные системы.
2. Дидактические средства (носители учебной информации) являются источником приобретения знаний, формирования умений. Дидактические средства - это предметы, представляющие собой сенсомоторные раздражители, воздействующие на органы чувств учащихся и облегчающие их прямое и косвенное познание мира. К ним относятся фильмы, фильмы, прозрачные пленки, аудиозаписи, видеозаписи, программное обеспечение для контроля знаний и т. д.
Понимаемые таким образом дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:
1. познавательная функция - дидактические средства используются для непосредственного познания учащимися некоторых фрагментов действительности;
2. воспитательная функция – дидактические средства являются способом развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся; 3. дидактическая функция - дидактические средства являются важным источником знаний и умений, приобретаемых учащимися, они способствуют закреплению пройденного материала, проверке гипотез, проверке степени усвоения знаний и т. д.
Дидактическая функция, в свою очередь, может включать в себя ряд подфункций:
- наглядность, осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися учебной информации, сформированность идей и понятий;
- информативность, так как учебные материалы являются непосредственными источниками знаний, т.е. носителями определенной информации;
- компенсаторные, облегчающие процесс обучения, способствующие достижению целей с наименьшими затратами труда и времени со стороны обучающегося;
- адаптивность, направленная на поддержание благоприятных условий для протекания учебного процесса, организацию показательных выступлений, самостоятельную работу, адекватность содержания понятия возрастным особенностям учащихся, плавное продвижение знаний;
- интегративность, позволяющая рассматривать предмет или явление как часть и как целое;
4. мотивационная функция – дидактические средства обеспечивают формирование устойчивой мотивации учебной деятельности.
Перечисленные функции дидактических средств пересекаются и дополняют друг друга. Так, например, в процессе ознакомления учащихся с новым материалом наряду с дидактической и формирующей функциями появляется познавательная функция. Точно так же формообразовательная функция связана как с познавательной, так и с дидактической функциями, так как для развития у учащихся, например, силы запоминания или способности к самостоятельному мышлению (формообразующая функция) необходимо сначала создать для этого соответствующие условия, то есть определение темы, с которой будут связаны действия по запоминанию, решению задач и т. д. (дидактическая функция).
Следовательно, разделение над функциями дидактических средств носит не разделительный, то есть такой, компоненты которого были бы исключены, а ориентировочный, определяющий основные направления и доминирующие моменты. В реальном педагогическом процессе все эти функции средств обучения проявляются комплексно, решая существенные методические проблемы обучения. В отдельном средстве обучения та или иная функция может доминировать, определяя его роль и место в образовательном процессе.
2. Классификация дидактических средств
Существует множество различных классификаций учебных пособий. Обобщая результаты изучения различных классификаций дидактических средств, можно сказать, что как классификация функций, так и классификация средств не отвечают строгим требованиям разделения. Понимая, что это неудобство действительно существует, удобнее выбрать классификацию, в основе которой лежит характер воздействия дидактических средств на учащегося. По этому критерию дидактические средства делятся на:
- визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;
- аудиальные (слуховые), включающие аудиозаписи, пластинки, магнитофонные ленты;
- аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся кинофильмы, диафильмы, видеозаписи.
В процессе обучения визуальные и аудиальные средства, облегчают взаимодействие сигнальных систем, выделенных И. П. Павловым: первой, основу которой образуют сигналы, непосредственно отображающие действительность, и второй, основывающейся на сигналах словесных. Благодаря рациональной связи этих двух систем слова становятся эквивалентами непосредственных воздействий, зрительных, слуховых и других, приобретая способность сигнализации о явлениях действительности. Этим, в частности, объясняется и такой пример: звук звонка, точно так же как и слово «звонок» (высказанное или написанное), вызывает у человека одну и ту же реакцию.
Визуальные средства обучения обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:
1) служить опорой для понимания речевой структуры;
2) быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;
3) проецировать на экран различные ситуации для развития речи;
4) выполнять роль обратной связи в форме ключей.
В процессе обучения явления действительности можно демонстрировать с помощью естественных образцов, но можно воспользоваться и моделями, картами и другими визуальными средствами обобщающего характера.
Естественные образцы можно демонстрировать в их естественной среде (например, звери, живущие на свободе), в искусственных условиях (например, звери в зоопарке) или в препарированном виде (чучела животных). дидактический образовательный визуальный педагог
Перечисленные способы использования визуальных средств обучения имеют много достоинств. Одним из самых важных является то, что эти средства позволяют обучающимся приобрести представления, соответствующие действительности, что не может не оказать положительного влияния на процесс формирования понятий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гидлевский А.В., Гидлевская Т.А., Сосновский Ю.М. Методы НЛП в задачах дидактики // Регионально-национальные ценности историко-педагогического знания и современные инновационные процессы в образовании Западной Сибири. Горноалтайск: ГУ. 1997. С. 69-72.
2. гидлевский А.В. Использование методов “визуального поля” для решения задач психодидактики в новых образовательных технологиях // Современные образовательные технологии. Омск: СибАДИ. 1999. С. 82-84.
3. Трансформация личности: нейролингвистическое программирование. Одесса: “Хаджибей”, 1995.
4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.
5. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977.
6. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП / Пер. с англ. Новосибирск: Экор, 1995.
7. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учебно-метод. пособие. М: Высш. шк., 1987,- 175 с., ил.
8. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник. Под редакцией Гриценко В.И., Довгялло А.М., Савельева А.Я./Киев. "Наукова думка", 1992. - 650с.
9. Таргонская В.В. Новые компьютерные технологии в образовании: мультимедийный сетовой обучающий комплекс HICLASS II. В сб. "Нові інформаційні технології навчання в учбових закладах України". Одеса.2001.-С.111-118.
10. Мархель И.И. Педагогические аспекты концепции информатизации образования Украины. В сб. "Нові інформаційні технології навчання в навчальних закладах України", Киев, 1992.-С.7-12.
11. Мархель И.И., Отенко В.А., Автоматизированная обучающая система. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник., Киев, "Наукова думка", 1992.- С.43-46.
12. Молибог А. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971; Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.
13. Корецкий К., Зарубежная учебная кинематография, в сборнике: Учебное кино, в. 5, М., 1936; Учебный фильм. Сб. ст., М., 1961; Шахмаев Н. М,, Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Wittich W., Schuller C., Audio-visual materials, N. Y., 1957.
14. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
15.Кинезиолог: Сенсорные модальности в НЛП: Образовательный сайт. URL: http://kineziolog.bodhy.ru (дата обращения: 20.11.2012).
16.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: изд-во Питер, 2008. 583 с.
17.Психология от А до Я: Общие особенности восприятия: Образовательный сайт. URL: http://psyznaiyka.net (дата обращения: 4.11.2012).
18.Студенту Вуза: Психология: Образовательный сайт. URL: http://studentu-vuza.ru (дата обращения 20.11.2012).
19.Маклаков А.Г. Общая психология: Библиотека Гумер: URL: http://www.gumer.info (дата обращения 16.12.2012).
20.Общая психология: URL: http://all-psychology.ru (дата обращения 16.12.2012).
21.Психология восприятия: Раздели психологии: Образовательный сайт: URL: http://siteprovse.com (дата обращения 4.11.2012).