Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация мирового пространства, неуклонный рост информационных технологий, которые стали доступны повсеместно, усиливающейся роли интернет-СМИ, активизацией пользователей во Всемирной сети, люди отдают предпочтение использованию новых социальных медиа. С помощью них стало проще взаимодействовать с аудиторией, угадывать ее предпочтения и отслеживать динамику посещения страницы того или иного средства массовой информации. Благодаря социальным сетям и мессенджерам стало возможным оперативно дополнять, изменять и обновлять контент СМИ. Неуклонный рост тех, кто предпочитает брать информацию из соцсетей и чатов (каналов), связан с удобством их использования. Читая новостные материалы, аудитория получает оперативную информацию о произошедших событиях в адаптированном варианте.
Свобода слова в журналистике носит как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны журналисты получают возможность свободно выражаться, а с другой начинают появляться фейковые новости.
Актуальность темы данной работы состоит в том, что на данный момент, несмотря на широкий спектр мер по противодействию фейковым новостям, единого подхода к борьбе с данным феноменом не сложилось. Многие государства, а также технологические компании разрабатывают меры регулирования фейковых новостей, ставшим одной из проблем медиасреды в последние несколько лет. Наличие большого количества методов ограничения распространения, нивелирования влияния и наказания за создание регулирует лишь единичные аспекты проблемы; нельзя сказать о их функционировании как о единой системе.
Теоретическую основу для данной работы составляют положения и выводы, представленные в трудах таких отечественных специалистов, как Н.А. Баранов, Л.А. Брусенская, Р.Б. Головкин, Н.А. Голованова, О.Е. Головацкая, Д.А. Жук, В.С. Клементьева, Д.А. Клинкова, В.В. Ларченков, Т.А. Ленкова, Н.А. 4 Маркова, А.В. Манойло, Т.А. Осипова, А.П. Суходолов, О.Г. Филатова, К.М. Шилихина, А.Д. Щербаков. Кроме того, использовались также и исследования иностранных специалистов: А. Адорфера, Х. Аллкота, А. Бовет, М. Булгера, А. Влахоша, Ф. Далая, Н. Конроя, Р. Кииса, С. МакГрю, Т. Павлеска, Н. Ручански, К. Фу, А. Шуйлера, С. Янга.
Проблема: Фейковые новости как следствие негативного аспекта свободы слова
Объект исследования: Негативные и позитивные концепции свободы слова.
Предмет исследования: Характеристика негативной и позитивной концепции свободы слова.
Цель исследования: Определить влияние концепции негативной свободы на появление фейковых новостей.
Задачи исследования:
1. Выявить позитивные трактовки концепции свободы слова
2. Выявить негативные аспекты концепции свободы слова
3. Выявить концепцию негативной свободы
Методы исследования: анализ и синтез, методы дедукции и индукции, аналогия, обобщение, работа с документами. Данные методы позволяют выявить специфику распространения фейковых новостей и охарактеризовать их степень влияния в современном медиапространстве
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, и список литературы.
1. ПОЗИТИВНЫЕ ТРАКТОВКИ КОНЦЕПЦИИ СВОБОДЫ СЛОВА
Свобода – нормальное естественное состояние человека. Современный человек немыслим без свободы. Будь то личная свобода или гражданская, экономическая или социальная. Философы считают, что свобода выражается в возможности действовать по своему желанию, в соответствии со своими целями и интересами.
Любой стремящийся к свободе человек изначально нуждается в свободе мысли, речи, языка, слова. Это естественная базовая потребность человека. Без возможности свободно выражать свои мысли, не было бы огромного накопленного опыта человечества в познании явлений и новых открытий. И, как верно заметил русский философ Вл.Соловьев:
«не могли бы образоваться ни наука, ни искусство, ни гражданское общежитие».
Высказывать беспрепятственно свое мнение, излагать свое видение, без опасений выражать свою позицию в том или ином вопросе - это все свобода слова, именно так ее понимают в современном обществе.
Право на свободу мысли и слова – естественное природное право человека. Наряду с такими правами, как право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность личности и другие, свобода мысли и слова является необходимой предпосылкой жизнедеятельности цивилизованного общества и должна быть безоговорочно признана и охраняема государством.
Исторически длительное становление и развитие прав человека, в том числе и права на свободу слова, сопровождалось жестоким противоборством и трудными поисками оптимального способа взаимоотношений между индивидами и властью в государственно-организованном обществе.
Свобода слова изначально рассматривалась как традиционный комплекс правил и требований, имевших нравственно-этическое, духовно-культурное и религиозное обоснование.
Статья номер 19, прописанная во Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
Стремление отстоять по достоинству свою точку зрения было присуще людям во все времена. На сегодняшний день известны случаи, когда множество представителей различных государств настойчиво добивались достижения свободы слова, путём участия в митингах, забастовках и демонстрациях, даже несмотря на и без того прописанные в актуальном во всём мире документе постулаты. Более того, свобода слова актуальна во многих странах мира, но всё не столь просто. Порой выражение субъективного мнения под лозунгом «Свобода слова» может сыграть с человеком злую шутку.
В современном обществе свобода слова упомянута в ряде международных и российских документах:
– «Конституция РФ» – статья 29;
– «Всеобщая декларация прав человека» – 19 статья;
– «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» – статья 10.
Свобода слова включает несколько структурных элементов:
– Возможность публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами;
– Свободу печати и других средств массовой информации без цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнений;
– Право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, то есть на свободу доступа к источникам информации.
– Свобода слова является одной из основ демократического общества. Без свободы слова трудно представить участие граждан в процессе принятия
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ) от 27.12.1991 г. №2124-1 // URL: https://qps.ru/NjrM7
2. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ // URL: https://qps.ru/wRmPd
3. Бакшин, В.В. Основы журналистики / В.В. Бакшин. ‒ М.: Флинта, Наука, 2009. – 60 с.
4. Белоедова, А.В. О фактах и фактоидах в современных журналистских текстах / А.В. Белоедова // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. ‒ 2015. ‒ Вып. 28. – №24 (221). – С. 89–94.
5. Волков, Д. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ – 2017 / Д. Волков, С. Гончаров // URL https://www.levada.ru/2017/08/22/16440/
6. Воронкина, Ю.И. Новость в журналистском и PR - дискурсах : опыт сравнительного анализа / Ю.И. Воронкина // URL: http://www.discourseanalysis.org/ada6/st 44.shtml
7. Григорян, М. Пособие по журналистике / М. Григорян. – М.: «Права человека», 2007. – 192 с. 65
8. Ершов, Ю.М. Феномен фейка в контексте коммуникационных практик / Ю.М. Ершов // URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1674/files/52_245.pdf
9. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.: Аспект Пресс, 2010. ‒ 200 с.
10. Забродина, Е. Убить журналиста / Е. Забродина // URL: https://rg.ru/2016/08 /09/amerikanskie-zhurnalisty-nazvali-glavnye-problemy-sovremennyh-smi.html
11. Ильченко, С.Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоуцивилизации / С.Н. Ильченко // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26317610
12. Кёхлер, Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? / Г. Кёхлер // Полис. Полит. исслед. ‒ 2013. – № 4. ‒ С. 75–87.
13. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: учебное пособие / А.В. Колесниченко. ‒ М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. ‒ 192 с.
14. Коршун О.А. Мессенджеры для СМИ: влияние сервиса мгновенных сообщений на работу журналиста традиционных медиа // Весн. БДУ. Серия: Филология. Журналистика. Педагогика. ‒ 2016. ‒ № 2. – С. 98–100.
15. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 320 с.
16. Медиареальность как коммуникативный медиум / Е.И. Кузнецова; под ред. В.В. Савчука, М.А. Степанова. СПб.: Санкт ‒ Петербургское Философское общество, 2009. ‒ 245 с.
17. Распопова, С.С. Фейковые новости: природа происхождения / С.С. Распопова, Е.Н. Богдан // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филологические науки. ‒ 2017. ‒ №11 (407). ‒ Вып. 109. ‒ С. 48–53.
18. Соболь, Я.И. Метакритическая цель фейковых новостей в условиях постправды. / Я.И. Соболь // Век информации. – 2018. – Вып. 2. – С. 257–261.
19. Сошников, А. «Эра фальшивых новостей»: фейки беспокоят 83% жителей России / А. Сошников // URL: https://www.bbc.com/russian/features-41386309
20. Суходолов, А.П. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятия, виды, назначение, меры противодействия / 68 А.П. Суходолов // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С.143–169.
21. Тульчинский, Г.Л. Проблема доверия и современные информационнокоммуникативные технологии / Г.Л. Тульчинский, А.А. Лисенкова // Российский гуманитарный журнал. – 2016. – Вып. 5. – №2. – С. 233–242.