Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной образовательной среде федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют много требований к конечному образовательному результату, который должен быть реализован в виде личностных компетенций у субъекта. Пока, к сожалению, приходится констатировать факт того, что сохраняющийся академический характер подготовки современных студентов не в полной мере обеспечивает развитие их креативных, и многих других способностей. Как следствие этого -выпускники вузов, обладая достаточным объемом специальных знаний, профессиональных умений и навыков, свободные в выборе форм и методов своей профессиональной работы, часто испытывают затруднения в принятии и исполнении оперативных решений в нестандартных ситуациях. Речь не идёт о каком-либо отдельно взятом личностном качестве субъектов образования, поскольку свойства и качества личности представлены всегда интегративно.
Тем не менее, можно говорить о том, насколько в образовательном процессе у студента могут быть сформированы те, или иные личностные качества, такие как мышление, самостоятельность, креативность, и многое другое. Креативность субъекта – есть творчество. Здесь обязательно возникает вопрос следующего характера, какими личностными качествами в целом должен обладать субъект обучения, чтобы проявлять какое либо творчество? Как правило, креативность субъекта в большинстве случаев, находит свою практическую реализацию в определенной области деятельности. Человек может быть творческим в учёбе, спорте, искусстве, профессиональной деятельности и др. Современные исследователи в большинстве своём рассматривают развитие креативности, в контексте какой либо деятельности и связывают креативность с процессами мышления субъектов. Помимо академических знаний, умений и навыков, субъект в образовательном процессе должен формировать некоторые личностные качества, в частности, креативность, мышление, самостоятельность в суждениях. В этом заключается актуальность работы.
Объект исследования: воспитательный потенциал образовательного пространства современного вуза.
Предмет исследования: процесс развития креативности студентов в воспитательном пространстве вуза.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать организационно-педагогические условия развития креативности студентов в воспитательном пространстве вуза.
Гипотеза: развитие креативности студентов в воспитательном пространстве вуза будет успешным, если:
-будет обеспечена возможность активного участия студентов в жизни вуза;
-будет обеспечена подготовка преподавателей и кураторов к ценностному, корпоративно-творческому взаимодействию со студентами.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие креативность как качественная характеристика мышления студента вуза.
2. Выявить возможности развития креативности как качественной характеристики мышления студентов.
3. Изучить критерии, этапы и показатели развития креативности студентов вуза.
4. Рассмотреть и описать организационно-педагогические условия развития креативности студентов вуза.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение.
Глава 1: Теоретические основы исследования креативности студентов вузов
1.1. Креативность как качественная характеристика мышления студента
Креативность, или творческий компонент мышления студента является специфичным, поскольку центральной характеристикой мышления является творческий характер, считает автор Э. Фромм. По его мнению, креативность – это способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях. Это стремление получить нечто новое и быть нацеленным на глубокое осознание своего получаемого опыта [3].
Среди профессионально-значимых качеств конкурентоспособного выпускника одно из центральных мест занимает его креативность. Креативность можно обозначить как комплекс интеллектуальных и личностных особенностей личности, способной к нестандартному мышлению и способствующих самостоятельному выдвижению субъектом проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Целостность процесса формирования креативности у субъекта осуществляется в воспитательном пространстве вуза. Это имеет отношение к таким компонентам как когнитивный, ценностный, поведенческий. Результативность и успешность развития креативности студентов в воспитательном пространстве вуза обеспечивается совокупностью реализованных педагогических условий. Прежде всего, это:
-возможность активного участия студентов в творческой деятельности;
-моделирование образовательных ситуаций творческого успеха.
Проблемой формирования креативности человека в целом не нова. Её рассматривали авторы Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, М. М. Кашапов и др. Авторы Е.Н. Корнеева, Ю.К. Корнилова, А.А. Орлов и др. отмечают связь между творческим характером профессиональной деятельности и мышлением. Анализ подходов к определению термина креативности выявил, что некоторые ученые понимают это как специфическую способность субъекта, обусловленную наличием и сочетанием его различных личностных качеств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст]/ Г. С. Абрамова.– Екатеринбург: Деловая книга.- 2014. – 368 с.
2. Артамонов, В. И. Психология от первого лица [Текст]/ В. И. Артамонов. – Москва: Академия, 2013. – 408 с.
3. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст]/ Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. – Санкт-Петербург: СПбГУТД, 2006. – 118с.
4. Белоруссова, Е. В. Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования [Текст]/ Е. В. Белоруссова, О. Р. Михайлова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 157-159. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7992/ (дата обращения: 18.04.2022).
5. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов [Текст]/ А. Г. Грецов. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208 с.
6. Гоноболин, Ф.Н. Психология [Текст] / Ф. Н. Гоноболин. – Москва: Просвещение.- 2013. - 277 с.
7. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление :специфика и проблемы развития [Текст]/ Д. Н. Завалишина. – Москва: Институт психологии РАН.-2012. - 375 с.
8. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/Под ред. Е. П. Завалишина. – СПб: Питер.- 2009. – 433 с.
9. Кашапов, М.М. Психология профессионального педагогического мышления [Текст] / М.М. Кашапов.–Ярославль: ЯГУн-т им. П. Г. Демидова.- 2013. - 447 с.
10. Кохановская, Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов [Текст]/ Д. Р. Кохановская// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч.конф. — Уфа, 2012. – С. 6 – 9.
11. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина.– Москва: Высш. шк., 2011. – 119 с.
12. Кулюткин, Ю.Н. Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды [Текст] /Ю. Н. Кулюткин, Г.С.Сухобская.–Санкт- Петербург: Тускарора, 2011. – 175 с.
13. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] /А. М. Матюшкин. – Москва: МПСИ, 2013. – 720 с.
14. Мартишина, Н. В. Творческий потенциал педагога: сущность, структура, развитие [Электронный ресурс]/ Н. В. Мартишина // Педагогическое образование и наука. – 2012. – No4. – Режим доступа: http://library.ua/m/articles/view (Дата обращения: 18.04.22).
15. Мухина, Т.Г. Дополнительное профессиональное образование в условиях единого образовательного пространства [Текст] /Т. Г. Мухина //Приволжский научный журнал. –2011.– No 1.– С. 153-157.
16. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] /Л. М. Митина. – Москва: Флинта, 2012. – 20 с.
17. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] /Я. А. Пономарев.– Москва: Педагогика.- 2011.– 280 с.
18. Пушкин, В.Н. Оперативное мышление в больших системах [Текст] /В. Н. Пушкин.– Москва: Энергия.- 2011. – 374 с.
19. Рындак, В. Г. Педагогические стимулы воспитания творца в будущем учителе [Электронный ресурс] / В. Г. Рындак // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – No5. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-stimuly-vospitaniya-tvortsa-v (Дата обращения: 18.04.22).
20. Сорокоумова, С.Н. Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов педагогических ВУЗов [Текст]/ С. Н. Сорокоумова //Приволжский научный журнал. – 2012.–No 1. – С. 237-242.
21. Сайдаматов, Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки / Ф. Р. Сайдаматов // Молодой ученый. - 2012. - № 8 (43). - С. 374-375. - URL: https://moluch.ru/archive/43/5182/ (дата обращения: 18.04.2022).
22. Тимакова, Н. И. Творческий потенциал личности [Текст] / Н. И. Тимакова. – Москва: Международная академия акмеологических наук, 2006. – 248 с.
23. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] /О. К.Тихомиров.– Москва: МПСИ, 2012. – 272 с.
24. Творческое педагогическое мышление как вид практического. Субъект и объект практического мышления: монография [Текст] / под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова. – Ярославль: Ремдер, 2014. – 320 с.
25. Щербакова, Е.Е. Педагогическая креативность как фактор развития студентов в условиях профессиональной подготовки [Текст] / Е. Е. Щербакова // Приволжский научный журнал.– 2010.–No4. –С. 240-244.