Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА 5
1.1. Понятие уполномоченного экономического оператора 5
1.2. Требования и условия, предъявляемые к статусу уполномоченного экономического оператора и порядок включения в реестр уполномоченных экономических операторов. 8
1.3. Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору 11
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ 13
2.1. Сущность таможенной проверки как формы таможенного контроля 13
2.2. Порядок проведения таможенной проверки 15
2.3. Нормативное правовое регулирование проведения таможенной проверки 20
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В РЕЕСТР УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ 21
3.1. Таможенная проверка в отношении владельцев СВХ, претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических операторов 21
3.2. Таможенная проверка в отношении таможенных представителей, 23
претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических 23
операторов 23
3.3. Таможенная проверка в отношении таможенных перевозчиков, 26
претендующих на включение в реестр уполномоченных экономических 26
операторов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Фрагмент для ознакомления
2
С развитием мирового рынка и экономики существенно выросла доля международной торговли и видов внешнеэкономической деятельности.
Ежедневно сотни тысяч участников по всему миру осуществляют пе-ремещение товаров через границы различных государств, пока эти товары не прибудут к конечному потребителю.
Как и любой иной вид социально-значимой деятельности данная дея-тельность получила законодательное регулирование со стороны государства, для целей чего страны издавали совместные нормативно-правовые акты или присоединялись к ним.
Таможенные органы в свою очередь призваны контролировать соблюдение законодательства в сфере таможенного права, в том числе путем осуществления таможенного контроля за деятельностью субъектов таможенных правоотношений.
Объектом данной работы является специальный субъект - уполномо-ченный экономический оператор и таможенные проверки.
Некоторые вопросы нормативного регулирования невозможно рас-сматривать без исторического аспекта развития и видоизменения законода-тельства, поэтому в работе мы также будем обращаться к более ранним документам таможенного законодательства.
Цель данной работы – изучение понятие УЭО и требований к нему, а также исследование понятие и порядка проведения таможенных проверок.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение понятие УЭО;
2. Исследования требований и условия для получения статуса УЭО;
3. Раскрытие понятия и порядка проведения таможенной проверки;
4. Анализ специфических требований к отдельным субъектам при проведении проверки таможенными органами.
Данная работа разделена на три главы, которые в свою очередь разбиты на параграфы.
В первой главе, сообразно поставленным задачам, мы изучим понятие статуса УЭО и какие условия предъявляются к субъекту для получения настоящего статуса. Узнаем какие виды свидетельств предусмотрены законом при внесении информации в реестр и чем они отличаются. Затронем ему специальных упрощений, предоставляемых субъектам.
Во второй главе более подробно рассмотрим такую форму таможенного контроля как таможенную проверку и об общем порядке ее проведения – от подготовительного этапа и до завершения процедуры.
Третья глава будет посвящена отдельным субъектам и предъявляемым к ним требованиям, в частности о том какую специфическую документацию обычно запрашивают у данных субъектов таможенные органы при проведении проверки.
В данной работе в первую очередь мы опирались на положения таможенного законодательства и на мнения таких авторов как Костин А.А., Костина О.В., Москаленок О.А., Шишкина О.В. и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА
1.1. Понятие уполномоченного экономического оператора
Согласно толковому словарю Ожегова, уполномоченный – это официальное лицо, действующее на основании каких-либо полномочий.
Сам же термин УЭО прошел определенный процесс развития и возник в литературе и праве относительно недавно, и обязан своим происхождением эволюции таможенного администрирования в Евразийском экономическом союзе.
Однако еще раньше мы можем наблюдать упоминание о специальных уполномоченных лицах в Генеральном приложении Киотской конвенции, соответствующих определенным критериям, среди которых наличие удовлетворительной системы ведения коммерческой документации и досье соответствия требованиям таможенной службы. Такие лица, в соответствии с приведенной конвенцией, получали определенные упрощения.
Таким образом, зачатки УЭО появляются аж в 1973 году в междуна-родной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.
Далее в 2004 году Всемирная таможенная организация принимает Руководство для таможенных органов по интегрированному управлению цепочкой поставок, в котором дает определение ряду ключевых для данной сферы терминов.
Так в Руководстве мы видим определения терминов «надежный экономический оператор», «уполномоченный участник ВЭД». При этом последний представляет из себя надежного экономического оператора, уполномоченного на использование упрошенных процедур, что сближает в терминологии Киотскую конвенцию и рассматриваемое руководство.
Однако сам термин УЭО еще не был принят международным сообществом и не был окончательно сформулирован.
Появляется сам термин в нормативных документах только в 2010 году в Таможенном Кодексе Таможенного союза, однако официального определения он не получил.
И только лишь в 2018 году в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли термину УЭО было дано соответствующее определение.
Рассмотрим его: «УЭО – это сторона, задействованная в международном перемещении товаров, выступающая в любой из функций, которая была одобрена национальной таможенной администрацией или от ее имени, как функция, соответствующая стандартам ВТамО или эквивалентным стандартам. УЭО могут включать производителей, импортеров, экспортеров, брокеров, перевозчиков, компании, объединяющие несколько партий грузов в отправку, посредников, порты, аэропорты, операторов терминалов, интегрированных операторов, склады, дистрибьюторов и экспедиторов».
Как видно из данного определения, в нем не упоминается ни об обязательном соответствии таможенным критериям, ни о доступе к упрощённым процедурам, что фактически лишает сам институт всякого смысла, а его формулировка скорее скопирована с понятия надежного экономического оператора, приведенного в упомянутом ранее Руководстве.
Однако в теле самого документа мы встречаем п.3.2, согласно которому УЭО это субъект, отвечающий определенным критериям и имеет право на участие в упрощенных процедурах. Тем самым п.3.2. компенсирует недостаточность в самом определении.
Необходимо отметить, что появлению института УЭО в Российском законодательстве длительное время предшествовал период, когда субъектам предоставлялся льготный режим, представляющий из себя упрощенную процедуру, закрепленную в ТК РФ.
УЭО – это субъект международной торговли, осуществляющий свою деятельность в соответствии со стандартами ВТО или принципами обеспечения безопасности цепи поставки товаров.
Различного рода упрощения процедур были вызваны необходимостью избежать излишнего таможенного администрирования, целью которых стало создание благоприятных условий для ведения экономической деятельности.
Возможность участвовать в упрошенной процедуре является значимой преференцией для большинства субъектов, в связи с чем количество УЭО постоянно растет.
Таким образом, выигрывают все стороны данного «партнерства» предпринимателей и таможенных служб. Предприниматели самостоятельно ведут деятельность в соответствии со строгими критериями таможенной службы, чем уменьшают риски безопасности в связи с контролем сомнительных поставок, получая при этом для себя дополнительные выгоды.
В российском законодательстве данный институт закреплен в главе 66 Федерального Закона от 03.08.2018г. № 289 – ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Определение термина УЭО мы также встречаем в статье 430 ТК ЕАЭС.
Таким образом, УЭО, при рассмотрении данного института на примере России – это российское юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством и осуществляющее торговлю (ввоз или вывоз товаров) с территории РФ, пользующееся правом на специальные упрощенные таможенные процедуры.
Данный статут возникает у субъекта с момента внесения его в соответствующий реестр и сопровождается выдачей свидетельства.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные акты и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 12.04.2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
4. Об экспортно контроле : федеральный закон от 18.07.1999. № 183 – ФЗ, в ред. от 13.07.2015 // СПИ «Официальный интернет-портал правовой информации».
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294 – ФЗ (ред. от 27.11.2017г.) // Российская газета. № 266, 30.12.2008.
6. Федеральный закон Российской федерации «О таможенном регулировании в российской федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ [Электронный ресурс] / Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Приказ ФТС России от 16.03.2011 N 578 (ред. от 31.10.2013) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных орга-нов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий» [Электронный ресурс] / Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111770/
8. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТамО от 2005г. в ред. от 25.07.2018. // Официальный сайт «Всемирной таможенной организации».
II. Специальная литература
1. Костин А.А., Костина О.В., Москаленок О.А. Международное таможенное сотрудничество: Учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2014г. 114 с.
2. Шишкина О.В. Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля: предварительная декларация, декларирование товаров, централизованная таможенная очистка // Таможенное дело. 2009. № 3. 20 с.
3.Бекяшев, К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. - 336 с.