Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» 5
§2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
§3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 18
§4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА 21
§5. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько десятилетий в нашем обществе произошли кардинальные изменения в представление целей процесса образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основного результата образования произошел переход к пониманию процесса обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, умению занять активную, общественную позицию, успешному решению жизненных задач, возникающих перед ними, умению сотрудничества и работы в группе, готовности быстрому переобучению в ответ на обновление требований и знаний рынка труда.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности, именно на них базируется способность ребёнка к самоорганизации учебной деятельности, что, безусловно, является основой успешного обучения в начальной школе.
Актуальной становится проблема изучения психологических факторов, сопутствующих формированию и развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Противоречия: между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального основного образования к планируемым результатам в виде формирования регулятивных универсальных учебных действий и недостаточным методическим обеспечением учителей
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «регулятивных универсальных учебных действий».
2. Определить психолого-педагогические особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
3. Определить условия формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.
4. Подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 1 класса
5. Разработать рекомендации для педагогов по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников
Метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме регулятивных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Методологической основой исследования являются труды ученых В.О. Пунского, А.Г. Асмолова, А.В. Федотовой, П.Я. Гальперина и др.
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
В современных условиях изменения в системе образования обусловлены реализацией закона «Об образовании в Российской Федерации», внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов. В данных условиях педагог должен организовать учебную деятельность с учетом требований ФГОС и проектировать урок на основе системно-деятельностного подхода, направленного на формирование универсальных учебных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым. В данной концепции под регулятивными универсальными учебными действиями понимается совокупность действий ученика, которые направлены на управление и организацию обучающимися своей учебной деятельности [18].
В основе данных действий лежат понятия регуляции, произвольности и воли. В психологии регуляция поведения личности основано на произвольности – умении действовать по образу и определенным правилам. Для того, чтобы подчинить свои действия определенному образцу, необходима сформированность волевых процессов – способность осознанно управлять своим поведением и деятельностью.
Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Воля – свойство человеческой психики, проявляющееся в активной саморегуляции своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям [7].
Понятие «воля» было введено в античный период. В XX веке проблема воли стала обсуждаться в связи с задачей преодоления препятствий, снижающих побуждение действию. В работах К.Н. Корнилова, В.И. Селиванова, П.А. Рудика, А.Ц. Пуни и других воля связывалась с мобилизацией усилий по преодолению внешних и внутренних препятствии, возникающих при реализации действий. Л.С. Выготский поставил проблему воли в связи с задачей «овладения собой», то есть развития произвольности, сознательного управления человеком своими процессами и поведением [7].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2011. – 152с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2007 - 112 с.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов - М.: Просвещение, 2011. 152 с.
4. Битянова М.Р. Мониторинг УУД: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия – новые задачи / М.Р. Битянова // Практика образования. – 2012. – No 1. – С. 28–33.
5. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – No 3. – С. 338–353.
6. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики: монография. / В.П. Вахтеров – М.: Лань, 2013. – 580 с.
7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. – 437 с.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 311 с.
9. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко и др. // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153-160.
10. Давыдова Н.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / Н.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Народное образование. – 2012. – No 1. – С. 167–175.
11. Исаев, Д.Н. Возрастная психология [Текст] / Д.Н. Исаев. В.Е. Каган. - М.: Просвещение, 2007. - 498 с.
12. Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника [Текст] / Т.Е. Конникова. - М.: Просвещение, 2005. - 204 с.
13. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. 940 с.
14. Куркина О. Универсальное учебное действие / О. Куркина // Учитель. – 2010. – No 2. – 2–4 с.
15. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2011. – 176 с.
16. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – No 10. – 6–12 с.
17. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой ученый. – 2011. – No 5.– 45-78 с.
18. Чемякина, М. А. Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся по ФГОС [Текст] : методическое пособие для учителей, работающих по ФГОС / М. А. Чемякина.: Изд. МАОУ «СОШ №7» г. Краснокамеснк, 2013. – 33 с.