Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. У детей с ограниченными возможностями здоровья агрессивность является одной из наиболее частых проблем. Агрессивное поведение дошкольников с ОВЗ является серьезной психологической, педагогической и социальной проблемой, с которой дети сталкиваются уже в детском саду. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности поведения детей с ограниченными возможностями здоровья являются не результатом того естественного разнообразия индивидуальных особенностей, которыми отличаются нормальные дети, а результатом перенесенного ими тяжелого заболевания и вызванного в его результате аномального фукнционирования мозговой деятельности. У них наблюдаются трудности в регуляции поведения, не возникает потребность в произвольном управлении поведением.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др. [1, 3, 4, 17, 27]. В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков.
В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях А. В. Запорожец, Н.Д. Левитов, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурманов и др. [11, 14, 20, 21, 28].
Проблема исследования: каковы особенности агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с ОВЗ?
На основании выше изложенного, тема настоящего исследования определена как: «Особенности агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Целью исследования является изучение особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Объект исследования – агрессивное поведение.
Предмет исследования – особенности агрессивного поведения у детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить основные теоретические походы к изучению агрессивного поведения.
3. Выявить особенности агрессивного поведения у детей с ОВЗ.
4. Провести первичную диагностику агрессивного поведения дошкольников с ОВЗ.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; эмпирические – проективная методика.
Методики: «Тест Руки» Вагнера.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивного поведения детей с ОВЗ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению агрессивного поведения
Для решения исследовательских задач рассмотрим понятие агрессивного поведения. Термин «агрессия», как отмечает Т.Г. Румянцева, «часто используется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезной очистке от ряда наслоений и повседневных значений» [Т.Г. Румянцева, 2011]. Слово «агрессия» происходит от латинского aggredi, что означает «нападать».
История человечества обоснованно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни отдельного человека и общества в целом. Кроме того, агрессия обладает довольно мощной притягательной силой и свойством заразительности [М.Л. Мельникова, 2007].
Превращение агрессии в предмет научного психологического анализа
принадлежит З. Фрейду. Впервые он обратил внимание на важную сторону
человеческой натуры – страсть к разрушению. З. Фрейд не дает четкого определения агрессии, но подразумевает все человеческие стремления к разрушению. «Агрессия – это инстинкт смерти, направленный на саморазрушение или уничтожение другого индивида» [Н.Э. Гончарова, 2001].
В настоящее время большинством принято следующее
определение: агрессия – это любая форма поведения, направленная на
оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не
желает подобного обращения Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 2001.
С.Н. Ениколопов дает наиболее полное определение исследуемого явления: «Агрессия – это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам человеческого существования в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт» С.Н. Ениколопов, 2005.
Э. Фромм выделяет две основные функции агрессии:
«1. Доброкачественная – проявляется в момент опасности и носит
защитный характер. Как только опасность исчезает, эта форма агрессии также затухает. Она биологически адаптивная, способствует
поддержанию жизни и связана с защитой жизненно важных интересов.
2. Злокачественная – олицетворяет деструктивность, жестокость,
является спонтанной и связана со структурой личности. Она не является
биологически адаптивной» Э. Фромм, 2012.
Агрессия может принимать самые разные формы. В
психологии выделяют такие формы агрессии, как:
- негативная, иначе называемой деструктивной;
- позитивная, иначе называемой конструктивной;
- явная, которая характеризуется возможностью её внешнего наблюдения;
- латентная, которая имеет скрытый характер проявления;
- вербальная, которая представляет собой словесную атаку;
- физическая, то есть физическое нападение;
- прямая, которая характеризуется прямым фокусом на определенный объект;
- косвенная, которая характеризуется переключением на другие объекты;
- враждебная, направленная на причинение вреда и боли другому человеку;
- инструментальная, используемая для других целей;
- эго-синтонная, которая принимается личностью;
- эго-дистонная, которая осуждается самой личностью.
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, часто является основным источником трудностей в отношениях между людьми,
приносит боль и непонимание и часто приводит к конфликтным
последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы,
жалобы на проявление детской агрессии являются одним из наиболее
распространенных явлений среди родителей и педагогов в современном
обществе.
В детском саду есть дети с ярко выраженными проявлениями
агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Педагогам
трудно работать с такими детьми: они не знают, как вести себя с
ребенком с агрессивным поведением.
Агрессивность обычно подразумевает наличие агрессивных эмоций и
вызывает не только какие-то чувства или общие реакции, но и влечёт
за собой конкретные действия. У большинства людей есть определённые возникают агрессивные мысли и импульсы, от того, как они справляются с этими мыслями, зависит не только их здоровье и межличностные отношения, но и благополучие других людей А. В. Запорожец, 2013.
Детская агрессивность относится к действиям ребенка, которые
направлены на причинение физического или психического вреда другому
человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться:
нанесением ударов кулаками, терзанием животных, порчей мебели, игрушек,
посуды. Часто дети направляют агрессивность на самих себя: они рвут
на себе одежду, наносят раны, бьются головой о стену.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – Москва: ВЛАДОС, 2015 – 345 с.
2. Безрукова, О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – М.: Каисса, 2008. – 95 с.
3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии / Санкт-Петербург: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001.
4. Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. – 252 с.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.
6. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. – М.: Гензис, 2007. – 160 с.
7. Грабенко, Т. М., Михаленкова И. А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция: учебно- методическое пособие / Санкт-Петербург: Речь, 2008.
8. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно- методический комплекс / Е.В. Гребенкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 c.
9. Долгова, А.Г. Агрессия у детей дошкольного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009.
10. Ениколопов, С.Н. Психологические проблемы семейного насилия. – М.: Макс-Пресс, 2005. – 360 с.
11. Запорожец, А. В. Особенности агрессивного поведения / А. В. Запорожец. – Москва: Академия, 2013. – 284 с.
12. Крысько, В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС-ПPECC, 2001. – 208 с.
13. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском саду: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / М.: Academia, 2004.
14. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние агрессии [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 2010. – № 6 – с. 16 – 24.
15. Левченко, И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Изд. центр «Академия», 2011.
16. Мельникова, М.Л. Агрессивное поведение: детерминанты и условия коррекции: автореф. дис. … д-ра пед.наук. Екатеринбург, 2007. – 193 с.
17. Образ человека в философии З. Фрейда / под ред Гончарова Н. Э. автореф. дис. … филос. наук. М.: 2001. – 110 с.
18. Панфилова, М.А. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2010. – № 5. – С. 12- 13.
19. Пасечник, В.Н. Агрессивное поведение дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5. – С.73-78.
20. Реан, А.А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2004. – 416 с.
21. Румянцева, Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т. Г. Румянцева. – Москва, 2011.
22. Семенович, А.А. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.
23. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 4.
24. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н /Д.: Феникс, 2004. – 160 с.
25. Тест руки (Hand Test) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. – С. 310-327.
26. Фомиченко, А. С. Причины появления агрессии в детском возрасте / А.С. Фомиченко // Культурно-историческая психология. – 2010 – № 2.
27. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Просвещение, 2012. – 635 с.
28. Фурманов, И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. – Минск: Харвест, 2012. – 199 с.
29. Чижова, С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль.: Академия развития, 2005. – 160 с.