Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема неуспеваемости школьников была и остается актуальной. Сегодня эта проблема стоит особенно остро, поскольку у современных школьников неправильно сформировавшееся отношение к учению, они не понимают его общественную значимость и не стремятся быть успешными в учебной деятельности. Более общим является понятие школьной неуспешности – нежелание или неспособность ученика выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость. Часто учителя оказываются бессильными. Важнейшей проблемой становится своевременное выявление причин неуспеваемости детей в начальных классах. Это позволит не допустить развитие неуспеваемости в степень хронической.
В практической работе учителей важной целью является установление причин неуспеваемости и ее коррекция. Учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость.
В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке.
Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. Из числа таких самых разнообразных причин учитель выбирает те, которые могли сыграть роль в жизни данного ученика. Но и эти причины являются следствием других, более общих и более глубоких, и они тоже могут быть вскрыты учителем.
Требования, предъявляемые учебной деятельностью, учителем к личности, к познавательным процессам ребенка не всегда соответствуют уровню развития школьника. Это приводит к сложностям усвоения школьной программы, как следствие – к неуспеваемости.
Существует множество теоретических разработок в этой области, которые отражают отсутствие единого взгляда на данную проблему. Теоретическим исследованием данного вопроса занимаются такие ученые, как П.П. Блонский, И.В. Дубровина, М. А. Данилов, Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков и многие другие. Большой вклад в изучение практического аспекта данной проблемы внесли М.В. Матюхина, А.М. Гельмонт и другие.
Как мы уже отметили успех или неуспех в обучении школьников имеет большое значение в развитии личности ребенка. От того как протекает процесс обучения зависит внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение. Такие характеристики личности как самооценка, учебная мотивация, показатели тревожности, несомненно, связаны с уровнем успеваемости младшего школьника.
В связи с этим проблемой нашего исследования стало выявление причин неуспеваемости в обучении школьников.
Цель исследования - Изучить причины неуспеваемости школьников
Задачи
1.Рассмотреть причины школьной неуспеваемости, как психолого - педагогическую проблему
2. Провести дифференциальную диагностику психологических причин неуспеваемости школьников
3.Разработать рекомендации для учителей и родителей по повышению успеваемости отстоящих детей
Объект исследования - школьная неуспеваемость как психолого -педагогическая проблема.
Предмет исследования – причины и пути преодоления неуспеваемости школьников.
ГЛАВА1. ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Классификация причин школьной неуспеваемости
Проблема школьной неуспеваемости является острой проблемой многих школ, хотя не является новой для педагогической и психологической науки. Трудность в обучении может возникнуть у каждого ученика, она заключается в неспособности обучающегося понять, принять и исполнить процессуальные аспекты учебной деятельности, при соответствующем обучении и оказании помощи трудность преодолевается. Следует различать понятия неуспеваемости и школьной неуспешности. Неуспеваемость – это ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы. Более общим является понятие школьной неуспешности – нежелание или неспособность ученика выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость. [7]
Учебная успеваемость трактуется как несоответствие подготовки обучающихся существующим требованиям к усвоению научно-предметных знаний, навыков и умений; как недостаточный, низкий уровень овладения учебным материалом. Неуспеваемость характеризуется признаками, противоположными по отношению к успеваемости, или недостаточным уровнем признаков успеваемости. Обучающийся является неуспевающим, если он не знает, не владеет навыками, не умеет или имеет низкий (ниже определенного минимума) уровень знаний, навыков и умений. Формально это выражается в виде негативных баллов успеваемости («2», «неудовлетворительно»). Неуспеваемость связывают с отставанием в учебе. Отставание – это невыполнение требований к усвоению учебного материала, которое имеет место на промежуточных отрезках учебного процесса, между временными рамками для определения успеваемости. Отставание – процесс накопления невыполненных требований, недоучивания, непонимания и т. п. Отдельные отставания синтезируются и приводят к неуспеваемости. Напротив, профилактика и преодоление отставания позволяют предотвратить неуспеваемость. [9]
В психолого-педагогической литературе указываются различные виды учебной неуспеваемости. Так, по мнению А. А. Бездарного, существует абсолютная и относительная неуспеваемость. Абсолютная неуспеваемость присуща тем обучающимся, которые имеют отметки «2», то есть находятся на уровне ниже минимума требований. Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех обучающихся, которые могли бы выполнить обязательные требования к уровню знаний согласно учебной программе.
А. М. Гельмонт и Н. И. Мурачковский выделяют три степени учебной неуспеваемости в зависимости от количества предметов и устойчивости отставания: 1) общее и глубокое отставание в течение длительного времени; 2) частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по 1–3 предметам; 3) эпизодическая неуспеваемость. Учебная неуспеваемость школьников то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая. [14]
Сложилось три позиции в отношении понимания и решения данных проблем. Первая позиция заключается в том, что учебная неуспеваемость обусловлена объективными причинами, в силу которых неуспевающие появляются закономерно, и это нужно принимать как реальный факт. Вторая позиция состоит в том, что учебная неуспеваемость в принципе может быть 8 полностью преодолена, и это доказывает положительный опыт известных педагогов-новаторов и многих обычных педагогов, добивающихся полной учебной успеваемости, в том числе обучения не только без «двоек», но и без «троек». Авторы, придерживающиеся третьей позиции, считают, что проблема учебной неуспеваемости не может быть решена в полном объеме и навсегда по отношению ко всем обучающимся; она разрешима в отношении одних и неразрешима по отношению к другим; в разное время один и тот же ученик может стать успевающим и неуспевающим. Но в целом приверженцы третьей позиции полагают, что благодаря технологическим достижениям современной педагогики и психологии проблема предупреждения и преодоления учебной неуспеваемости в перспективе может и должна решаться более успешно. Впервые эта проблема была поднята в XVII в. Я. А. Коменским. Ряд разделов его «Великой дидактики» посвящен этому вопросу. Я. А. Коменский, как и Аристотель, утверждал, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию. Я. А. Коменский оспаривал мнение о том, что сама трудность вещей приводит к их непониманию, и писал, что до вершин знаний доходят немногие, а те, которые в какой-то мере приближаются к ним, достигают этого не иначе как с трудом. Я. А. Коменский при подходе к детям рекомендовал учитывать различие их способностей. В качестве причин неудовлетворительного обучения Коменский называл факторы двоякого происхождения. [9] С одной стороны – факторы, воздействующие на учащегося извне: воздействие учителей, влияние родителей и приятелей. С другой стороны – факторы личностного, интеллектуального и физиологического плана: нежелание учиться, злобность, упрямство, отсутствие способностей, нарушение физического здоровья, физические недостатки развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Амбалова, С. А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы / С. А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. № 4 (25). – С. 280-283.
2.Антипова, И. В. Неуспеваемость младших школьников как психологопедагогическая проблема / И. В.Антипова, Л. Ф. Алимская // Инновационные стратегии развития педагогического образования: сб. науч. трудов ХШ междунар. очно-заоч. науч.-метод. конф. : в 2 ч. – Москва, 2017. – С. 12-14.
3.Астафьева, М. А. Проблемы школьной неуспеваемости на начальных этапах работы молодого педагога / М. А. Астафьева, А. В. Ведяшкина // Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 1 дек. 2020 г.) / редкол. : Ж. В. Мурзина и др. – Чебоксары : ИД «Среда», 2020. – С. 78-81.
4.Бойко, И.Н. Практические рекомендации для педагогов по профилактике неуспеваемости младших школьников / И.Н. Бойко // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. XII Левитовские чтения. – Москва, 2017. – С. 131-134.
5.Гордеева, Т. О. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы / О. Т. Гордеева // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 3. – C. 32-42.
6.Данилова, Е. Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков / Е. Е. Данилова // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 4. – C. 51-61.
7.Зверева, Н. В. Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание) / Н. В. Зверева. Москва: ООО «Сам полиграфист», 2017. – 48 с.
8.Кадралина, Ш. К. Проблемы школьной неуспеваемости в научной литературе / Ш. К. Кадралина // Этнопедагогика в контексте современной культуры : сб. науч. трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л. Б. Абдуллина. – Москва, 2018. – С. 98-101.
9.Карабанова, О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 5. – C.16-26.
10.Литвинова, А. Г. Причины неуспеваемости ребенка в школе / А. Г. Литвинова, Г. К. Антошечкина // Студенческие научные достижения: сб. статей III междунар. науч.-исслед. конкурса. – 2019. – С. 138-141.
11.Меньшикова Е.А. Эмоциональное отношение к учебе младших школьников// Начальная школа. – 2014 год. - № 2 – С.17-20.
12.Хохлов, Н. А. Нейропсихологические предикторы школьной неуспеваемости / Н. А. Хохлов, Е. Д. Словенко // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2020. – № 3. – С. 291-313.
13.Шагивалеева Г.Р., Хазиева С.Ф. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников//Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 6 – С. 104-105.
14.Шевырдяева К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников//Вестник Пензенского государственного университета. – 2013. - № 4 – С. 25-29. 15.Шкуричева Н.А. Трудности общения у младших школьников и способы их преодоления // Начальная школа. – 2014 год. - № 9 – С.7-11.