Фрагмент для ознакомления
2
2.2 Оценка организации управления экономикой в ХМАО-Югре
Регионы РФ имеют право самостоятельно организовать управление экономикой. ХМАО – Югра как субъект РФ имеет возможность разрабатывать собственное правовое поле для экономических видов деятельности, определять уровень налогообложения, регулировать экономические процессы и пр.
Организация управления экономикой ХМАО-Югры осуществляется на двух уровнях управления: экономики и бюджета.
На уровне экономики ХМАО-Югры управление реализуется рынком. Это связано с тем, что план производства того или иного товара определяется самими производителями, и соответственно, они же управляют объемами производства этого товара, с учетом возможного спроса, конкурируя между собой (внутриотраслевая конкуренция). Государство не оказывает влияния на номенклатуру и объемы выпускаемой продукции, т.е. со стороны государства осуществляется децентрализованное управление фирмой.
Управление каждым предприятием и отраслью, как объединением предприятий, выполняется самостоятельно, все вместе они образуют контур рыночного управления экономикой ХМАО-Югры, что показано в нижнем блоке схемы организации управления экономикой ХМАО-Югры на рисунке 2.
Таким образом, в основе управления номенклатурой и объемами производства всех товаров, циркулирующих в ХМАО-Югре, а также стремления производителей получить как можно более высокую прибыль от реализации этих объемов товара, лежит механизм рыночной конкуренции (т.е. то, что называют «невидимой рукою» Адама Смита).
На уровне бюджета осуществляется управление социально-экономическим развитием ХМАО-Югры, в рамках которого, в соответствии с теорией управления, регион разделен на два крупных блока:
– объект (природная среда, население, экономика региона);
– субъект управления (решающий задачи планирования и контроля).
Оба эти блока представлены на рисунке 2.
Регион, как объект управления, включает в себя три крупных взаимосвязанных блока: природная среда, население, экономика. Регион, как субъект управления, включает в себя с сопутствующей информацией семь функциональных блоков: прогнозирования, планирования, принятия решений, учета, контроля, анализа и регулирования, которые в соответствии с теорией управления формируют контур планирования и контроля (рисунок 2).
В общем-то принято, что такое управление и есть управление экономикой региона, хотя это есть лишь управление только бюджетной составляющей.
Эти два уровня взаимосвязаны:
– во-первых, влиянием уровня экономики на бюджет – при производстве и реализации товаров, произведенных на предприятиях ХМАО-Югры, формируются налоговые отчисления, которые дают основу для доходной части бюджета ХМАО-Югры (а также доходной части бюджета муниципального образования и федерации). Поэтому для прогноза и оценки экономического потенциала региона и, как следствие, налоговых поступлений формируется финансовый план развития региона, который в соответствии с Бюджетным кодексом РФ формируется на три года. При разработке финансового плана используются статистические данные развития экономики ХМАО-Югры (рисунок 2);
– во-вторых, влиянием уровня бюджета на экономику – оно определяется тем, что на уровне бюджета наряду с другими формируются два мероприятия:
1) расчет величины налоговых отчислений (к сожалению, как правило, на уровне государства),
2) формирование государственных и региональных проектов (целевых программ).
Реализация этих мероприятий оказывает существенное влияние на развитие экономики ХМАО-Югры.
Управление экономикой региона в ХМАО-Югре осуществляется в рамках общей стратегии государственной экономической политики. Приоритеты региональной политики ХМАО – Югры направлены на реализацию национальных целей развития РФ на период до 2030 года (далее – национальные цели развития, Россия, РФ), закрепленных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3] (далее – Указ Президента РФ № 474):
– сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
– возможности для самореализации и развития талантов;
– комфортная и безопасная среда для жизни;
– достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
– цифровая трансформация.
Достижение национальных целей развития и сохранение траектории устойчивого экономического роста обеспечивается через реализацию 65 проектов, основанных на национальных проектах (программах), из которых 47 – в статусе региональных проектов, входящих в состав федеральных,
по 11 направлениям: «Здравоохранение», «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные качественные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт».
В региональных проектах на 2021 год установлены целевые значения 159 показателей, из них по состоянию на конец 2021 года все показатели достигнуты на 100 %.
Для достижения национальной цели развития – достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство в ХМАО – Югре в 2021 году реализовались региональные проекты: «Промышленный экспорт», «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», «Акселерация малого и среднего предпринимательства», «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» а также государственные программы: «Развитие промышленности и туризма», «Развитие экономического потенциала» (таблица 4).
Управление регионом как социально-экономической системой осуществляется через реализацию функций планирования, организации, мотивации и контроля. Причем, каждая из них распадается на подфункции. Все они реализуются в определенной структуре и формируют сложную иерархическую систему органов управления.
Таблица 4 – Ключевые показатели, характеризующие достижение национальной цели развития – достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство
Как субъект управления органы региональной власти ХМАО-Югра сегодня должны быть экономически заинтересованы в повышении уровня социально-экономических показателей. Поэтому, на наш взгляд, необходима единая признанная система ответственности в управлении, которая могла бы оценивать эффект от внедренных мероприятий.
Департамент экономического развития ХМАО – Югры (далее – Депэкономики ХМАО – Югры) является исполнительным органом государственной власти ХМАО – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере стратегического планирования, анализа и прогнозирования СЭР ХМАО – Югры, мобилизационной подготовки экономики, формирования и исполнения государственных и ведомственных целевых программ, реализации административной реформы, торговой деятельности, досрочного завоза, развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), инвестиционной и инновационной деятельности, дополнительного пенсионного обеспечения граждан [13].
Депэкономики ХМАО – Югры является ответственным исполнителем Государственная программа автономного округа «Развитие экономического потенциала», утвержденной постановление Правительства ХМАО – Югры от 30 декабря 2020 г. № 633-п [7].
Экономическая оценка потенциала и роли МСП в развитии национальной и региональной экономик сегодня представляет особый интерес, поскольку в условиях геополитической нестабильности и кризисных явлений, в условиях курса Правительства РФ на импортозамещение, МСП может быть тем драйвером, при помощи которого российская экономика и экономика ХМАО – Югры может справиться с негативными явлениями кризисного периода.