Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в современной науке появились новые концепции и определения развития туризма. Эта информация обычно поступает из зарубежных источников и переводится и адаптируется нами. Как показывает практика, на российском туристическом рынке эти понятия часто используются не по назначению.
Это либо не влияет, либо даже мешает успешному развитию туризма в российских регионах. Эти концепции включают в себя туристическое направление и туристический кластер как часть развития туристического региона.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что эти две близкие и взаимосвязанные концепции, которые представляют собой инструменты для развития туризма в российских регионах, однако, для их успешного применения требуется достаточно четкое понимание этих терминов. В современной практике существует множество определений этих понятий, которые часто очень противоречивы и не всегда отражают их основное назначение. Поэтому только правильное понимание этих инструментов позволит успешно развивать туризм в регионах.
Цель данной работы изучить понятия туристский регион, туристская дестинация, туристский кластер и выявить их особенности в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Раскрыть понятие и типологию туристских регионов;
Изучить туристская дестинацию: характерные черты и этапы развития;
Проанализировать дестинацию в системе региональных туристских кластеров
Изучить туристический кластер Краснодарского края: возможности создания и перспективы развития
Объект исследования– пространственные формы организации туризма (туристский регион, дестинация и кластер).
Предмет исследования – перспективы развития современных форм пространственных организаций в туризме.
Основными методами исследования, использованными в данной работе, были монографический метод (анализ научной и учебной литературы), метод анализа (анализ и обобщение данных СМИ и официальных отчетов), логика (информация, полученная из формулировок выводов) и другие методы.
Теоретической основой для написания работы стали труды отечественных туроператоров, социологов, материалы из научных журналов, интернет.
Методологической основой являются положения курортной индустрии, работа ведущих отечественных специалистов по формированию туристических регионов и анализу туристических кластеров в России
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы, включающим 28 источников, а также 3 рисунка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТУРИСТСКОГО РЕГИОНА И ДЕСТИНАЦИИ
1.1 Понятие и типология туристских регионов
Туристический регион - это географическая область (город, регион), которая должна иметь большую сеть специальных объектов и услуг, необходимых для организации досуга, образовательных процессов или реабилитации. Это может быть часть области или туристический центр, гостиница со всеми необходимыми условиями для организации отдыха и размещения туристов. Такой район может включать в себя любой регион, страну или группу стран, которые турист выберет в качестве места назначения.
Согласно определению ВТО, туристический регион - это место, где расположены некоторые памятники, а туристические объекты и услуги, выбранные туристом или группой туристов и продаваемые поставщиком услуг, адаптированы к ним. Таким образом, туристический регион сочетает цель путешествия с туристическим продуктом как комплексом услуг. Это обобщение характеризуется характеристиками [5, с.45]:
1. географический регион должен быть интересным для посещения, а его характеристики должны соответствовать или способствовать удовлетворению потребностей туристов
2. привлекательность туристического региона для туристов зависит от их потребностей и восприятия: Если турист любит катание на лыжах, ему понравятся горы; если он интересуется историей древних цивилизаций, он явно предпочтет Египет, Китай, Мексику, Перу и др.
3. туристический регион как комплекс туристических объектов и услуг является конкурентным субъектом на туристическом рынке.
Регионализация отдыха и туризма является особым случаем всего процесса регионализации. Это также связано с определенным видом развития территории, который имеет рекреационные функции и, следовательно, специализацию в рамках общего разделения труда в регионе или стране. Процессы регионализации достаточно продолжительны, даже если определена специализация в сфере досуга, которая, как правило, не играет особо важной роли в экономике и не доминирует в самих зонах досуга.
Процесс создания зон отдыха и туризма проходит в четыре этапа. На первом этапе предполагается, что территория является не развитой, а стратегически важной территорией с потенциальными рекреационными и туристическими ресурсами. Второй этап предполагает быстрый рост новой рекреационной или туристической зоны, сопровождаемый формированием представления об уникальности туристических ресурсов в этой зоне. Третий этап характеризуется тем, что туристический регион находится на пике своего развития, после чего наблюдается снижение рекреационной и туристической популярности. На четвертом этапе стабилизируется и восстанавливается зона отдыха и туризма.
На развитие туристических зон существенное влияние оказывают многие факторы, такие как уровень экономического развития региона, транспортное сообщение территории в рамках ГТС, наличие достаточного количества человеческих ресурсов и наличие системы расселения. Это реальные факторы в конкретном процессе развития территории [14, с.149].
Туристическое зонирование - это своего рода частное промышленное зонирование, которое отражает только один аспект (туризм), который может быть адекватно описан в принципе. В то же время должны соблюдаться общие географические принципы регионализации: объективность, многомерность, иерархия и конструктивность.
Туристические зоны имеют следующие характеристики:
Во-первых, туристический регион по своей природе является социальным субъектом и конечным продуктом. Ее продуктами являются туристические и развлекательные услуги, обеспечивающие улучшенное воспроизводство физических и психических сил населения. Отдыхом, развлечениями и потребителями этих услуг являются люди.
Во-вторых, для туристических регионов характерен процесс социального воспроизводства, охватывающий четыре сектора: производство, обмен, распределение и потребление. В туристических районах, как правило, нет временной разницы между производством и потреблением. Это относится к основным продуктам - туризму и туристическим услугам, которые не могут храниться для будущего использования.
В-третьих, расположение рекреационно-туристических зон, которые служат длительным (ежегодным) отдыхом, характеризуется сильной ресурсной направленностью. В отличие от пригородных туристско-рекреационных зон, зоны туризма национального и международного значения создаются на основе уникальных сочетаний туристско-рекреационных ресурсов, количество которых ограничено. [26, с.89].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басюк А.С. Эффективное развитие региональных кластеров в условиях глобализации//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». -Майкоп: изд-во АГУ, 2019. -Вып. 3 (127). - С.86-90.
2. Бочкова Е.В. Формирование туристскорекреационного кластера Краснодарского края в условиях глобализации // Актуальные проблемы развития российских регионов: экономический, юридический и политический аспекты: материалы Всероссийской научно практической конференции (Курган, 19 мая 2018 г.). Курган, 2020.
3. Гончарова Н.А. Управление жизненным циклом дестинации // Известия Томского политехнического университета. Т.318, № 6. 2019. С. 53-55.
4. Горелов И.Н. Перспективы реализации кластерных инициатив в регионах // Региональная экономика: теория и практика. 2021. №12. С. 54-57.
5. Губин, В. А. Методология формирования туристско-рекреационного кластера (на примере Краснодарского края) / В. А. Губин, Ю. С. Платонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (72). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12287/ (дата обращения: 18.04.2022).
6. Гуриева Л.К. Туристский кластер региона: проблемы и перспективы создания // Региональная экономика: теория и практика. 2020. №22. С. 72-80.
7. Дутова Т.И. Туристско-рекреационный кластер и принципы его развития // Российское предпринимательство. 2018. №8 (2).
8. Ефимова К.В. Теоретические аспекты использования кластеров в формировании конкурентоспособной экономики // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. №2. С. 48-58.
9. Кирьянова Л.Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. С. 131-132.
10. Купер К. и др. Экономика туризма: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.И. Богданова и О. Йоргенсена. — СПб.: Изд-во «Омега», 2019. — С. 11.
11. Лаврикова Ю.Г. Концептуальные основы и практика реализации кластерного подхода в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. 2019. №22. С. 21-31.
12. Морозов М.А. Туристская дестинация и закономерности их развития: монография. — М.: МИГМТ, 2020.
13. Морозов М.А., Коль О.Д Дестинация — важнейший элемент туризма // Туризм. — 2018. — № 1.
14. Морозова Н.С. Предпринимательство и конкуренция в туризме. М.: РосНОУ, 2018. С. 136.
15. Официальный сайт Департамента экономического развития Краснодарского края URL:http ://economy. kub angov. ru/ strateg/11/(дата обращения: 18.04.2022).
16. Павлова, Э. Н. Развитие регионального профессионального туристского образования на основе туристской дестинации (на примере Карелии). Петрозаводск: КарНЦРАН. 2019.105 с.
17. Праздничных А.Н. Кластерный подход - инструмент повышения конкурентоспособности региона // Современная конкуренция. 2019. №3(15). С. 63-63.
18. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2020-2025 годы)» от 19.07.2018 г. - №1230-р.
19. Савин К.Н. Кластеры в региональной экономике // Проблемы региональной экономики. — 2019. — № 1/2. — С. 111-115.
20. Сердюкова Н.К., Гаврилец Г.Ю. Оценка современных тенденций продвижения туристского продукта // Известия Сочинского государственного университета. 2018. Т. 21. № 3. С. 90-95.
21. Созиева З. И. Роль туристско-рекреационного комплекса в развитии региональной экономики // Вестник Государственного университета управления 2021 — № 7.
22. Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2025 года. Утверждена приказом департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края от 01 октября 2018 года № 63.
23. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 г. — М.: 2018.
24. Туризм в России. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), официальный сайт - Электрон. дан. - URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140232/ (дата обращения: 18.04.2022).
25. Цыганкова В.О., Мухамедиева С.А. Факторы конкурентоспособности туристских дестинаций в современных условиях развития российского туристского рынка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). URL: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf. (дата обращения: 18.04.2022).
26. Щепакин М.Б., Маштаков А.И. Методологические и методические аспекты выбора стратегии развития региона// Труды Кубанского государственного аграрного университета. - Вып. № 4(19), 2019. - С. 12-17.
27. Щепакин М.Б., Томилко Ю.В. Классификация и формы организации отраслевых инновационных кластеров// Новые технологии. - Вып. 3. - Майкоп: Изд-во ГОУ ВПО «МГТУ». - 2021. - С. 226-230.
28. Экономика организации туризма: международный туризм: Учебное пособие / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Дра-чевой. — 3-е изд. с испр. и доп. — М.: КноРус, 2019.