Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В наше время открытие компьютерного клуба - это прибыльный бизнес, несмотря на то, что почти каждый человек владеет персональным компьютером. На это есть ряд причин. Во-первых, любители компьютерных игр предпочитают собираться в одном месте, чтобы играть в онлайн-игры. Во-вторых, люди посещают интернет-кафе, чтобы посидеть в интернете и воспользоваться социальными сетями, когда дома это по каким-то причинам невозможно. Таким образом, открытие компьютерного клуба - это перспективный бизнес со сроком окупаемости 15 месяцев.
Чтобы открыть клуб, необходимо 7 сотрудников. Также необходимы помещения. Желательно арендовать помещения вблизи школ, университетов, оживленных дорог или в центре города.
Минимальный размер - 200 м2.
Среднемесячная вместимость составляет 900 человек.
Клуб открыт 24 часа в сутки. Этот бизнес не имеет ярко выраженной сезонности.
В летние месяцы наблюдается снижение числа посетителей. Стоимость 1 часа аренды компьютера составляет 80 рублей.
Учитывая высокий спрос на услугу и отсутствие сильной конкуренции, проект имеет положительные финансовые показатели:
Первоначальные инвестиции составляют 1 961 100 рублей.
Среднемесячная прибыль составляет 132 000 рублей.
Срок окупаемости - 15 месяцев.
Точка безубыточности - 1 месяц.
Рентабельность продаж - 31%.
Глава 1. Исследование рынка и его ключевых участников, выбор наиболее перспективных направлений и возможностей для Компании, обоснование исследовательского вопроса
1.1 Общая характеристика рынка, анализ основных трендов и потребительских предпочтений, наиболее перспективных и востребованных направлений, барьеры развития рынка
При открытии компьютерного класса необходимо учитывать местоположение арендуемого помещения. При удачном расположении клуб может быстро стать полностью заполненным и приносить регулярный доход.
Основной целевой группой являются:
- Молодые люди (ученики, студенты)
- Люди в возрасте от 21 до 30 лет
Другие группы людей также будут пользоваться клубом, но их доля будет меньше.
В настоящее время на этом рынке мало конкуренции, так как большинство клубов закрылись раньше из-за кризиса и низкого качества обслуживания клиентов.
Ценовой сегмент услуги - средний.
Для увеличения прибыли можно дополнительно открыть бар и предлагать такие услуги, как печать, оцифровка, ксерокопирование и ремонт компьютеров.
В качестве дополнительной услуги вы можете арендовать отдельное помещение для всего бизнеса. Проведите опрос постоянных клиентов, выслушайте их пожелания и разработайте систему лояльности.
Если клуб соответствует этим условиям, он может обзавестись постоянной аудиторией и хорошей репутацией, а также увеличить посещаемость другими группами людей.
Если летом продажи падают, проводите акции, предоставляйте скидки, добавьте мероприятия - соревнования по онлайн-играм.
1.2 Перспективные сегменты рынка и анализ ключевых игроков рынка. Выявление предпринимательских возможностей и описание бизнес – идеи
Поскольку потребителями услуги являются подростки от 12 до 17 лет и молодежь в возрасте от 18 до 23 лет увлекающиеся играми и интернет, то рынок можно оценить в 40 - 50 тысяч человек. Следует отметить неравномерность распределения клиентов с географической точки зрения. В отличие от тенденции клубов к концентрации в центре города, основное число клиентов проживает именно на периферии в таких районах, как Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, Березовский и др.
В динамике развития рынка прослеживается та же тенденция: число клиентов (реальных и потенциальных) в центре города остается практически неизменным, в то время как на периферии неуклонно растет. Учитывая указанную выше особенность географического размещения клубов, это приводит к тому, что потребность в «местных» клубах растет значительно выше, чем их предложение, а это в свою очередь означает появление неудовлетворенного спроса, который можно рассматривать как сегмент рынка. Оценочная доля на рынке.Каждый клиент проводит в клубе в среднем по 2 часа за одно посещение, при средней частоте посещений 1 раз в неделю или 51 посещение в год. То есть потребность в услугах клубов можно оценить по формуле:
D = 50 000 чел. 2 часа/пос. 51 пос/год = 5 100 000 часов в год
Рассчитав по формуле совокупное годовое предложение машинного времени по всем клубам, получим 4 893 120 часов в год.
где: t - продолжительность работы клуба (часов в день)
N - число компьютеров в клубе
Имеется неудовлетворенный спрос в размере 206 880 часов в год. По техническим и экономическим характеристикам представляемый проект максимально способен удовлетворить спрос в объеме 86 400 часов в год, что значительно меньше вышеуказанной цифры. Таким образом, доля рынка составит:
Приведенные в формуле данные рассчитаны при условии 100% загрузки техники, что фактически невозможно, а при условии неполной загрузки неудовлетворенный спрос будет еще выше. На сегодняшний день действует около 1900 клубов, и эта статистика регулярно обновляется из-за открывающихся и закрывающихся площадок.
Из теории систем в управление пришло несколько понятий.
Система – это ограниченное множество взаимодействующих элементов.
Посмотрим на это с точки зрения бизнеса:
• «ограниченное» - значит, есть некоторая граница, относительно которой мы можем сказать: то, что находится по одну ее сторону, называется внутренней средой организации, по другую – внешней;
• «множество взаимодействующих элементов» У- бизнес – система состоит из элементов, которые определенным образом взаимодействуют между собой для достижения целей деятельности.
Таким образом, для выделения организации как системы требуется наличие:
- личности, формирующей систему
- цели, для достижения которой формируется система
- набора элементов, обладающих важными для достижения признаками и связанных между собой в одно целое;
- контекста, т.е. определенного состояния внешней среды и связей между средой и организацией.
Наличие субъектов в контексте системы всегда повышает степень неопределенности в ее функционировании и, как следствие, усложняет управление системой.
Элемент (elementarius – лат. – начальный, простой, конечный, неделимый, лежащий в основе чего-либо) – это относительно самостоятельная часть целого, нечто простейшее и неделимое, что мы можем рассматривать таковым на данном уровне анализа.
Функция – это то, что должен делать элемент в рамках бизнес-процесса, в который он встроен.
Системные законы управления организацией
1. Закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта.
2. Закон синергии - Sinergia – сотрудничество, содружество – интеграция усилий приводит к умножению конечного результата. Аристотель говорил: «Целое больше простой суммы своих частей» (2 + 2 > 4). Значит, в любой ситуации всегда есть возможность выбрать такой набор элементов, и так их увязать между собой, что на выходе получится сверх/эффект, результат, который не мог бы дать ни один из элементов в отдельности.
4. Закон самосохранения:
✓ экономия в расходовании своих ресурсов
✓ разрастание изнутри по численности
✓ усложнение рабочих процессов;
✓ стремление к равновесию, к стабильности и, как следствие, сопротивление изменениям.
5. Закон наименьших – итоговая устойчивость целого определяется по самому слабому звену.
6. Закон композиции отражает важность построения согласованной, взаимоувязанной, непротиворечивой системы целей, декомпозированной сверху вниз, от главной цели до целей отдельных подразделений и сотрудников.
7. Закон развития (онтогенеза).
8. Закон историчности требует при построении системы предусматривать процедуры, связанные с ее ликвидацией.
Неотъемлемые характеристики сложных организационных систем:
1. Целесообразность – все подчинено цели.
2. Функциональность – наличие функциональных подсистем, совокупность которых должна закрывать основной бизнес – процесс и гарантировать качественный «выход».
3. Степень управляемости – способность системы точно отзываться на управленческие воздействия.
4. Информационная насыщенность - объемность и разнообразие информационных связей, как внутри системы, так и на границе «организация – внешняя среда».
5. Адаптивность – способность подстраиваться под изменения внешней среды, а также прогнозировать изменения будущего периода и заранее предпринимать действия, которые позволят избежать будущих рисков или использовать будущие возможности наиболее точным образом.
1. Синергия.
Две модели – два стиля управления компанией
Механистическая модель управления
Приоритет модели – доминирование в системе управления правил и процедур, высокая степень централизации власти, глубокая специализация работ.
Согласно этому подходу эффективностью организации можно и нужно управлять через четкий организационный порядок.
Любая организация – это, прежде всего, механизм, работу которого надо наладить так, чтобы он абсолютно предсказуемо выдавал в нужном месте, в нужное время результат нужного качества. Все должно быть максимально стандартизировано и формализовано (забито в инструкции, регламенты и т.п.) И особенно важно, чтобы этот механизм функционировал максимально независимо от отдельно взятой личности. Вошла личность в систему – каким бы профессионалом он не был, какой бы харизмой не обладал – никаких потрясений с организацией происходить не должно. Механизм продолжает четко работать, личность встраивается в отведенное ей место, как «деталь механизма». Механизм продолжает работать, «деталь заменяется».
Изучи. Поверь и действуй. Не веришь – откажись и создай свое. Умей не зависеть от личности так, чтобы она чувствовала свою ценность, а вы получали свою выгоду.
Органическая модель управления.
Приоритет модели – обеспечение высокого уровня адаптивности и развития через гибкое использование человеческого потенциала.
Согласно органическому подходу правила и процедуры – вторичны, их использовать надо, но в строго ограниченном количестве, чтобы не снижать вдохновение и не тормозить творческий процесс. Система управления больше децентрализована.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (действующая редакция от 14.11.2021) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст.3301.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.01.1998 № 146 – ФЗ (действующая редакция от 01.01. 2022) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3824.
3. Абрамс Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 486 c.
4. Алиев В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев, Д.В. Чистов. — М.: Инфра-М, 2018. — 64 c.
5. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2018. — 144 c.
6. Бейт Н. Как преодолеть экономический спад. План выживания в бизнесе / Н. Бейт. — М.: Олимп-Бизнес, 2017. — 208 c.
7. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование. — М.: Т8, 2020. — 160 c.
8. Бизнес-планирование : учебник / под редакцией В. М. Попова, С. И. Ляпунова. — М. : Финансы и статистика, 2004.
9. Бизнес-планирование : учебное пособие / А. С. Волков, А. А. Марченко. — Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2018.
10. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2018. - 432 c.
11. Бизнес-планирование. 4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». / Под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. — М.: ЮНИТИ, 2017. — 591 c.
12. Бизнес-планирование: Учебник. / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2018. - 288 c
13. Бобков Л.В. Бизнес-планирование: Уч. / Л.В. Бобков, В.Я. Горфинкель, П.Н. Захаров и др. — М.: Вузовский учебник, 2017. — 320 c.
14. Борисова О.В. Бизнес-планирование деятельности предприятий торговли: Учебное пособие / О.В. Борисова. — М.: Академия, 2016. — 320 c.
15. Бринк, И. Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / И. Ю. Брик, Н. А. Савельева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2002.
16. Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. — 224 c.
17. Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. — М.: Инфра-М, 2019. — 352 c.
18. Буров, В. П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика : учебное пособие / В. П. Буров. — Москва : ИНФРА-М, 2013.
19. Вест, А. Бизнес-план: учебно-практическое пособие / А. Вест ; перевод с английского Н. И. Алмазовой, И. Ю. Булиной. — 3-е изд. — Москва : Проспект, 2005.
20. Ветлужских, Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика / Е. Ветлужских. — 3-е изд. — Москва : Альпина Бизнес Букс, 2008.
21. Виноградова М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие / М.В. Виноградова. — М.: Дашков и К, 2017. — 280 c.
22. Внутрифирменное планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Н. Кукушкин [и др.] ; под редакцией С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2019.
23. Волков А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. — М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2018. — 81 c.
24. Воловиков Б.П. Стратегическое бизнес-планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа: Монография / Б.П. Воловиков. — М.: Инфра-М, 2017. — 320 c.
25. Воробьева, И. П. Экономика и управление производством : учебное пособие для вузов / И. П. Воробьева, О. С. Селевич. — Москва, 2020.
26. Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебное пособие / А. В. Воронцовский. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000 ; ОЦЭиН, 2004.
27. Гарнов А.П. Экономика предприятия: современное бизнес-планирование: учеб. Пособие / А.П. Гарнов. — М.: ДиС, 2018. — 272 c.
28. Гладкий А.А. Бизнес-план: Делаем сами на компьютере / А.А. Гладкий. — М.: Рид Групп, 2017. — 240 c.
29. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. — М.: Риор, 2019. — 176 c.
30. Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. — М.: Ось-89, 2018. — 592 c.
31. Джакубова Т.Н. Бизнес-план: расчеты по шагам / Т.Н. Джакубова. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 96 c.
32. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2017. — 432 c.
33. Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии : учебник / И. А. Дубровин. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К°, 2016.
34. Еремеева Н.В. Планирование и анализ бизнес-процессов на основе построения моделей управления конкурентоспособности продукции / Н.В. Еремеева. — М.: Русайнс, 2018. — 16 c.
35. Жариков В.Д. Основы бизнес-планирования в организации (для бакалавров) / В.Д. Жариков, В.В. Жариков, В.В. Безпалов. — М.: КноРус, 2017. — 62 c.
36. Жуков В.В. Бизнес-планирование в электроэнергетике / В.В. Жуков. — М.: МЭИ, 2018. — 568 c.
37. Золотухин О.И. Бизнес-планирование: учебное пособие / О.И. Золотухин. — СПб.: ГУАП, 2018. — 84 c.
38. Иваницкий, В. Л. Основы бизнес-моделирования СМИ : учебное пособие для вузов / В. Л. Иваницкий. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва, 2020.
39. Ким, И. Г. Как разработать бизнес-план : методическое пособие / И. Г. Ким, Т. С. Тарапунова. — Алматы : LEM, 1998.
40. Кренер С. Планета МВА. Бизнес-школы: взгляд изнутри / С. Кренер, Д. Дирлова. — М.: Олимп-Бизнес, 2017. — 256 c.
41. Куницына Н.Н. Бизнес-планирование в коммерческом банке: Учебное пособие / Н.Н. Куницына. — М.: Магистр, 2018. — 383 c.
42. Куприянов, Ю. В. Модели и методы диагностики состояния бизнес-систем : учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов, Е. А. Кутлунин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2020.
43. Купцова Е. В. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 436 c.
44. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва, 2020.
45. Лопарева А. М. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 274 c.
46. Лопарева, А. М. Экономика организации (предприятия) : учебно-методический комплекс / А. М. Лопарева. — Москва : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2013.
47. Лопарева,А. М. Бизнес-планирование : учебно-методический комплекс / А. М. Лопарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ, 2011.
48. Лосев В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. — М.: Вильямс, 2018. — 208 c.
49. Любанова Т.П. Сборник бизнес-планов. Методика и примеры: предпринимательская деятельность, экономическое обоснование инженерных решений в курсовом, дипломном проектировании, диссертационных работах: Учебное и научно-практическое пособие / Т.П. Любанова. — М.: ИКЦ МарТ, МарТ, 2017. — 408 c.
50. Любанова, Т. П. Бизнес-план : учебно-практическое пособие / Т. П. Лобанова [и др.]. — Москва : Книга сервис, 2004.
51. Морошкин В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — М.: Инфра-М, 2018. — 176 c.
52. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование : учебное пособие / В. А. Мирошкин, В. П. Буров. — Москва : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2007.
53. Немети Л. Стратегии выхода из бизнеса: планирование выхода, опционы, увеличение стоимости бизнеса, управление сделками для владельцев бизнеса / Л. Немети. — М.: Инфотропик Медиа, 2018. — 272 c.
54. Орлова Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. — М.: Омега-Л, 2017. — 168 c.
55. Орлова П.И. Бизнес-планирование. Учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2020. — 284 c.
56. Орлова, Е. Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е. Р. Орлова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Омега-Л, 2012.
57. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. - М.: Омега-Л, 2013. - 168 c.
58. Орлова, П. И. Бизнес-планирование : учебник / П. И. Орлова. — 2-е изд., пер. и доп. — Москва : Дашков и К°, 2016.
59. Орлова, П.И. Бизнес-планирование.Учебник для бакалавров. / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2012. - 284 c.
60. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 c.
61. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2016. - 288 c.
62. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник для бакалавров / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2016. - 288 c.
63. Пейли, Н. Успешный бизнес-план. От стратегических целей к плану действий на один год / Н. Пейли. - М.: Эксмо, 2008. - 416 c.
64. Петров К.Н. Бизнес-план на одной странице / К.Н. Петров. — М.: Диалектика, 2019. — 144 c.
65. Петров К.Н. Как разработать бизнес-план. 69 готовых бизнес-планов. / К.Н. Петров. — М.: Вильямс И.Д., 2018. — 320 c.
66. Петров, К.Н. Бизнес-план на одной странице / К.Н. Петров. - М.: Диалектика, 2019. - 144 c.
67. Петров, К.Н. Как разработать бизнес-план. 69 готовых бизнес-планов. / К.Н. Петров. - М.: Вильямс И.Д., 2018. - 320 c.
68. Петров, К.Н. Как разработать бизнес-план: Практическое пособие с примерами и шаблонами / К.Н. Петров. - М.: Вильямс И.Д., 2011. - 384 c.
69. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. — М.: Омега-Л, 2017. — 171 c.
70. Петухова, С. В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект : практическое пособие / С. В. Петухова. — Москва : Омега-Л, 2013.
71. Петухова, С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2013. - 171 c.
72. Питерсон С.Д. Как разработать бизнес-план / С.Д. Питерсон. — М.: Диалектика, 2018. — 320 c.
73. Питерсон, С.Д. Как разработать бизнес-план / С.Д. Питерсон. - М.: Диалектика, 2018. - 320 c.
74. Планирование на предприятии для строительных вузов : учебник и практикум для вузов / под общей редакцией X. М. Гум- ба. — Москва, 2020.
75. Попадюк Т.Г. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Т.Г. Попадюк. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 64 c.
76. Попадюк, Т.Г. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Т.Г. Попадюк. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 64 c.
77. Попов, В. М. Сборник бизнес-планов: С рекомендациями и комментариями : учебно-методическое пособие / В. М. Попов [и др.] ; под редакцией д-ра экон. наук, проф. В. М. Попова, д-ра экон. наук С. И. Ляпунова. — 5-е изд., перераб. — Москва : Кно- Рус, 2004.
78. Потапов, С. Как преодолеть экономический спад План выживания бизнеса / С. Потапов. - М.: Олимп-Бизнес, 2009. - 208 c.
79. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — Москва : ИНФРА-М, 1996.
80. Розин М. Стратегия чистого листа: Как перестать планировать и начать делать бизнес / М. Розин. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 346 c.
81. Розин, М. С. Стратегия чистого листа: Как перестать планировать и начать делать бизнес / М. С. Розин. — Москва : Альпина Паблишер, 2015.
82. Романова М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. — М.: Форум, 2018. — 288 c.
83. Романова, М. В. Бизнес-планирование : учебное пособие / М. В. Романова. — Москва : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2007.
84. Сатаев А.М. Азбука бизнес-планирования. Учебное пособие / А.М. Сатаев. — М.: Юриспруденция, 2017. — 128 c.
85. Сатаев, А. М. Азбука бизнес-планирования : учебное пособие / А. М. Сатаев. — Москва : Юриспруденция, 2013.
86. Сергеев А. А. Бизнес-планирование. — М.: Юрайт, 2020. — 484 c.
87. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва, 2020.
88. Станиславчик Е.Н. Бизнес-план: Управление инвестиционными проектами / Е.Н. Станиславчик. — М.: Ось-89, 2018. — 128 c.
89. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. — СПб.: Питер, 2017. — 352 c.
90. Учебное пособие / Под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 591 c.
91. Финансовый бизнес-план : учебное пособие / под редакцией действ, члена Акад. инвестиций РФ, д-ра экон. наук, проф. В. М. Попова. — Москва : Финансы и статистика, 2005.
92. Финансовый менеджмент: теория и практика : учебник / под редакцией Е. С. Стояновой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Перспектива, 1999.
93. Хруцкий, В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Семь практических шагов : практическое пособие / В. Е. Хруцкий, Р. В. Хруцкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2020.
94. Хруцкий, В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Семь практических шагов : учебное пособие для вузов / В. Е. Хруцкий, Р. В. Хруцкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2020.
95. Хруцкий, В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Теория и практика : практическое пособие / В. Е. Хруцкий, В. В. Гамаюнов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва, 2020.
96. Хруцкий, В. Е. Внутрифирменное бюджетирование. Теория и практика : учебник для вузов / В. Е. Хруцкий, В. В. Гамаюнов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва, 2020.
97. Хруцкий, В. Е. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга финансового планирования / В. Е. Хруцкий, Т. В. Сизова, В. В. Гамаюнов. — Москва : Финансы и статистика, 2002.
98. Чараева М.В. Инвестиционное бизнес-планирование: Уч.пообие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. — М.: Альфа-М, 2017. — 192 c.
99. Шаркова А.В., Харитонова Т.В. Бизнес-планирование в туризме. Учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм". 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 310 c.
100. Экономика предприятия : учебник для вузов / под редакцией акад. В. М. Семенова. — 5-е изд. — Санкт-Петербург, 2008.
101. Юхин Г.П. Бизнес-планирование в выпускных квалификационных работах. Учебное пособие. — М.: Лань, 2020. — 288 c.
102. Реклама предприятия. [Электронный ресурс]//URL: http://playlady.ru/index.php/business/malyj-biznes/item/1594-reklama-dlya-malogo-predpriyatiya-tipichnye-oshibki