Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние российского общества и процессы, которые происходят в политической, экономической, духовной жизни нашей страны заставляют по-новому взглянуть на проблемы воспитания в целом и на формирование гармонически развитой личности, в частности. Дошкольное образование является самым первым уровнем общего образования, в которой осуществляется профессиональная педагогическая работа с подрастающим поколением.
В последнее время дошкольному образованию уделяется особое внимание. Принятые в последние годы документы: закон «Об образовании в РФ», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» регламентируют деятельность дошкольной образовательной организации и обозначили проблему повышения качества дошкольного образования.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [14]. Дошкольная образовательная организация должна обеспечить доступность, качество, открытость, привлекательность для детей, родителей и всего общества. В свою очередь, качество дошкольной образовательной организации зависит от обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования, с учетом федеральных государственных требований; активизации творческого и личностного потенциала педагогов; внедрения менеджмента в деятельность руководителя ДОО. Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация воспитательной работы.
Проблема изменения системы планирования образовательного процесса в детском саду, совершенствование нормативно-правовой базы, регулирование правил взаимодействия участников образовательных отношений является актуальной для дошкольной образовательной организации, это и послужило выбором темы курсовой работы «Метод проектов в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения».
Цель: Изучение особенностей применения методов проекта в дошкольном образовательном учреждении
Задачи
1.Проанализировать структуру образовательного процесса в ДОУ
2.Дать характеристику проектному методу
3.Определить цели, задачи и значение проектного метода в дошкольном возрасте
4.Изучить классификацию педагогических проектов в дошкольном образовательном учреждении
5.Проанализировать педагогические проекты по обучению детей дошкольного возраста игре в баскетбол
Объект: Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Предмет: Специфика использования метода проектов в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что выполнение новых требований к дошкольным образовательным организациям приводит к обновлению подходов к дошкольному образованию, смене тактик и стратегий в организации воспитательной работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты метода проектов как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
1.1Понятие и структура педагогического процесса в ДОУ
На современном этапе вся система образования, в том числе и педагогический процесс приобретают новые качественные характеристики и изменения. Педагогический процесс является одной из основополагающих категорий педагогической науки. Для определения подходов к решению проблемы становления успешности дошкольника в педагогическом процессе ДОУ важно определить сущность педагогического процесса современного ДОУ.
Термин «педагогический процесс» был введен в педагогику П. Ф. Каптеревым, ученый рассматривал педагогический процесс как целостное явление [7].
В науке существует множество определений понятия «педагогический процесс». Понятие «педагогический процесс» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под педагогическим процессом понимается совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной, глобальной задачи [1].
Так, педагогический процесс в дошкольном учреждении направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка. В узком смысле педагогический процесс представляет собой сосредоточение содержания обучения, его средств, форм, методов организации на какой – то более конкретной задаче[1].
Рассмотрим различные определения понятия «педагогический процесс».
Б. Т. Лихачев рассматривает педагогический процесс как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. По его мнению, педагогический процесс представляет собой определенную систему, компоненты которой - содержания, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых [2].
М. А. Данилов понимает педагогический процесс как внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Педагог считает, что педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям [3].
Г.М. Коджаспирова определяет педагогический процесс как целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, который характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством, сотворчеством его субъектов, опосредованными культурным содержанием и методами освоения культуры и ее создания, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности [4].
По определению Ю.К. Бабанского, педагогический процесс – это «процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые: учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации» [5].
Ш. А. Амонашвили характеризовал педагогический процесс как помощь ребенку добиться большего, чем мог бы он добиться сам, вне этого процесса. В педагогическом процессе учитель (воспитатель) выполняет функцию посредника. Посредничество учителя (воспитателя) состоит в том, чтобы помочь ребенку активизировать свои усилия и таким образом возвести, поднять его до учебного материала [6].
Итак, изучив определения педагогического процесса, мы выяснили, что по Ш. А. Амонашвили педагогический процесс - это помощь ребенку, по Ю. К. Бабанскому педагогический процесс представляет собой процесс, в котором,взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, по М. А. Данилову педагогический процесс - это внутренне связанная совокупность многих процессов, Г.М. Коджаспирова понимает педагогический процесс как целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, Б. Т. Лихачев понимает педагогический процесс как определенную систему, компоненты которой - содержания, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых.
Исследователи выделяют в развитии педагогических процессов различные этапы. Так, И. П. Подласый выделяет: подготовительный; основной; заключительный.
Остановимся подробно на каждом этапе.
На первом подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель и конкретные задачи, планируются и подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания на современном этапе это концепция личностно – ориентированного подхода, предполагающего соблюдение воспитателем Декларации прав ребенка. [11].
Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбирая компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы и прогнозированием результатов.
На втором основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие ребенка и воспитателя, ведется постоянный контроль за промежуточными результатами. Контроль помогает обнаружить отклонения и ошибки в воспитании и тут же произвести корректировку внести изменения и дополнения в реализацию воспитательно-образовательных задач.
На третьем заключительном этапе производится анализ результатов и установление причин образования недостатков в воспитании. Еще раз рассматривается правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая группа // Волгоград: Учитель, 2016. - 59с.
2.Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117
3.Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство: Сборник научно-методических статей. – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.
4.Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс. - 2008. - 208с.
5.Горбунова, О. И. Роль инновации в современной дошкольной педагогике / О. И. Горбунова // Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии современной науки: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Омск, 03 июня 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 38-40.
6.Завьялова, Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 228 с.
7.Козлова, С. А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста / С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020. – № 2. – С. 4-9.
8.Кочкина Н. А. «Метод проектов в дошкольном образовании» // М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 72 с. Комратова Н.Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников. \\Дошкольное воспитание.2016
9.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагова Т.С., Зуйкова М.Б. — М.: АРКТИ, 2015. — 96 с.
10.Пьянкова Л.А. Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения // Вестник Томского государственного педагогического университета № 11 (152) / 2014. - С.140-146.
11.Салахова, Л. Д. Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников / Л. Д. Салахова // Теория и практика современной педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 171-173
12.Циценко В.С., Красноперова В.Н. «Организация проектной деятельности в ДОУ» // Молодой учёный 2016. — №16. — С. 384-387. [Электронный ресурс] / https://moluch.ru/archive/120/33144/
13. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 262 с.
14. Чмелева, Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ – начала ХХ века: учебное пособие для вузов / Е. В. Чмелева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.
15. Шнейдер, Л. Б. Молодая семья и ребенок-дошкольник: Практическое пособие / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 576 с.