Фрагмент для ознакомления
2
формирования, потому логичнее всего обратиться к словесно-логической форме объяснения.
Схематизация материала, сопровождаемая учительским комментарием, наиболее эффективный способ объяснения информации в работе с пятиклассником. Наглядность схемы, обращаясь к наглядному мышлению, которое все еще остается значимым для ребенка за счет большого количества информации, воспринимаемой человеком зрительно, усиливает эффект.
Потому творческие задания без опоры на образец часто вызывают у ребенка затруднения, даже если он не относится к слабым ученикам класса. Организуя творческую работу по самостоятельному составлению диалога или спонтанному вступлению в диалог, необходимо позаботиться, чтобы ребенок уже имел механизированные схемы речи для сложившейся ситуации, тогда у него самого вызовет радость то, как легко он может говорить на английском языке [18, c.61].
Период обучения в средней школе характеризуется стремительным личностным развитием учащегося. Дети начинают проявлять ведущие черты темперамента, у них закрепляются устойчивые интересы, формируются шаблоны поведения. В этом возрасте у ребенка укрепляются социальные мотивы поведения: желание найти свое место в коллективе сверстников, произвести благоприятное впечатление на взрослых, получить положительную оценку своей деятельности от окружающих.
Чуткость педагога в плане оценивания результатов работы каждого ученика, оценивание как выстраивание стратегии исправления ошибок, а не только выставление отметки, помогает сформировать устойчивую мотивацию учения и помочь ребенку в позитивном отношении к своей личности, к своим успехам и ошибкам.
Для младшего подростка характерно широкое применение ролевой игры с целью примерить или присвоить шаблоны социального взаимодействия. Вся деятельность подростка ориентирована на оценку социального окружения, поэтому ему свойственно пробовать различные линии поведения и чутко отзываться на реакцию окружения с целью скорректировать свои действия.
Театрализация или ролевое моделирование на уроке в этот период воспринимаются детьми с огромным энтузиазмом, они легко включаются в такую работу, испытывают искреннее любопытство к разыгрываемой роли.
Но учебные комплексы, как правило, дают довольно стандартные задания на отработку диалогов, связанные с бытовой повседневной жизнью. Это обусловлено изучаемой лексикой, но принесение в процесс творчества и креативный подход может вызвать у детей больше интереса к предмету. О творческой тетрализации на уроке подробнее будет сказано в параграфе 2.2.
Подводя итог вышесказанному, мы можем отметить, что пятиклассник по своим психическим и социальным характеристикам приближается к взрослому человеку. Кроме того, в соответствии с возрастом меняется круг его интересов.
Младший подросток ориентирован на межличностное общение со сверстниками, оно является основной ценностью данного возраста, ограничение в таком общении негативно сказывается на всем развитии учащегося, потому рекомендуется на уроке обращаться к этой потребности, организуя работу в парах, мини-группах.
2.2. Традиционный и творческий подход в обучении
Сегодня основной и ведущей целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Устное общение невозможно без хорошо развитого умения говорения. Для грамотного иноязычного общения необходимо знать грамматические правила, постоянно пополнять свой лексический запас, иметь знания о фонетических особенностях языка, представление о традициях и культуре изучаемого языка и, безусловно, развивать навыки говорения [16, c.30].
Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке представляет собой одну из самых острых проблем, как современной педагогической науки, так и методики обучения иностранным языкам.
Чтобы рассмотреть упражнения для формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения, нами были проанализированы учебно-методические комплексы для 5 классов.
1. New Millennium English-5, Деревянко Н.Н.
2. Happy English, Кузовлев В.П.
3. English V, Верещагина И. Н., Афанасьева О. В.
Наибольшее число и разнообразие задание на составление/произнесения диалогов представляет комплекс New Millennium English, наименьшее Happy English.
Проанализировав учебники, можно сделать вывод о том, что все они предлагают достаточное количество упражнений для обучения диалогической речи, как с использованием диалога образца (путь обучения «сверху вниз»), так и без него (путь обучения «снизу вверх»).
В рамках подхода «сверху вниз» наиболее распространенны такие задания как:
1. Make the dialogue using the model
2. Act out
3. Role play
4. Survey
Реализация подхода «снизу вверх» осуществлена в следующих заданиях:
1. Role play
2. Interview
3. Information gap
4. Survey
Необходимо отметить, что учебник Happy English 5 предлагает большее количество заданий без использования диалога-образца. Выполнение представленных упражнений значительно снижает эффективность обучения диалогической речи.
Стоит отметить, что система упражнений на развитие умений диалогической речи так же варьируется в зависимости от пути обучения диалогу.
Обучение диалогу по модели «снизу вверх» может быть представлен в следующих подготовительных упражнениях:
1. Опишите ситуацию и назовите адекватные этой ситуации реплики.
2. Опишите ситуацию и составьте соответствующую ей реплику, используя ключевое слово (разрозненные слова).
3. Опишите ситуацию и составьте подходящую к ней реплику, учитывая функцию высказывания и используя ключевые слова (например, просьба + название предмета или действия, по поводу которого обращается говорящий).
4. Опишите ситуацию, используя готовую реплику побуждения, и составьте реплики реагирования определенного типа (например, согласия, возражения, удивления, одобрения).
5. Составьте к этой же ситуации и реплике побуждения реплики иного реагирования (например, отказа).
6. Расширьте реплики реагирования (например, отразите причины отказа).
7. Употребите другие формы реагирования (пообещайте сделать это позднее, выразите нежелание это делать).
8. Разбейте диалог на микродиалогические единства (побуждение - реакция) и представьте их в самостоятельно придуманных ситуациях.
9. Организуйте набор разнохарактерных реплик в связный диалог, добавляя собственные дополнительные реплики.
10. Подберите из предлагаемого набора реплик такие, которые можно включить в текст данного диалога. (Они могут быть использованы как для расширения уже имеющихся в диалоге высказываний, так и для дополнения речевого взаимодействия обучающихся).
11. Переместите в диалоге высказывания общающихся таким образом, чтобы реплики реагирования соответствовали репликам побуждения. (В предъявляемом обучаемым тексте реплики преднамеренно смещают, чтобы создать проблемную ситуацию) [17, c.27].
Если обучение диалогу происходит по модели «сверху вниз», то работа с таким видом диалога может быть представлена в группе упражнений «диалоги с опорой»:
1. Прослушайте диалог без текста с предварительными ориентирами (вопросами по содержанию, истинными и ложными утверждениями, ключевыми словами).
2. Прослушайте диалог, используя визуальную опору.
3. Прослушайте отдельные реплики для отработки правильного произношения и интонации и прочтите диалог.
4. Прочтите диалог по ролям.
5. Прочтите диалог с пропущенными словами, опираясь на убывающую подсказку.
6. Прочтите диалог, опираясь на ключевые слова.
7. Восстановите диалог, опираясь на слова на родном языке.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Авилов Г.М. Ролевая игровая деятельность в период юности. Монография. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – 234 с.
2. Агапова С.Г. Прагмалингвистический аспект английской диалогической речи. Автореферат … доктора филологических наук. – Ростов, 2003. — 42 с.
3. Александрова Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей. – М.: Современный гуманитарный университет, 1999. – 66 с.
4. Блох М.Я., Поляков С.М. Строй диалогической речи. М.: Прометей, 1992. — 153 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Серия: Мастера психологии. – Спб.: Питер, 2008. – 398 с.
6. Борисова О.В. Английская грамматика в устной речи. – Ухта: УГТУ, 2006. — 76 с.
7. Гацкевич М.А. Грамматика английского языка для школьников. Сборник упражнений. СПб.: Каро, 2015. – 160 с.
8. Журина Т.Ю. 5-11 классы. 55 устных тем по английскому языку для школьников. М.: Дрофа, 2011. — 158 с.
9. Калюжная В.В., Горшенева Е.С., Михалева И.В. Развитие навыков английской устной речи. Учимся общению. — К.: Наукова думка, 1990. — 160 с.
10. Касаткина Н. Э., Брыксина Е. С. Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса // Вестник КемГУ. 2014. №3 (59). С.75-78
11. Клементьева Т.Б. Англоязычные страны. Устные темы по английскому языку для школьников. – М.:Дрофа; Русский язык, 1997. – 96 с.
12. Кудряшова А.Н. Синтаксические модели диалогической речи современного английского языка. Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. — 60 с.
13. Минаев Ю.Л. 29 монологов и диалогов на английском языке для школьников. М.: Дрофа, 2000. — 128 с.
14. Никонова Н.К. Готовимся к урокам английского языка в начальной школе. Методическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 96 с.
15. Пермякова Е.Г. Развитие навыков диалогической речи на английском языке. Сборник упражнений. — Екатеринбург : УрГУПС, 2017. — 47 с.
16. Потёмкина С.А. Практика устной и письменной речи английского языка. – Гомель, 2005. – 56 с.
17. Прохорова Г.П. Английский язык в диалогах. – М.: Высшая школа, 1988. — 159 с.
18. Родионова И.В. Инновационный потенциал урока английского языка: от теории к практике (From Reflection to Action). – Тула: Гриф и К, 2013. — 308 с.
19. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка). Пособие для учителей. — К.: Радянська школа, 1989. — 158 с.
20. Христорождественская Л.П. Английский язык. Basic English in practice. — Минск: Попурри, 1997. — 368 с.
21. Эргашев У. Э., Муртазаева Ш. А., Эшонкулова Ф. Б. Мотивы учения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 702-707.
22. Ягудена А.Р. Английский язык для ГИА. Монологическая и диалогическая речь. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. — 188 с.
23. Abbot M., Morris A.. Teaching English As a Foreign Language. Manual 3rd Edition. TEFL Peace Corps Volunteers, 2012 – 277 p.
24. Akoue B., Ndong J. et al. Starter Teachers. A Methodology Course for the Classroom. British Council, 2015. — 84 p.
25. Bailey Kathleen. Practical English Language Teaching (PELT): Speaking. McGrawHill, 2004. - 198 p.