Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования японского художественного искусства 6
1.1. История развития японского художественного и декоративно-прикладного искусства 6
1.2. Укиё-э в творчестве японских художников 14
Глава 2. Исследование японских гравюр укиё-э в творчестве Куниёси Утагавы 20
2.1. Биография Куниёси Утагавы 20
2.2. Особенности творчества Куниёси Утагавы 23
Заключение 28
Список использованных источников 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Актуальность исследования японского художественного и декоративно-прикладного творчества представляет интерес и для современного искусства. Это способствует выявлению особенностей развития художественного творчества, определению той логики, по которой действует творец определённой эпохи.
Большое значение при анализе полотен европейских художников имеет сопоставление их с более ранними работами японских мастеров живописи, что способствует выявлению креативных мотивов и определению особенностей эволюции искусства.
В рамках данного исследования рассмотрим особенности творчества Куниёси Утагавы. Он прославился как дизайнер муша-э («гравюр воинов») своей серией гравюр под названием Цудзоку Суйкодэн гокетсу хякухачинин («Сто восемь популярных героев-воинов из Шуй-ху цюань»), опубликованной примерно в 1827 году.
Он также создавал пейзажи, часто используя западную перспективу. Среди наиболее известных из них - серия из 10 печатных изданий «Тото мэйсо» («Знаменитые достопримечательности Эдо») и серия из пяти печатных изданий «Тото Фудзими сандзюроккей» («Тридцать шесть достопримечательностей Эдо с видом на гору Фудзи»).
Степень изученности. В общих трудах по искусствоведению травюры Куниёси Утагавы, как правило, упоминается лишь в контексте основных тенденций развития искусства в XIX в. В работе А. Морана «История декоративно-прикладного искусства» затрагиваются проблемы, которые определяют, почему различные аспекты японских традиций в искусстве Куниёси Утагавы стали интересовать европейцев.
Отдельно следует отметить работу Н.С. Николаевой , которая глубоко раскрывает проникновение Японии в культуру и среду Европы, в том числе – влияние творчества Куниёси Утагавы на искусство европейских художников.
Научная новизна исследования. Впервые проведён анализ тематических особенностей гравюр Куниёси Утагавы.
Объект исследования – японские гравюры укиё-э
Предмет исследования – особенности гравюр Куниёси Утагавы.
Цель исследования: охарактеризовать особенности творчества Куниёси Утагавы как автора японских гравюр.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития японского художественного искусства
2. Охарактеризовать особенности укиё-э
3. Провести обзор основных жизненных этапов художника Куниёси Утагавы
4. Проанализировать творчество Куниёси Утагавы.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом активного творчества Куниёси Утагавы: 1814 – 1861 гг.
Теоретико-методологическая база исследования сочетает в себе несколько различных подходов: формально-стилевой метод позволил выявить и отразить основные композиционные, колористические и орнаментальные мотивы, характерные для работ исследуемого художника; историко-культурный метод дал возможность проследить этапы становления японского художественного и декоративно-прикладного искусства.
Источниковая база исследования. Отечественная историография в рамках этой темы ограничивается преимущественно статьями и каталогами, которые посвящены искусству укиё-э, главным образом в творчестве японских художников.
Структура исследования: курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования японского художественного искусства
1.1. История развития японского художественного и декоративно-прикладного искусства
Как отмечает Н.С. Николаева, создатели произведений художественного и декоративно-прикладного искусства Японии всегда находили естественную красоту в простых предметах и явлениях. В своих работах они стремились создать то окружение, которое соответствовало бы природным закономерностям. В связи с этим японское искусство отличалось эмоциональностью в воплощении природной гармонии, асимметрией в композиции, плавностью и утончённостью, оригинальными идеями .
Также благодаря тому, что японцы ощущали свою близость к природе, они научились «чувствовать» тот природный материал, посредством которого создавали свои произведения (тростник, дерево, бамбук). Для японцев характерен поиск средств создания художественной выразительности, поэтому и техники создания художественных произведений в японских традициях отличались большим разнообразием. Практическая ценность имела существенное значение для искусства Японии .
Мировоззренческие особенности японцев также находили своё отражение в создании произведений искусства. Так, для многих традиционных ритуалов японцев специально создавались различные предметы, имеющие ценность как предмет искусства.
Традиционно японские мотивы в искусстве стали проявляться в создании лаковых, фарфоровых и керамических изделий, а также в резьбе по дереву, кости и металлу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гоголев, К.Н. Мировая художественная культура. Индия. Китай. Япония./ К.Н. Гоголев. – Издат. центр «АЗ». – М, 1997. – 312 с.
2. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М.,1979 – 219 с.
3. Гришин М. В. «Японизм» рубежа XIX–начала XX века как общеевропейское явление// Журнал «Обсерватория культуры» –2015. –No2. –С. 130–136
4. Каневская Н.А. Искусство Японии. М.,1990.
5. Китагава, Джозеф Мицио Религия в истории Японии - Religio», где представлены n»(Осень – зима 2011 год, ibJapan»(Осень – зима 2011 год, ese histo», где представлены ry: научное издание/ Джозеф М. Китагава; пер. с англ. Н. М.Селиверстова; под ред. С.В. Пахомова. – СПб.: Наука, 2005. – 588 с.
6. Конрад, Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии, VII-XVI вв./ Н.И. Конрад. – М.: Искусство, 1980. – 144 с.
7. Креленко Н. С. История культуры от Возрождения до модерна. М., 2015. – 210 с.
8. Завьялова А.Е. Мир искусства. Японизм. – М., 2014
9. Молодяков В.Э. История Японии. XX век/ МолодяковаЭ.В., Маркарьян С.Б. –М.: ИВ РАН; Крафт+, 2007. – 528с
10. Мопассан Г. де. Китай и Япония //Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений. В 12 т. – М., 1958. – Т.11.
11. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982
12. Николаева, Н.С. Искусство Японии с древности до начала XIX века:[Альбом] / Н.С. Николаева. – Б. М.: Диллер, Б. Г. – 343 с
13. Николаева, Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия/Н.С. Николаева. М.: Искусство, 1986. – 238 с.
14. Работы художника Куниёси Утагавы [Электронный ресурс] – URL: https://artchive.ru/utagawakuniyoshi/works?ysclid=l2ag2jxtan
15. Совастеева, Ю. В. Школа Утагавы и её место в истории художественного искусства // Россия и АТР 2009. № 2 (64). С. 165-167.
16. Судзуки, Дайсэцу Тэйтаро. Дзен и японская культура: научное издание/ Дайсэцу Тэйтаро Судзуки; Пер. с англ. С.В. Пахомова. –СПб.: Наука, 2003. – 523 с.
17. Ютака Т., Сабуро М. и др. История культуры Японии. Обзор. М.,1992
18. Japanese influence on French art 1854-1910. Exhibition.Cleveland a.o.1975-1976 Catalogue. [Japonisme: Japanese influence on French art 1854-1910]. The Cleveland museum of art, 9 July-31 Aug., 1875; The Rutgers univ. art gallery, 4 Oct. -16 Nov., 1975; The Walters art gallery, 10 Dec. 1975-26 Jan., 1976 / Comp. byGabriel P. Weisberg [a. o.]. Cleveland (O.), cop. 1975. XII, 220 p