Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Многообразие экономических и социальных изменений в
современном российском обществе оказывают существенное влияние на
образование. В данной сфере периодически возникает проблема в совершенствовании квалификации кадров в среде педагогов – психологов. Современные профессиональные стандарты предъявляют специалистам высокие требования. Потребность в компетентных специалистах, владеющих основами психолого-педагогического мастерства, ощущается на каждой образовательной ступени, от дошкольных образовательных организаций, до вузов. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России» отмечено, что нравственность педагога,
моральные нормы, которыми он руководствуется в своей
профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему
педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Постоянно повышается спрос на психологические услуги специалистов в различных сферах деятельности. Спектр личностных черт и ведущих тенденций практических психологов чрезвычайно широк и периодически возникает проблема определения минимально необходимых качеств личности, отсутствие которых делает невозможной успешную работу психолога по специальности. По данным социологических исследований, лишь одна треть специалистов, которые получили психологическое образование, могут работать в области практической психологии, то есть стать практикующими психологами и действительно помогать клиентам. Учитывая высокую степень ответственности, можно утверждать, что высокопрофессиональное решение проблем клиента во многом зависит от личности самого психолога и от уровня его профессиональной и личностной подготовки. В этом заключается актуальность работы.
Цель работы: определение профессиональных и личностных качеств детского практического психолога.
Объект исследования: профессиональная деятельность детских практических психологов.
Предмет исследования: особенности профессиональных и личностных качеств детского практического психолога.
Гипотеза исследования: совершенствование профессиональных и личностных качеств детского практического психолога будет эффективным, если: совершенствование его профессиональных компетенций происходит на основе развития его ценностных ориентаций в условиях оптимальных организационно-педагогических условиях.
Согласно поставленной цели были определены задачи:
1. Определить сущность понятия «профессиональные и личностные качества» практического психолога.
2. Выявить специфику профессиональной деятельности детского практического психолога.
3. Провести диагностику исследования сформированности профессиональных и личностных качеств практического психолога.
4.Определить организационно-педагогические условия совершенствования профессиональных и личностных качеств практического психолога.
Методы исследования. Теоретические и практические, анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и классификация теоретических и исследовательских данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы
Глава 1: Теоретические основы совершенствования профессиональных и личностных качеств детского практического психолога
1.1. Сущность понятия «профессиональные и личностные качества» практического психолога
Профессиональные и личностные качества психолога тесно связаны. Любая профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность человека и психологи в этих вопросах не исключение. Функционал психолога как специалиста очень широк. Одни психологи предпочитают научные исследования, другие работают педагогами-психологами, третьи практическую психологическую работу. Главное, что делает специалиста психологом – это умение видеть мир с позиции психологии и иметь определённую направленность ума и мышления [4].
Иметь психологический взгляд на мир – это значит иметь подвергать психологическому анализу различные жизненные ситуации, поступки людей, особенности их взаимоотношений, в соответствии с их возрастом. В практической психологии личность психолога является инструментом его работы. Невозможно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Психологам присуща терпимость и снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. По мнению автора В. Н. Дружинина, психолог-практик, в отличие от исследователя, является личностью, способной хорошо адаптироваться к любой социальной среде. Он успешно взаимодействует с людьми и полагает, что их можно изменить в лучшую сторону. Иногда кажется очевидным, что не может быть успешного психолога без высокого интеллекта. Существует много исследований, в которых выявляют особенности личностных характеристик, свойственных психологам [11].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Апряткина, Е. Н. Проблема сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста / Е. Н. Апряткина// Молодой ученый. - 2017. - № 11.1 (145.1). - С. 4-8. - URL: https://moluch.ru/archive/145/40614/ (дата обращения: 19.04.2022).
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Андриенко.- М.: Академия, 2016. – 451с.
3. Абрамова, Л. А.О развитии психологической службы в образовании [Текст] / Л.А. Абрамова. - Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта. – 2017. – С. 51-53.
4. Аминов, Н.А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов [Текст] / Н.А. Аминов.- Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. № 5. – С. 108-116.
5. Анисимова, Н. П. и др. Внедрение профессионального стандарта педагога-психолога: спираль развития [Текст] /Н.П. Анисимова.- Вестник практической психологии образования. – 2019. – Т. 2019. – №. 1. – С. 56-63.
6. Барсукова, О. В. Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС / О. В. Барсукова // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015. - С. 3-6. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9032/ (дата обращения: 19.04.2022).
7. Батуева, С. В. Проектирование деятельности школьного психолога по созданию ученического коллектива [Текст] / С.В. Батуева. - Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – Т. 2. – №. 1 (16).
8. Боголюб, Л. В. Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду / Л. В. Боголюб // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 1 (7). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1764/ (дата обращения: 19.04.2022).
9. Бондаренко, А. Ф. Современное состояние проблематики социокультурных компетенций практикующего психолога [Текст] / А.Ф. Бондаренко.- Psychological Counseling and Psychotherapy. – 2017. – Т. 1. – №. 7. – С. 6-17.
10. Букреева, Е. А. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников / Е. А. Букреева, С. П. Долгих // Молодой ученый. - 2016. - № 18 (122). - С. 433-436. - URL: https://moluch.ru/archive/122/33798/ (дата обращения: 19.04.2022).
11. Волкова, Е. Н. Модель оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта " педагог-психолог (психолог в сфере образования)" [Текст] / Е.Н. Волкова.- Вестник Мининского университета. – 2017. – №. 4 (21).
12. Воробьева, А.В. Влияние особенностей личностных характеристик человека на формирование карьеры [Текст] / А.В. Воробьёва. - Молодежный научно-технический вестник. – 2015. – № 9. – С. 46-49.
13. Ковтун, Т. Ю. Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения / Т. Ю. Ковтун // Молодой ученый. - 2014. - № 4 (63). - С. 686-687. - URL: https://moluch.ru/archive/63/10099/ (дата обращения: 19.04.2022).
14. Копылова, Н.В. К вопросу о становлении личностно - профессиональных качеств будущего специалиста [Текст] / Н.В. Копылова.- Мир психологии. - 2010. - №1. - С. 162-170.
15. Михеев, В.А. От проблемы феноменологического подхода в психологии к задаче введения в профессию "психолог" [Текст] / В.А. Михеев.- Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2009. - №2. - С. 17-32.
16. Профессия Психолог. Сборник материалов студенческого проекта [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т; сост. Л.А. Максимова. - Екатеринбург, 2010. - 40 с.
17. Психолог. Введение в профессию [Текст] / Под ред. Е.А. Климова. - М.: Наука, 2011. - 460 с.
18. Родина, О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога [Текст] / О.Н. Родина.- Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2010. - №4. - С. 55-65.
19. Родина О.Н. Как психологи выбирают профессию [Текст] / О.Н. Родина. - Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - №3. - С. 52-65.
20. Рудюк, С. В. Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников / С. В. Рудюк // Образование и воспитание. - 2017. - № 1.1 (11.1). - С. 22-24. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1808/ (дата обращения: 19.04.2022).
21. Субботина, Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки [Текст] / Л.Ю. Субботина.- Учебное пособие. - Ярославль: "Аверс Пресс", 2011. - 101 с.
22. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога [Текст] / В.Л. таланов.- СПб.: Сова,, 2011. - 928 с.
23. Фокин, В.А. Об особенности профессионализации студентов - психологов [Текст] / В. А. Фокин.- Вестник МГУ. Серия 14. Психология . - 2010. - №2. - С. 33-44.
24. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология [Текст] / И.А. Шмелёва.- Спб.: Питер, 2011. - 352 с.
25. Яицкая, Н. И. Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ / Н. И. Яицкая, Е. В. Цыбуленко// Образование и воспитание. - 2017. - № 1.1 (11.1). - С. 45-47. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/ (дата обращения: 19.04.2022).