Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
1. Подходы к управлению муниципальной собственностью 4
1.1. Понятие эффективности управления муниципальной собственностью 4
1.2. Критерии эффективности управления муниципальной собственностью 7
1.3. Нормативно-правовое регулирование управления муниципальной собственностью 11
2. Исследование состояния управления муниципальной собственностью в г. Нижневартовск 16
2.1. Устройство управления муниципальной собственностью 16
2.2. Определение эффективности управления жилищным фондом 18
2.3. Проблемы управления жилищным фондом 23
2.4 Рекомендации по оптимизации эффективности управления муниципальной собственностью в г. Нижневартовск 27
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Муниципальная собственность – это одна из составляющих основы экономического развития муниципального образования.
При отсутствии в муниципальном образовании собственности местные органы власти не смогут в полной мере решать вопросы местного значения на своей территории.
Формирование и эффективное управление органами местного самоуправления муниципальным имуществом представляет собой один из ключевых вопросов развития местного самоуправления.
Право населения на местное самоуправление, закреплено Конституцией Российской Федерации. Местное самоуправление невозможно представить без его финансово-экономической основы, в том числе муниципального имущества.
В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципалитет осуществляет все полномочия собственника независимо от принадлежащего ему имущества.
Тема управления муниципальным имуществом является особенно актуальной на этапе активного развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Так, процесс социальных и рыночных изменений в России привел к наиболее важным изменениям в условиях недвижимого имущества как основы экономической системы.
Цель курсовой работы – выявить особенности оценки эффективности управления муниципальной собственностью.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть подходы к управлению муниципальной собственностью
провести исследование состояния управления муниципальной собственностью в г. Нижневартовск
В процессе административной реформы распределение полномочий между уровнями власти сопровождалось изменениями имущественных условий в рамках структуры собственности, закрепленной за каждым уровнем власти. Однако в меняющейся экономике стало ясно, что результат использования общего имущества во многом зависит от системы управления.
Развитие социальной и экономической сфер общественных отношений, на территории муниципального образования формирует вызов более эффективного управления муниципальным имуществом. На данный момент нет единого понимания того, как оценивать эффективность управления муниципальным имуществом, из-за отсутствия научно обоснованной методики.
Методы исследования. В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались обобщение, сравнение, системный подход, сравнительный анализ.
Для написания работы были использованы следующие
нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительство РФ, нормативные акты г. Нижневартовск.
Структура работы. Включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
1. Подходы к управлению муниципальной собственностью
1.1. Понятие эффективности управления муниципальной собственностью
Муниципальная собственность – это часть экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации и один из видов собственности.
В Российской Федерации существует следующие виды собственности:
федеральная;
собственность субъекта РФ;
муниципальная;
частная.
Из чего следует, что муниципальное имущество является одним из видов собственности в Российской Федерации и охраняется законам.
Согласно законодательству Российской Федерации, местные органы власти владеют муниципальным имуществом, которое обеспечивает стабильный приток денежных средств в местный бюджет.
Обеспечение жизнеспособностью каждого муниципального образования напрямую зависит от состава муниципального имущества.
Система управления муниципальной недвижимостью имеет свою специфику, определяемую в основном спецификой использования муниципальной недвижимости.
Критерием эффективности использования муниципального имущества может выступать рациональность размещения разнообразных объектов с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города, а также сочетания общегородских и местных интересов природопользования, экологической безопасности и т.д.
Выделяют три аспекта, с позиций которых оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельный; градостроительный; природоохранный.
Анализируя экономические и юридические нормы муниципального имущества, четко выделяется аспект экономической природы данного понятия.
Муниципальному имуществу присущи следующие характерные особенности:
прямая связь муниципального имущества с интересами населения муниципального образования;
наличие совокупности экономических отношений между населением и органами местного самоуправления;
определяется, как первостепенный инструмент, обеспечивающий социальную защиту и поддержку населения.
В собственности муниципальных образований может находиться имущество:
1) для решения вопросов местного значения;
2) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципального района, переданных ему поселениями, входящими в его состав, при передаче ими части своих полномочий по решению вопросов местного значения;
3) для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) для решения вопросов, право решения, которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) для решения вопросов местного значения в соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 14, ч. 3 ст. 16 и ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с ч. ч. 1 и 1.1 ст. 17 [2].
Однако в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования должны соответствовать указанным требованиям. В случаях, когда они владеют имуществом, которое не предназначено для решения вопросов местного значения, это имущество должно быть перепрофилировано или отчуждено [2].
Эта норма привела к оптимизации структуры муниципального имущества, выразившейся в приватизации и масштабном переделе государственной и муниципальной собственности.
Муниципальная собственность – это целый комплекс объектов хозяйственного и социально–бытового назначения, которые являются составляющей частью экономической основы муниципального
образования [14].
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
муниципальное имущество является составляющей экономической основы муниципального образования;
муниципальное имущество принадлежит всем жителям муниципального образования;
уполномоченным лицом по управлению муниципальным имуществом являются исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: основной закон РФ от 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.06.2021). – Режим доступа: https://base.garant.ru/186367/, свободный.
3. О приватизации государственного и муниципального имущества Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от от 21.12.2001 года № 178-ФЗ (в редакции от 02.07.2021). – Режим доступа: https://base.garant.ru/186367/, свободный.
4. О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.12.2011 года № 423-ФЗ (в редакции от 03.08.2018). – Режим доступа: https://base.garant.ru/186367/, свободный.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71825214/, свободный.
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 года № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»// Собрании законодательства Российской Федерации от 19 августа 2002 г. N 33 ст. 3229.
7. Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Нижневартовский район //официальный сайт. Режим доступа: https://duma.nvraion.ru/documents/?ELEMENT_ID=40345 /(дата обращения: 16.04.2022)
8. Данные о муниципальном имуществе г. Нижневартовск //официальный сайт. Режим доступа: https://www.n-vartovsk.ru/tradingfloor/municipalproperty/property/ /(дата обращения: 16.04.2022)
9. Дубровский, В. Ж. Сущность системы управления муниципальной собственностью, её трансформация в условиях цифровизации / В. Ж. Дубровский, Е. В. Рожков // Муниципальная академия. – 2021. – № 1. – 190-195с. – DOI 10.52176/2304831X_2021_01_190.
10. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий [Текст]: учеб. / В.В. Иванов, А.Н. Коробова; – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
11. Землянухина, С. Г. Методологические основы исследования противоречий социально–экономического развития муниципальных образований / С. Г. Землянухина, В. В. Суворова // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2021. – № 2(31). – С. 34–39.
12. Касаткина, Е. А. Повышение эффективности управления муниципальным имуществом / Е. А. Касаткина, А. Д. Ченарева // Правовые основы государственного и муниципального управления : Сборник научных статей студентв и магистрантов. – Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2020. – С. 79-83.
13. Конина, Е. А. Муниципальное регулирование земельно–имущественных отношений / Е. А. Конина // Экономика и управление землеустройством и землепользованием в регионе : Материалы III Национальной научно–практической конференции, Ижевск, 10 марта 2021 года. – Ижевск: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2021. – С. 32–36.
14. Неверов, В. И. Динамика, проблемы и перспективы развития права муниципальной собственности в российском законодательстве / В. И. Неверов // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 3(154). – С. 205–206.
15. Развитие управления имуществом муниципальных образований / Д. В. Кондратьев, Г. Я. Остаев, Г. С. Клычова, Ч. М. Куракова. – Ижевск : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Шелест», 2021. – 180 с. – ISBN 978-5-907285-49-1.
16. Рожков, Е. В. Современный подход в цифровизации процессов управления государственной и муниципальной собственностью / Е. В. Рожков // Известия Юго–Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 284–293.
17. Рожков, Е. В. Анализ правовых основ цифровизации муниципального имущества / Е. В. Рожков // Общество, экономика, управление. – 2021. – Т. 6. – № 2. – С. 21–25. – DOI 10.47475/2618–9852–2021–16204.
18. Сидорин, А. И. Понятие муниципальной собственности / А. И. Сидорин, А. В. Трофимовская // Управление закупками в устойчивом развитии Российской экономики : Сборник по итогам III Российской научно–практической конференции, Москва, 01–02 мая 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2021. – С. 80–83.
19. Шадрина Е. А. Управление ситемы прав муниципальным имуществом в регионе: теоретические ситемы прав аспекты прав и прогнозы прав // Сборник статей семьи победителей семьи VII Международной семьи научно-практической семьи конференции. 2017. С. 56-59
20. Щербань, Е. Г. Развитие методических основ оценки эффективности управления имуществом муниципального образования / Е. Г. Щербань // Московский экономический журнал. – 2021. – № 3. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10145.
21. Engel E., Fischer R.D., A. Galetovic, The economics of public-private partnerships: a basicgGuide (Cambridge University Press, Cambridge, 2014).
22. Krylov, N. V. Legal framework of local self-government in Russia / N. V. Krylov, I. S. Stepanenko // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. – 2019. – No 1(3). – P. 29-34. – DOI 10.5281/zenodo.2529909.
23. Официальный сайт органов местного самоуправления г. Нижневартовск [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.n-vartovsk.ru/, свободный.
24. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/, свободный.