Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность заключается в том, что в настоящее время часто обсуждается проблема формирования гражданского общества и верховенства закона. Но в условиях системного кризиса все эти аргументы остаются благими пожеланиями без надлежащего уровня правопорядка. Их укрепление - один из способов преодоления правового произвола и нигилизма, ставших неотъемлемыми спутниками повседневной реальности.
Обеспечение правопорядка в соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Строительство нового федеративного государства в России все еще далеко от своего надлежащего завершения, от прочного установления единой суверенной государственной власти в Российской Федерации, единой системы действующего права, единого верховенства закона и порядка.
Проблемы обеспечения и укрепления верховенства права и верховенства закона всегда были в центре внимания государства и общества. Эта проблема была глубоко изучена советскими и изучается сейчас российскими учеными-юристами. В современной России проблемы законности и правопорядка приобретают особую актуальность, поскольку фактическая ситуация в стране характеризуется такими негативными явлениями, как девальвация роли закона, бездействие общеправовых принципов и норм, конкуренция источников права, противоречия между различными нормативными актами, наличие многих специальных прав, установленных федеральными, региональными и местными органами власти - привилегии, специальные правовые режимы, различного рода юридические исключения и льготы в пользу отдельных лиц, групп, профессий, сфер деятельности, социальных слоев, территорий и т.д.
Объект - законность и правопорядок.
Предмет - гарантии обеспечения законности и правопорядка, теоретические аспекты законности и правопорядка, средства исключающие нарушения законности и правопорядка, законность и правопорядок в жизни общества.
Цель - проанализировать гарантии обеспечения законности и правопорядка в правовом государстве и гражданском обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятия законности и правопорядка;
изучить понятие общих гарантий;
изучить экономические и политические гарантии;
изучить духовные и общественные гарантии;
изучить понятия и виды юридических гарантий;
изучить специальные средства.
Структура работы – введение, три главы, в каждой из которых выделены параграфы, раскрывающие задачи данной работы, заключение и список используемых источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
1.1 Понятие и принципы законности
Законность относится к совокупности требований к отклонению, от которых предусмотрена юридическая ответственность. По тому, что это такое (строгое, формальное и т.д.), можно судить о состоянии верховенства закона.
В демократическом государстве все равны перед законом и поэтому несут равную ответственность за нарушение законности. Связь законности с демократией заключается в том, что законы и требования соответствия выражают волю большинства народа, что исполнение законов находится под контролем народа.
Верховенство закона, в свою очередь, служит установлению демократии. Он защищает демократические права граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритет парламентских актов, обеспечивает соблюдение надлежащих демократических процедур как законодательных, так и правоохранительных органов государства.
Законность как политико-правовой режим демократического государства, таким образом, предполагает отношения между государственными органами и населением, в которых поведение основано на законе. Обязанность соблюдать законы лежит на обеих сторонах. Юридическая ответственность за его невыполнение неизбежна независимо от положения доминирующего или подчиненного субъекта.
Определенная политика сил всегда воплощается в законах, воплощается и будет расти, требование точного и строгого соблюдения законов будет считаться соответствующим политическим требованием. Невозможно говорить о принятии законов и их реализации, не обсуждая политическую линию, которая их охватила. При интерпретации взаимосвязи между политикой, правом и законностью необходим конкретный и исторический подход.
При описании содержания законности неизбежно возникает вопрос: означает ли законность требование соблюдения только закона или даже других правил. Здесь следует помнить, что законодательство понимается в широком смысле (совокупность всех правил) и в строгом смысле (только совокупность законов). Кажется, что следующий подход к этой концепции может быть более оптимальным. Российское законодательство представляет собой совокупность всех нормативных актов. Федеральное законодательство — это набор правил, принятых федеральными властями. Законодательством субъектов Федерации являются нормативные акты органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Легитимность требует применения законов, но не только их. Если орган принимает регулирующий закон в соответствии с законом на его основе и не выходит за рамки законных полномочий, то это одно из требований законности. В таком положении дел верховенство закона требует соблюдения и обеспечения соблюдения, включая уставы и правила.
Через законы не решить все проблемы, не решить все отношения. Правительственные акты, некоторые приказы и ведомственные приказы сохранят свое положительное значение, если они не заменят закон, не обойдут его или не согласятся с ним. Это возможно при установлении правильного порядка в разработке и принятии нормативных актов, контролируя их компетентными органами.
В понимании режима законности важная роль принадлежит понятиям «субъект законности» и «объект законности». В отличие от субъектов создания права субъектами законности являются не только государственные органы и должностные лица. Они являются гражданами и их государственными (негосударственными) субъектами с равными правами. Это все, кто требует строгого соблюдения закона. Такие требования могут быть предъявлены гражданам должностных лиц и органов власти, в том числе через суд. Субъектами законности являются все обладатели субъективных прав, а также должностные лица и органы государственной власти, которым была возложена такая особая обязанность.
По словам Н.В. Витрука, «субъектами социалистической законности были государственные органы, общественные организации, чиновники. Социалистическая законность целиком зависела от законной деятельности государственных органов и общественных организаций, их должностных лиц с полномочиями. Гражданам отводилась другая роль: они могли участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее сохранению и укреплению».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов // С.С. Алексеев – М.: 2007
2. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебник // С.В. Бошно - М: Юстиция, 2018, 406 с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права // А.Б. Венгеров - М.: Новый Юрист, 2021, 624 c.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права // А.Б. Венгеров – М.: Юриспруденция, 2006
5. Витрук Н.В. Законность и правопорядок. Теория государства и права: Учебник // Н.В. Витрук - М: 2002, 591 с.
6. Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие // Н.А. Власенко - М: Норма, 2018, 480 с.
7. Гавриков В.П. Теория государства и права // В.П, Гавриков - М: Проспект, 2017, 464 с.
8. Ильин И.А. Теория права и государства // И.А. Ильин - М.: Зерцало, 2022, 552 c.
9. Колосова Н.М. Обеспечение конституционной законности // Н.М. Колосова - М: Спарк, 2008
10. Комаров С.А. Теория государства и права // С.А. Комаров, А.Н. Малько - М.: НОРМА-ИНФА, 2009, 448 с.
11. Лазарев В.В. Теория права и государства // В.В. Лазарев - М.: Право и Закон, 2022, 560 c.
12. Малиновский А.А. Теория права и государства // А.А. Малиновский - М: МГИМО, 2019, 370 с.
13. Малько А.В. Теория государства и права. В вопросах и ответах // А.В. Малько - М.: ЮРИСТЪ, 2019, 272 c.
14. Марченко М. Н. Теория государства и права // М.Н. Марченко - М: Норма, Инфра-М, 2018. 304 с.
15. Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды // Л.И. Петражицкий - М.: Юридическая Книга, 2020, 124 c.
16. Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник // Т.Н. Радько - М: Проспект, 2019, 496 с.
17. Рассказов Л.П. Теория государства и права. Учебник // Л.П. Рассказов - М: Инфра-М, РИОР, 2016, 480 с.
18. Смоленский М.Б. Теория государства и права // М.Б. Смоленский - М: Инфра-М, 2018, 272 с.
19. Теребилов В.И. Законность и правосудие в РФ // В. И. Теребилов - М.: Политиздат, 2007, 222. с.
20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права // В.Н. Хропанюк - М: Омега-Л, 2019, 324 с.
21. Шагиева Р.В. Теория государства и права // Р.В. Шагиева - М: Проспект, 2021, 520 с.